Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 08 февраля 2024 года
Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей в защиту открытого акционерного общества «РЖД» (ОАО «РЖД»), на постановление исполняющего обязанности председателя Комитета государственного экологического надзора <адрес>№/Д от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности председателя Комитета государственного экологического надзора <адрес>№/Д от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
По делу установлено, что из ЛОГКУ «Ленобллес» в Комитет государственного экологического надзора <адрес> поступили материалы, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут в ходе патрулирования Кастенского участкового лесничества, в рамках осуществления лесной охраны лесничим ФИО2 выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:26:0000000:5, являющийся собственностью Российской Федерации, и на основании договора №-Н-ГП от 25.12.2003г. предоставленный ОАО «РЖД» на правах аренды до 01.01.2053г., вид разрешенного использования: для установления полос отвода железных дорог и размещения железнодорожного транспорта, в полосе отвода железной дороги «Новолисино-Новгород» - в месте, где должна быть обеспечена очистка от любых горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, и граничащей с землями лесного фонда (к лесу, покрытых лесной растительностью землям) – лесным кварталом 152 (части выделов 21-24. 38-42. 44.51-53.55) Кастенского участкового лесничества, Учебно-опытного лесничества в <адрес>, с двух сторон от полотна захламлен лесными горючими материалами, оставленными на месте рубки (спиленными деревьями, порубочными остатками), и не очищен от валежной и сухостойной древесины, а граница отвода железной дороги не отделена от опушки леса противопожарной минерализованной полосой, чем нарушены требования п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г.
На основании указанных материалов и задания от 11.10.2023г. №/З должностным лицом Комитета государственного экологического надзора <адрес> проведено выездное обследование Учебно-опытного лесничества, лесного квартала 152 Кастенского участкового лесничества (части выделов 21-24. 38-42. 44.51-53.55), в ходе которого также установлено, что участок в полосе отвода железной дороги «Новолисино-Новгород», граничащей с указанными землями лесного фонда, с двух сторон от полотна захламлен лесными горючими материалами, оставленными на месте рубки (спиленными деревьями, порубочными остатками), и не очищен от валежной и сухостойной древесины, а граница отвода железной дороги не отделена от опушки леса противопожарной минерализованной полосой.
Таким образом, указанными действиями ОАО «РЖД» допустило нарушение п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г.
В жалобе защитника ОАО «РЖД» ФИО1 содержится просьба об отмене данного постановления, прекращении производства по делу. В жалобе указывается, что протокол об административном правонарушении и постановление вынесены неуполномоченным должностным лицом, поскольку полоса отвода железной дороги относится к землям транспорта, а не к землям лесного фонда, следовательно, органы лесного надзора не вправе контролировать указанные земли.
Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие законного представителя ОАО «РЖД» - генерального директора ФИО3, начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» ФИО4, защитника ОАО «РЖД» ФИО1, поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 109, 110, 112, 114), в суд не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» ФИО5 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. Не оспаривая обстоятельства дела и нарушение ОАО «РЖД» п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г., считала, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесены неуполномоченным должностным лицом.
Начальник Юго-Западного межрайонного отела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Комитета государственного экологического надзора по <адрес>ФИО6, главный специалист Юго-Западного межрайонного отела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений Комитета государственного экологического надзора по <адрес>ФИО7, считая постановление законным и обоснованным, пояснили, что в силу положений ч.2 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г №, предметом государственного контроля и надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах).
Согласно Положению о Комитете государственного экологического надзора <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 192, Комитет государственного экологического надзора <адрес> является отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного контроля (надзора). В соответствии со ст.23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.32 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством.
Пункт 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г. устанавливает обязанность всех, без исключения, лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, обеспечить их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Таким образом, должностные лица КГЭН по <адрес> обладают полномочиями по осуществлению лесного контроля (надзора) в отношении земель любой категории, прилегающих к землям лесного фонда, с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, и в случае выявления правонарушения осуществлять производство по делу об административном правонарушении с вынесением постановления, а ОАО «РЖД», на основании договора аренды использующее полосу отвода - территорию, прилегающую непосредственно к лесному массиву, обязано соблюдать, в том числе, п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г.
В рассматриваемом случае, лесные горючие материалы, оставленные на месте рубки (спиленные деревья, порубочные остатки), валежная и сухостойная древесина, находились в непосредственном примыкании к лесному фонду и представляли собой угрозу возникновения пожара, который мог перекинуться на земли лесного фонда. ОАО «РЖД» было обязано либо очистить от лесных горючих материалов полосу земельного участка шириной не менее 10 метров, примыкающую к землям лесного фонда, либо отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, однако не выполнило ни одно из требований п.10 Правил.
Вместе с тем, обязанность не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а также отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой или минерализованной полосой, установлена также Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006г. №, на которые ОАО «РЖД» ссылается в жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав защитника ОАО «РЖД» ФИО5, допросив представителей КГЭН по <адрес>ФИО6, ФИО7, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г. утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Также пунктом 37 Правил определено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут в ходе патрулирования Кастенского участкового лесничества, в рамках осуществления лесной охраны лесничим ФИО2 выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:26:0000000:5, являющийся собственностью Российской Федерации, и на основании договора №-Н-ГП от 25.12.2003г. предоставленный ОАО «РЖД» на правах аренды до 01.01.2053г., вид разрешенного использования: для установления полос отвода железных дорог и размещения железнодорожного транспорта, в полосе отвода железной дороги «Новолисино-Новгород» - в месте, где должна быть обеспечена очистка от любых горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, и граничащей с землями лесного фонда (к лесу, покрытых лесной растительностью землям) – лесным кварталом 152 (части выделов 21-24. 38-42. 44.51-53.55) Кастенского участкового лесничества, Учебно-опытного лесничества в <адрес>, с двух сторон от полотна захламлен лесными горючими материалами, оставленными на месте рубки (спиленными деревьями, порубочными остатками), и не очищен от валежной и сухостойной древесины, а граница отвода железной дороги не отделена от опушки леса противопожарной минерализованной полосой. Указанными действиями ОАО «РЖД» нарушило требования п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от 07.10.2020г.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении №/Д от 24.10.2023г., актом № от 14.06.2023г. административного обследования лесов, актом № от 09.08.2023г. маршрутного патрулирования лесов Кастенского участкового лесничества Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», фототаблицей осмотра территории к акту № от 09.08.2023г., сведениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:5 ОАО «РЖД» в аренду, актом № от 14.06.2023г. маршрутного патрулирования лесов Кастенского участкового лесничества Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», фототаблицей № от 14.06.2023г., заданием №/З от 02.10.2023г. на проведение выездного обследования, выписками из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:5, протоколом осмотра №/З от 05.10.2023г. с фотографией, протоколом №/Д от 05.10.2023г. изъятия, объяснением защитника ОАО «РЖД» ФИО5 от 09.11.2023г., другими доказательствами.
Проверка законности и обоснованности постановления исполняющего обязанности председателя Комитета государственного экологического надзора <адрес>№/Д от ДД.ММ.ГГГГ показала, что выводы должностного лица Комитета государственного экологического надзора <адрес> о нарушении ОАО «РЖД» требований лесного и административного законодательства основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, и оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Действия ОАО «РЖД», допустившего нарушение правил пожарной безопасности в лесах, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ОАО «РЖД» не привело обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на общество законом обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
У ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюдения требований правил пожарной безопасности в лесах, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено неуполномоченными должностными лицами, являются несостоятельными, противоречат действующему законодательству, в частности, ч.2 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021г №, Положению о Комитете государственного экологического надзора <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 192, ст.23.24 КоАП РФ, из которых следует, что КГЭН по <адрес> обладают полномочиями по осуществлению лесного контроля (надзора) в отношении земель любой категории, прилегающих к землям лесного фонда, с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, и в случае выявления административного правонарушения вправе осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, из материалов дела, в частности, фототаблиц, следует, что в нарушение п.10 Правил горючие лесные материалы, в том числе, порубочные остатки, находятся непосредственно у границы лесного массива, что в случае возникновения пожара может способствовать распространению пламени на лесной участок.
Административное наказание ОАО «РЖД» в рамках санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ назначено минимальное.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление исполняющего обязанности председателя Комитета государственного экологического надзора <адрес>№/Д от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «РЖД», оставить без изменения, жалобу ФИО1, действующей в защиту открытого акционерного общества «РЖД» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО8