НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского районного суда (Томская область) от 28.03.2013 № 2-459/2014

  Р Е Ш Е Н И Е

 от 28 марта 2013 года по делу 2-459/2014

 Именем Российской Федерации

 Томский районный суд Томской области в составе:

 председательствующего –

 судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н.,

 при секретаре Кудряшевой О.В.,

 с участием:

 представителя лица, чьи бездействия обжалуются – Администрации Томского района

 М,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению М о признании незаконным решения органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий,

 у с т а н о в и л :

 М обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения (адрес) об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: (адрес), окрестности (адрес), площадью 1500 м2, для садоводства, оформленного письмом (номер) от 09.01.2014, и понуждении (адрес) к утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка по адресу: (адрес), окрестности (адрес), площадью .... на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от ...

 В обоснование заявленного требования М в письменном заявлении указал, что (дата) обратился в (адрес) с заявлением об образовании и предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), окрестности поселка Кисловка, площадью 1 500 м2, для садоводства, согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка, с требованием утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Его заявление было зарегистрировано под номером ......

 Решением от (дата) (адрес) отказала ему в предоставлении земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что им (М) не была представлена адресная справка в отношении испрашиваемого им земельного участка, что является нарушением Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации Томского района (номер) от (дата) «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков».

 Считал решение органа местного самоуправления незаконным и необоснованным.

 Отмечал, что требование Администрации Томского района о предоставлении адресной справки является незаконным, поскольку текст Постановления об утверждении Административного регламента официально опубликован не был, а в соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно ст. 47 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Таким образом, Административный регламент является недействующим и не может являться основанием для отказа в предоставлении участка.

 В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Федеральный закон не предусматривает необходимости предоставления вместе с заявлением адресной справки. Такое требование (адрес) не основано на законе. Предполагаемое местонахождение земельного участка может быть определено заявителем, в том числе, путем приложения к заявлению схемы. При этом Администрация муниципального района не вправе требовать предоставления адресной справки, поскольку имеет возможность и обязана получить ее самостоятельно от Администрации сельского поселения в порядке межведомственного взаимодействия.

 Полагал, что у Администрации Томского района отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении ему в собственность спорного земельного участка. Данный отказ нарушает его право на получение земельного участка в собственность.

 Заявитель М, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения его заявления, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, об уважительности причин неявки не сообщал, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

 Суд, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя лица, чьи действия обжалуются, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

 Представитель лица, чьи действия обжалуются – (адрес) М, действующая на основании доверенности № 02-16/2, выданной на ее имя (адрес) 09.01.2014, в судебном заседании полагала, что заявленные М требования удовлетворению не подлежат.

 Поясняла, что в заявлении М не указано местоположение испрашиваемого им участка. Приложенная к заявлению схема, выполненная на распечатке публичной кадастровой карты, не позволяет определить местоположение испрашиваемого заявителем земельного участка, поскольку данная схема является условной, имеет определенную погрешность, отраженные в ней сведения о местоположении земельных участков могут не совпадать с фактическим их местоположением, а, кроме того, данная схема не отражает находящихся в собственности, ранее учтенных, но не отмежеванных, а, соответственно, и не поставленных на кадастровый учет земельных участков.

 Отмечала, что вместо адресной справки заявитель может представить Администрации Томского района любой другой документ, который позволит с достоверностью определить положение испрашиваемого участка на местности. Настаивала на том, что согласование, утверждение и выдача схемы является результатом оказания органом местного самоуправления муниципальной услуги. Между тем Администрация Томского района не может согласовать схему объекта недвижимости, положение которого не установлено.

 Также обращала внимание на то обстоятельство, что решением (адрес) (номер) от (дата) утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией Томского района муниципальных услуг. Среди них есть предоставление адресной справки на земельный участок.

 Просила в удовлетворении заявления М отказать.

 Суд, заслушав пояснения представителя лица, чьи бездействия обжалуются, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные М требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего:

 Согласно положениям ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В соответствии с положениями ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Из представленного суду заявления следует, что М обратился в (адрес) с заявлением об образовании и предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), окрестности (адрес), площадью 1 500 м2, для садоводства. Заявление М зарегистрировано Администрацией Томского района (дата) под входящим номером ......

 Данное обстоятельство органом местного самоуправления не оспаривалось и подтверждается представленным суду заявлением М, адресованным (адрес) и содержащим отметку о его принятии органом местного самоуправления.

 Из ответа, данного (дата) Администрацией Томского района на заявление М, следует, что в предоставлении муниципальной услуги ему отказано ввиду непредставления им необходимых документов – адресной справки, выдаваемой органом местного самоуправления сельского поселения, либо заключения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с описанием местоположения земельного участка.

 При таких обстоятельствах суд считает, что отказ в предоставлении муниципальной услуги нарушает право гражданина на предоставление ему земельного участка в собственность, а соответственно может быть оспорен в суде.

 Разрешая по существу заявление М, суд исходит из следующего:

 Согласно положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

 В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 Орган местного самоуправления на основании данного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

 Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением, в том числе муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

 Статьей 4 данного закона предусмотрено, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, правомерность предоставления муниципальных услуг, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

 Согласно представленному суду заявлению от (дата) ..... М обратился в орган местного самоуправления - Администрацию Томского района с заявлением об образовании земельного участка, площадью 1500 м2для садоводства, расположенного в окрестностях (адрес) согласно прилагаемой схеме, утверждении и выдаче ему схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, уполномочивании его на проведение работ по межеванию данного участка и обращению в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета участка, и после постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, просил предоставить данный участок ему (М) в собственность за плату.

 Таким образом, М, действуя в соответствии с положениями законодательства, обратился в (адрес) с заявлением об образовании и предоставлении ему в собственность земельного участка за плату.

 Исходя из анализа вышеприведенных норм права, предоставление земельного участка в собственность гражданина является муниципальной услугой, оказываемой органом местного самоуправления. Последний, согласно закону, обязан, рассмотрев заявление гражданина, оказать муниципальную услугу, т.е. предоставить испрашиваемый участок в собственность заявителя, либо отказать в ее предоставлении, т.е. в предоставлении участка в собственность.

 Суд отмечает, что сама по себе муниципальная услуга по предоставлению земельного участка в собственность гражданина состоит из нескольких этапов: утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предоставлении земельного участка в собственность после выполнения заявителем кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, и заключение договора купли-продажи.

 Согласно положениям ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

 В соответствии с положениями ст. 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

 Таким образом, по мнению суда, муниципальная услуга по предоставлению заявителю земельного участка в собственность будет считается оказанной только после заключения договора купли - продажи участка и регистрации перехода права собственности на него. Вместе с тем, предоставление земельного участка в собственность заявителя и заключение с ним договора купли – продажи в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ осуществляется только после выполнения заявителем кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

 Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, в том числе: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).

 С учетом вышеприведенной нормы права суд приходит к выводу о том, что в отсутствие адреса объекта недвижимости или описания его местоположения не может быть осуществлен государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка. В то же время, принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя и заключение с ним договора купли-продажи возможно лишь после государственного кадастрового учета такого земельного участка, осуществляемого заявителем.

 Таким образом, предоставление органом местного самоуправления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в собственность заявителя обусловлена выполнением последним кадастровых работ и осуществлением государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, который, в свою очередь, возможен лишь при наличии адреса объекта недвижимости или описания его местоположения.

 Адресация объектов недвижимости является самостоятельной муниципальной услугой, осуществляемой согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органом местного самоуправления сельского поселения.

 Согласно п. 2 ст. 2 Закона Томской области от 12.11.2004 № 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» (адрес) входит в состав Заречного сельского поселения.

 Испрашиваемый М земельный участок располагается вблизи (адрес), соответственно, располагается на территории Заречного сельского поселения.

 Постановлениями Администрации Заречного сельского поселения (номер) от (дата) и (номер) от (дата) утверждены: Положение «Об адресации объектов недвижимости на территории муниципального образования «Заречное сельское поселение» и Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам недвижимости на территории Заречного сельского поселения».

 Согласно п. 3 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг утверждается, в том числе, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

 Решением (адрес) от (дата) (номер) утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления (адрес) муниципальных услуг.

 Согласно п. 7 указанного Перечня необходимой и обязательной услугой для оказания Администрацией Томского района муниципальной услуги является предоставление адресной справки на земельный участок.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для оказания Администрацией Томского района муниципальной услуги по предоставлению М в собственность земельного участка, последний должен предоставить в Администрацию района адресную справку испрашиваемого участка, выдача которой, в свою очередь, является самостоятельной муниципальной услугой, оказываемой Администрацией Заречного сельского поселения.

 При этом суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что такая справка может быть истребована (адрес) из Администрации Заречного сельского поселения в порядке межведомственного взаимодействия. Поскольку пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от (дата) № 210-ФЗ предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением муниципальных услуг. В то же время, согласно пункту 3 ст. 2 указанного Федерального закона заявителем является физическое или юридическое лицо, за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов и органов местного самоуправления. Таким образом, (адрес) не вправе обращаться в Администрацию Заречного сельского поселения с заявлением о предоставлении ей либо М муниципальной услуги по присвоению адреса испрашиваемому земельному участку. Кроме того, суд отмечает, что поскольку М просит образовать и передать ему в собственность земельный участок, соответственно до оказания Администрацией Заречного сельского поселения муниципальной услуги по присвоению адреса испрашиваемому земельному участку, такая информация в Администрации сельского поселения отсутствует.

 Поскольку действующее федеральное законодательство не регламентирует момент, в который адресная справка или описание местоположения объекта недвижимости должны быть представлены заявителем Администрации муниципального района, в то же время Решением (адрес) (номер) от 30.08.2012, принятым во исполнение положений Федерального закона от (дата) № 210-ФЗ предусмотрено обязательное предоставление заявителем адресной справки на земельный участок, необходимой для оказания Администрацией Томского района муниципальной услуги, в том числе и по предоставлению земельного участка в собственность, суд считает, что отказ Администрации Томского района в предоставлении М муниципальной услуги, содержащийся в ответе от 09.01.2014, является законным.

 При этом доводы заявителя об имеющихся в ответе Администрации Томского района ссылках на неопубликованный нормативно-правовой акт правового значения не имеют, поскольку не влияют на существо решения.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ Томский районный суд (адрес)

 р е ш и л :

 М в удовлетворении требования о признании незаконным решения (адрес) об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: (адрес), окрестности (адрес), площадью ...... для садоводства, оформленного письмом (номер) от (дата) и понуждении (адрес) к утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка по адресу: (адрес), окрестности (адрес), площадью ....... на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от (дата) ...... - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.

 Председательствующий –

 судья Томского районного суда

 Томской области                           С.Н. Панфилов

 Мотивированный текст судебного решения изготовлен: «___» апреля 2014 года.