Дело № 2а-1507/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Пелипенко А.А.
при секретаре Пятиненко С.А.,
помощник судьи Руди Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области (далее –ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании с административного ответчика в пользу соответствующего бюджета сумму задолженности в размере 8937,37 руб., в том числе единый налог на вмененный доход за 3 квартал 2019 года в размере 7756 рублей, пени по ЕНВД в размере 405,77 рублей, штраф по ЕНВД за 3 квартал 2019 год в размере 775,6 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что налогоплательщик ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП), осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в ИФНС России по г.Томску. В соответствии с п. 1 ст. 346 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 являлся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). В соответствии со ст. 346 Налогового кодекса Российской Федерации
Налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию за3 квартал 2019 года по ЕНВД. Согласно ст. 346 Налогового кодекса Российской Федерации ЕНВД, исчисленный в соответствии с налоговой декларацией, учитывается налогоплательщиком в срок не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В установленный срок сумма ЕНВД в резмере 7756 рублей уплачена не была. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени в размере 405,77 руб. ИФНС России по г.Томску направлено требование №80118 от 04.09.2020 об уплате налога и пени. Согласно первичной налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2019 года № 876919812 от 28.10.2019 года налогоплательщиком нарушен порядок заполнения налоговой декларации, а именно не указан физический показатель, не рассчитана налоговая база и не исчислен налог к уплате. В ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход ФИО1 было направлено требование № 285 о представлении пояснений от 14.01.2020. В ответ на требование была представлена уточненная налоговая декларация по ЕНВД, в которой налогоплательщиком произведен расчет налоговой базы и исчислен налог в размере 7756.00 руб. Для уменьшения исчисленного единого налога ФИО1 заявляет сумму страховых взносов в размере 9059.00 руб. В рассматриваемом периоде ИП ФИО1 не производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно карточке расчетов с бюджетом, страховые взносы ФИО1 в 3 квартале 2019 года не были уплачены, следовательно, налогоплательщик был не вправе уменьшать исчисленную сумму ЕНВД за 3 квартал 2019 года на сумму страховых взносов. Таким образом, в нарушение ст. 346.32 Кодекса налогоплательщиком ФИО1 занижена сумма ЕНВД, подлежащая уплате за 3 квартал 2019 года в размере 7756.00 руб. В ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2019 г. № 928131265 от 04.02.2020 ФИО1 было направлено Требование № 5948 о представлении пояснений от 17.03.2020. Ответ на требование не поступал. Неполная уплата сумм налога в результате неправильного исчисления налога является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Сумма штрафа составляет 1551.20 руб. (7756.00 руб.*20%). В соответствии со ст. 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате ЕНВД за 3 квартал 2019 года начислены пени в размере 405,77 руб. (протокол расчета пени). С учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафных санкций ИФНС снижен в 2 раза, что составляет: 775.60 руб. (1551.20 руб./2). 25.12.2020 мировым судьей судебного участка №2 Томского судебного района Томской области по заявлению Инспекции ФНС по г. Томску вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с ФИО1 в размере 8937,37 рублей. От налогоплательщика поступили письменные возражения. 18.01.2021 мировым судьей судебного участка №2 Томского судебного района Томской области вынесено определение об отмене судебного приказа.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом, не явились. В административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении административного искового заявления без участия представителя ИФНС России по г. Томску.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебные извещения, направленные по адресу, указанному в административном исковом заявлении в качестве места жительства и регистрации ФИО1 административному ответчику не вручены, возвращены, истек срок хранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Данное положение получило развитие в целом ряде законодательных установлений и в том числе в п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67); статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
В пункте 63 данного постановления разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Суд надлежащим образом исполнил обязанность по организации извещения административного ответчика ФИО1, заблаговременно направляя по месту его жительства и регистрации повестки о дне судебных заседаний.
Таким образом, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу, суд исходит из того, что административный ответчик ФИО1 надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в связи с чем полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административному ответчику через Личный кабинет направлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 7360 от 17.07.2020, выразившегося в том, что ФИО1 не уплачен ЕНВД за 3 квартал 2019 года, которое вручено 10.09.2020.
Судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области задолженности в сумме 8937,37 руб. от 25.12.2020 отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Томского судебного района Томской области 18.01.2021.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области поступило Томский районный суд Томской области 18.06.2021.
Таким образом, административным истцом соблюдены установленные сроки для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным исковым заявлением.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
К специальным налоговым режимам относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (подпункт 3 пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса) (абзац 2 пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой (ч. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации).
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе (ч. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации).
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с п. 2 ст. 346.28 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации)
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и не оспорено сторонами, что ФИО1 с 01.01.2019 по 17.03.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлся в указанный период времени плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно первичной налоговой декларации по ЕНВД за 3 квартал 2019 года № 876919812 от 28.10.2019 года налогоплательщиком ФИО1 нарушен порядок заполнения налоговой декларации, а именно не указан физический показатель, не рассчитана налоговая база и не исчислен налог к уплате.
Отсутствие в налоговом периоде физических показателей, используемых для исчисленного единого налога на вмененный доход, означает прекращение предпринимательской деятельности облагаемой данным налогом, и возникновение обязанности снятия с учета в качестве налогоплательщика в установленном п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации порядке.
До снятия с учета в качестве налогоплательщика сумма единого налога на вмененный доход исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц.
В соответствии со статьей 88 Кодекса в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2019 г. № 876919812 от 28.10.2019 ФИО1 было направлено Требование № 285 о представлении пояснений от 14.01.2020.
В налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по ЕНВД за 3 квартал 2019 года № 928131265 от 04.02.2020 года, в которой налогоплательщиком ФИО1 произведен расчет налоговой базы и исчислен налог в размере 7756.00 руб. Сумму страховых взносов указана в размере 9059.00 руб.
Административному ответчику через Личный кабинет направлено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 7360 от 17.07.2020, вручено 10.09.2020.
Данное требование административным ответчиком оставлено без исполнения, единый налог на вмененный доход за 3 квартал 2019 года не уплачен, доказательств обратного административным ответчиком в суд не представлено.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
За неисполнение обязательств по уплате единого налога на вмененный доход ИФНС России по г.Томску были начислены пени в размере 405,77 руб.
ФИО1 совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правонарушение совершено виновно в форме неосторожности: лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Неполная уплата сумм налога в результате неправильного исчисления налога является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Сумма штрафа составила 1551.20 руб. (7756.00 руб.*20%), однако, с учетом установленных ИФНС России по г. Томску смягчающих ответственность обстоятельств, снижена в 2 раза, и составила 775,6 рублей.
Административным ответчиком, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных административным истцом исковых требований, в суд не представлено.
Дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате ФИО1 единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2019 года не исполнена, что является основанием для взыскания с ФИО1 в судебном порядке задолженности уплате единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2019 года в размере 7756 рублей, пени по ЕНВД в размере 405,77 рублей, штраф по ЕНВД за 3 квартал 2019 год в размере 775,6 рублей, а всего 8937,37 рублей.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, подлежит зачислению в местный бюджет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Оснований для освобождения административного ответчика от подлежащей уплате по делу государственной пошлины не имеется.
Поскольку исковые требования, предъявленные к ФИО1 удовлетворены в размере 8937,37 рублей, с административного ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, сумму задолженности в размере 8937,37 руб., в том числе единый налог на вмененный доход за 3 квартал 2019 года в размере 7756 рублей, пени по ЕНВД в размере 405,77 рублей, штраф по ЕНВД за 3 квартал 2019 год в размере 775,6 рублей.
Взыскание налогов и пени осуществить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску), ИНН <***> / КПП 701701001, Сч. №, Банк получателя: Отделение Томск, г. Томск, БИК 046902001; Код ОКТМО 69701000, код бюджетной классификации для ЕНВД 18210502010021000110, код бюджетной классификации для пени по ЕНВД 18210502010022100110.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Томского районного суда Томской области /подпись/ Пелипенко А.А.
Мотивированный текст решения изготовлен 27.08.2021.
Копия верна
Подлинник подшит в материале № 2а-1507/2021
Судья Пелипенко А.А.
Секретарь Пятиненко С.А.
УИД 70RS0005-01-2021-001938-13