НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского районного суда (Томская область) от 21.09.2020 № 2-639/20

Дело № 2-639/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Точилина Е.С.

при секретаре Кулманаковой К.С.,

помощник судьи Кованцева А.С.,

с участием:

старшего помощника прокурора Казначеевой Е.Н.,

представителя третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Администрации Итатского сельского поселения Томского района о возложении обязанности обеспечить актуализацию сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, возложении обязанности разработать и направить декларацию о воздействии на окружающую среду, возложении обязанности обеспечить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Итатского сельского поселения, в котором просил с учетом изменения требований возложить на ответчика обязанность не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить актуализацию ранее внесённых в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах-отстойниках (код объекта согласно свидетельству о постановке на учёт ) в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух; не позднее 14 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о воздействии на окружающую среду для прудов-отстойников (код объекта согласно свидетельству о постановке на учёт ), содержащую сведения о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух; не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку берегового сосредоточенного выпуска (координаты ) на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (в виде сбросов загрязняющих веществ в водный объект), с присвоением ему II категории; не позднее 14 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларацию о воздействии на окружающую среду берегового сосредоточенного выпуска (координаты .), содержащую сведения о негативном воздействии указанного объекта на водный объект (<адрес>).

В обоснование иска указано, что Администрация Итатского сельского поселения использует <адрес> на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от (дата) выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, для сброса сточных вод. Отведение сточных вод в реку осуществляется с использованием очистных сооружений – двух прудов-отстойников, которые отнесены ко II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта согласно свидетельству о постановке на учёт ). Проведённая проверка показала, что в нарушение требований федерального законодательства Администрация Итатского сельского поселения Томского района не приняла меры к разработке декларации о воздействии на окружающую среду и прилагаемому к ней расчёту нормативов допустимых сбросов сточных вод в водный объект, соответствующая декларация в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не представлена. Кроме того, Администрация Итатского сельского поселения Томского района не обеспечила постановку на государственный учёт берегового сосредоточенного выпуска в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Пруды-отстойники находятся в собственности Администрации Итатского сельского поселения. Указанные объекты находятся на значительном удалении от места фактического сброса сточных вод в <адрес>. Сточные воды после прохождения через пруды-отстойники по ручью и бетонному лотку сбрасываются в <адрес> через береговой сосредоточенный выпуск, расположенный за чертой населённого пункта, на расстоянии более 900 метров от очистных сооружений. Согласно объяснениям Главы Администрации Итатского сельского поселения от 05.03.2020 вышеуказанные пруды-отстойники расположены на двух земельных участках, под точку сброса земельный участок не оформлялся, место сброса сточных вод как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт не ставился.

В заявлении об изменении иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец указывает на то, что ответчиком разработана декларация о воздействии на окружающую среду в отношении прудов-отстойников, в декларации представлены сведения о сбросах загрязняющих веществ в водный объект. Вместе с тем пруды-отстойники являются объектом, оказывающим негативное воздействие на атмосферный воздух, а на водный объект воздействие оказывается со стороны водовыпуска.

В судебном заседании старший помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначеева Е.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об изменении иска.

Ответчик Администрация Итатского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направила. В представленном письменном отзыве представитель ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что Администрацией Итатского сельского поселения при получении разрешения н использование водного объекта для сброса сточных вод, были предоставлены сведения о расположении берегового сосредоточенного выпуска сточных вод, что являлось необходимым условием для получения данного разрешения.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области ФИО1 в судебном заседании позицию природоохранного прокурора поддержала, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей истца и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц.

В силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды – обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды (статья 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно частям 1 и 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 7 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включаются сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (места сброса сточных вод) с указанием их географических координат.

В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Судом установлено, что на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о предоставлении водного объекта – участка <адрес> в пользование от (дата) названный водный объект (участок <адрес>) предоставлен для сброса сточных вод ответчику Администрации Итатского сельского поселения.

Согласно указанному решению Администрация Итатского сельского поселения (водопользователь) осуществляет сброс сточных вод от жилого фонда, бюджетных организаций и прочих организаций с. Томское. Срок водопользования установлен по (дата) (пункты 2.1, 2.3, 4.1 решения).

В качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет поставлены пруды-отстойники, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством от (дата). Указанным прудам-отстойникам присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду –

Ответчиком в материалы дела представлена декларация о воздействии на окружающую среду объекта , которая, в частности, содержит сведения о количестве загрязняющих веществ, сбрасываемых в <адрес>.

Согласно указанной декларации сточные воды от жилого фонда, бюджетных организаций и прочих организаций <адрес> поступают в канализационный коллектор, далее в пруды-отстойники, а затем в <адрес>. Хозяйственно-бытовые сточные воды подвергаются механической очистке через пруды-отстойники с дополнительной очисткой растительностью и обеззараживанием.

Вместе с тем из письма Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от (дата) следует, что при оказании услуг по водоотведению сточных вод необходима постановка на учет как объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, так и объектов, оказывающих негативное воздействие на водные объекты.

Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте – очистные сооружения филиала <данные изъяты> от (дата) и заявкой к нему, а также свидетельством о постановке на государственной учет объекта – канализационные очистные сооружения <адрес> от (дата), из которых следует, что очистные сооружения осуществляют выбросы вредных веществ в атмосферный воздух

Декларация о воздействии на окружающую среду объекта представленная Администрацией Итатского сельского поселения, не содержит сведений о воздействии очистных сооружений – прудов-отстойников на атмосферный воздух.

Учитывая изложенные обстоятельства, подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить актуализацию ранее внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах-отстойниках в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух и разработке декларации о воздействии на окружающую среду для прудов-отстойников, содержащую сведения о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что предложенные Томским межрайонным природоохранным прокурором Томской области сроки в течение, которых решение должно быть исполнено в данной части, являются разумными и достаточными.

Вместе с тем суд не может согласиться с требованиями о возложении на Администрацию Итатского сельского поселения Томского района обязанности обеспечить постановку берегового сосредоточенного выпуска на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и разработке и направлению в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области декларации о воздействии на окружающую среду берегового сосредоточенного выпуска.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, от (дата) спорные пруды-отстойники поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Из решения о предоставлении водного объекта в пользование от (дата) следует, что сброс сточных вод в <адрес> осуществляется с использованием очистных сооружений в виде прудов-отстойников. Тип оголовка выпуска – береговой сосредоточенный выпуск, представляющий собой железобетонную трубу 219 мм. В решении о предоставлении водного объекта в пользование приведены координаты места сброса сточных вод в <адрес>.

Из схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также пояснительной записки, приложенных к решению о предоставлении водного объекта в пользование от (дата), следует, что стоки, сбрасываемые в <адрес>, поступают от жилого фонда, бюджетных и прочих организаций в канализационный коллектор, затем в пруды-отстойники. Сброс сточных вод осуществляется через береговой сосредоточенный выпуск, диаметр железобетонной трубы 219 мм.

Аналогичные сведения изложены в декларации о воздействии на окружающую среду, составленной Администрацией Итатского сельского поселения.

Таким образом, пруды-отстойники и береговой сосредоточенный выпуск объединены единым назначением и неразрывно связанны физически и технологически, в связи с чем являются единым объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, который уже поставлен на государственный учет в качестве такого.

Истцом, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих, что береговой сосредоточенный выпуск оказывает самостоятельное негативное воздействие на окружающую среду независимо от прудов-отстойников, что свидетельствовало бы о необходимости его постановки на учет в качестве отдельного объекта.

Довод о том, что береговой выпуск находится на удалении от прудов-отстойников, сам по себе не свидетельствует о том, что он является самостоятельным объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, учитывая, что в соответствии с действующим природоохранным законодательством таким объектом может являться совокупность объектов капитального строительства или других объектов, объединенных единым назначением, связанных физически или технологически и расположенные в пределах нескольких земельных участков, о чем указано как в решении о предоставлении водного объекта в пользование от (дата), так и в декларации о воздействии на окружающую среду.

Таким образом, требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Администрации Итатского сельского поселения Томского района о возложении обязанности обеспечить актуализацию сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, возложении обязанности разработать и направить декларацию о воздействии на окружающую среду, возложении обязанности обеспечить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Итатского сельского поселения не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить актуализацию ранее внесенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о прудах-отстойниках (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет ) в части внесения сведений о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух.

Обязать Администрацию Итатского сельского поселения не позднее 14 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать декларацию о воздействии на окружающую среду для прудов-отстойников (код объекта согласно свидетельству о постановке на учет ), содержащую сведения о негативном воздействии указанного объекта на атмосферный воздух.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Точилин Е.С.

Решения суда в окончательной форме изготовлено 28.09.2020