НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Торжокского городского суда (Тверская область) от 06.09.2013 № 2-581/2013

Дело № 2-581/2013 г.                                 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Торжок      06 сентября 2013 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего – судьи Морозовой И.С.,

при секретаре судебного заседания Столяровой И.Е.,

с участием представителя истца - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе – Тиханиной Е.Ю., действующей на основании доверенности № 01-06/97 от 11 января 2013 года,

ответчика Сорокина Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области к Сорокину Ю.Н. о взыскании неосновательно полученной федеральной социальной доплаты в размере 27 922 рубля 45 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 037 рублей 67 копеек,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе обратилось в суд с иском к Сорокину Ю.Н. и просит взыскать с ответчика неосновательно полученную федеральную социальную доплату в сумме 27 922 рубля 45 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 037 рублей 67 копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал следующее.

Решением руководителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области от 28 декабря 2009 года с 01 января 2010 года Сорокину Ю.Н. была установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с пунктом 10 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы или иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В пункте 12 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу или выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение её выплаты.

Уведомление о праве на установление федеральной социальной доплаты (об установлении ФСД) от 21 декабря 2009 года № 10078011941132 направлялось в адрес ответчика, что подтверждается копией уведомления о вручении заказанного письма. Уведомлением ответчик был ознакомлен с условиями установления федеральной социальной доплаты и предупреждён о необходимости безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о факте работы или осуществлении иной деятельности, в период которой подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Однако указанная обязанность ответчиком исполнена не была.

Согласно справке государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Вышневолоцкая станция скорой медицинской помощи» № 117 от 31 июля 2012 года Сорокин Ю.Н. работал фельдшером в указанном учреждении с 14 марта 2011 года. О данном факте ответчик своевременно не сообщил в УПФР в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области.

В связи с несвоевременным сообщением о факте работы Сорокину Ю.Н. была неосновательно выплачена федеральная социальная доплата за периоды времени с 14 марта 2011 года по 30 июня 2012 года в сумме 27 922 рубля 45 копеек.

На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации полученная федеральная социальная доплата в сумме 27 922 рубля 45 копеек является неосновательным обогащением, так как приобретена без установленных законом оснований и должна быть возвращена в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возвратить неосновательно приобретенное имущество не зависит от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Важен объективный результат – наличие неосновательного обогащения без правового основания.

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Однако положения указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы по отношению к ответчику, так как с его стороны присутствует недобросовестность, которая выражается в том, что ответчик трудоустроился, но своевременно о данном факте в пенсионный орган не сообщил, тем самым нарушив обязанность о безотлагательном извещении о наступлении всех обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение её выплаты.

Претензией от 21 февраля 2013 года № 09-12/2494 ответчик был поставлен в известность об образовавшейся переплате федеральной социальной доплаты. Согласно заявлению от 09 апреля 2013 года Сорокин Ю.Н. согласился выплатить образовавшуюся задолженность до 01 апреля 2014 года. Однако до настоящего времени добровольно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации Сорокин Ю.Н. перечислений не производил. В результате на ответчике лежит обязанность возместить в бюджет Пенсионного фонда РФ неосновательно полученную сумму федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 1 963 рубля 62 копейки.

Представитель истца – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе – Тиханина Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Сорокин Ю.Н. в судебном заседании исковые требования признал полностью, пояснив, что действительно не сообщил в пенсионный фонд о факте трудоустройства, хотя был предупреждён о такой обязанности при написании заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, действительно обязался выплачивать задолженность, но в настоящее время у него не имеется единовременно такой суммы. Кроме того пояснил, что с 14 марта 2011 года он работал в бригаде скорой помощи в качестве медицинского брата и только после получения диплома был переведён на должность фельдшера.

Выслушав представителя истца Тиханину Е.Ю., ответчика Сорокина Ю.Н., исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    В пункте 12 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что решением руководителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области от 15 сентября 2008 года Сорокину Ю.Н. назначена социальная пенсия в соответствии со ст. 11.1.3 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (л.д. 3).

Решением руководителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области от 28 декабря 2010 года Сорокину Ю.Н. на основании статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ с 01 января 2010 года была установлена федеральная социальная доплата к пенсии (л.д. 4).

Уведомлением о праве на установление федеральной социальной доплаты (об установлении ФСД) от 21 декабря 2009 года № 10078011941132 ответчик был ознакомлен с условиями установления федеральной социальной доплаты и предупреждён о необходимости безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о факте работы или осуществлении иной деятельности, в период которой подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (л.д. 6, 7).

Согласно справке Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Вышневолоцкая станция скорой медицинской помощи» № 117 от 31 июля 2012 года Сорокин Ю.Н. с 14 марта 2011 года принят на должность фельдшера в выездную бригаду с нагрузкой 0,5 ставки (л.д. 8).

Из трудовой книжки Сорокина Ю.Н. следует, что согласно записи № 3 от 14 марта 2011 года на основании приказа № 15 (параграф 8) от 10 марта 2011 года принят на должность медицинского брата в выездную бригаду временно; согласно записи № 8 от 01 июля 2012 года на основании приказа № 35 (параграф 4) от 30 июня 2012 года переведён на должность фельдшера в выездной бригаде в связи с получением диплома по специальности «лечебное дело»; согласно записи № 9 от 01 августа 2012 года на основании приказа № 41 (параграф 1) от 01 августа 2012 года переведён на основную работу постоянно на должность фельдшера в выездной бригаде; согласно записи № 10 от 15 июня 2013 года на основании приказа № 34 (параграф 3) от 03 июня 2013 года уволен с работы в связи с призывом на военную службу (статья 83 пункт 1 ТК РФ).

Таким образом, приступив к оплачиваемой работе с 14 марта 2011 года ответчик Сорокин Ю.Н. утратил право на получение указанной социальной доплаты, однако не уведомил о своём трудоустройстве Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как следует из положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Принимая во внимание, что обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, возлагается законом именно на лицо, получающее установленную социальную выплату, сокрытие Сорокиным Ю.Н. факта трудоустройства, свидетельствует о недобросовестности ответчика.

Согласно представленному Государственным учреждением – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области расчету по состоянию на 31 июля 2012 года за период с 14 марта 2011 года по 30 июня 2012 года сумма задолженности Сорокина Ю.Н. составляет 27 922 рубля 45 копеек (л.д. 9).

Исследованный судом расчёт задолженности произведен истцом в строгом соответствии с требованиями статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», математически правильно и сомнений не вызывает.

Направленная ответчику претензия об уплате неосновательно полученной федеральной социальной доплаты от 21 февраля 2013 года № 09-12/2494, ответчиком получена лично, однако не исполнена (л.д. 10, 11).

Согласно заявлению от 09 апреля 2013 года Сорокин Ю.Н. ознакомлен и согласен выплатить образовавшуюся переплату ФСД в сумме 27 922 рубля 45 копеек до 01 апреля 2014 года (л.д. 12).

До настоящего времени задолженность не погашена, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Напротив, представленные истцом доказательства, исследованные и принятые судом как достоверные и допустимые, позволяют сделать вывод о наличии оснований для полного удовлетворения заявленного иска.

При таких обстоятельствах имеются предусмотренные законом основания для взыскания с ответчика Сорокина Ю.Н. неосновательно полученной федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 27 922 рубля 45 копеек.

Требование Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области о возмещении расходов по уплате государственной пошлины в порядке статьи 98 ГПК РФ подлежит удовлетворению в полном объеме в размере 1 037 рублей 67 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

исковые требования Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Торжке и Торжокском районе Тверской области к Сорокину Ю.Н. о взыскании неосновательно полученной федеральной социальной доплаты удовлетворить.

Взыскать с Сорокина Ю.Н., рождения ****, уроженца посёлка ****, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации неосновательно полученную федеральную социальную доплату к пенсии за период с 14 марта 2011 года по 30 июня 2012 года в сумме 27 922 (двадцать семь тысяч девятьсот двадцать два) рубля 45 (сорок пять) копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 037 (одна тысяча тридцать семь) рублей 67 (шестьдесят семь) копеек.

Банковские реквизиты для перечисления взысканных сумм: получатель – Управление Федерального казначейства по Тверской области, р/с 40401810900000020026 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской области г. Тверь (Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области), ИНН 6903005441, БИК 042809001.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

По вступлении решения в законную силу исполнительные листы в порядке, предусмотренном ст. 428 ГПК РФ, на взыскание неосновательно полученной федеральной социальной доплаты и на взыскание государственной пошлины выдать взыскателю.

Решение принято в окончательной форме 09 сентября 2013 года.

Председательствующий                          И.С. Морозова

решение вступило в законную силу