НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского районного суда (Томская область) от 13.07.2021 № 12-246/2021

№ 12-246/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Томск 13 июля 2021 года

Судья Томского районного суда Томской области Дубовик П.Н., рассмотрев жалобу должностного лица Управления финансов Администрации Томского района на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области от 16.04.2021, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы Зональненского сельского поселения Коноваловой Евгении Анатольевны прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области от 16.04.2021 производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении главы Зональненского сельского поселения Коноваловой Евгении Анатольевны прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 23.12.2020, Коновалова Е.А., являясь главой администрации Зональненского сельского поселения, 29.01.2020 по адресу: п. Зональная станция Томского района Томской области, ул. Совхозная, 10, нарушила условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета путем превышения нормативов формирования расходов на оплату труда, запрет на который установлен ч.2 ст. 136 БК РФ и ст. 3, ст. 5 Закона Томской области от 13.08.2007 №170-03. Данное правонарушение выявлено по итогам внеплановой проверки по обращению Дубровина А. В., оформленной актом от 02.12.2020 г. № 02/20/ВН, в коде которой установлено, что решением Думы Томского района от 14.12.2017 № 192 «Об утверждении бюджета Томского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено предоставление в 2018 году бюджету Зональненского сельского поселения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 6657,5 тыс. руб., предоставляемой за счет средств бюджета Томской области. Решением Думы Томского района от 20.12.2018 № 266 «Об утверждении бюджета Томского района на 2019 год и плановый период 2020, 2021 годов» предусмотрено предоставление в 2019 году бюджету Зональненского сельского поселения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности размере 7778,8 тыс. руб., предоставляемой за счет средств бюджета Томской области. Доля дотаций в бюджете Зональненского сельского поселения в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет по отношению к 2018 г. и 2019 г. превышала 5 процентов доходов местного бюджета этого поселения, что в соответствии с требованиями ч.2 ст. 136 БК РФ и ст. 3, ст. 5 Закона № 170-03 влечет обязанность Администрации Зональненского сельского поселения, как органа обеспечивающего исполнение бюджета, не превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих (далее - нормативы формирования расходов на оплату труда) и (или) содержание органов местного самоуправления. Законом № 198-03 Зональненское сельское поселение отнесено к 4 группе поселений, установленный норматив формирования расходов на оплату труда для Администрации Зональненского сельского поселения на 2018, 2019 г. составляет: на 2018 г. - 278,5 тыс. руб.; на 2019 год - 281,5 тыс. руб. в соответствии с постановлением администрации Томской области от 03.07.2013 г. № 268а. В ходе внеплановой проверки установлено, что по итогам 2019 года фактические расходы на оплату труда главы сельского поселения и муниципальных служащих администрации Зональненского сельского поселения (с учетом районного коэффициента и начислений выплаты по оплате труда) в 2019 г. составили 4253,4 тыс. руб. (в т.ч. 1131,1 тыс. руб. - на оплату труда главы поселения), то есть с превышением утвержденной решением о бюджете с 3811,7 тыс. руб., рассчитанной по нормативу формирования расходов на оплату. Фактическое превышение норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих администрации Зональненского сельского поселения составило в общей сумме 441,7 тыс. руб. или из расчета установленного норматива формирования расходов на оплату труда одного муниципального служащего превышение составило 55,2 тыс. руб. Своими действиями Коновалова Е.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 Ко АП РФ.

Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Томского судебного района Томской области от 16.04.2021 должностное лицо Управления финансов Администрации Томского района обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление. Выводы мирового судьи противоречат нормам бюджетного законодательства РФ, а именно указано на возможность расходования средств на оплату труда муниципальных служащих Администрации Зональненского сельского поселения сверх фонда оплаты труда муниципальных служащих, сформированного по нормативу, установленному постановлением Администрации Томской области от 03.07.2013 №268а (далее постановление №268а). При планировании расходов бюджета поселения общая сумма фонда оплаты труда рассчитывается из: а)фонда оплаты Главы поселения согласно положению об оплате его труда; б)фонда оплаты труда муниципальных служащих согласно положению об оплате их труда в пределах норматива, установленного постановлением №268а; в) фонда оплаты труда немуниципальных служащих согласно положению об оплате их труда.Таким образом, при планировании бюджета поселения формируются расходы по оплате труда по трем категориям работников. Расходы по оплате труда работников категории а) и б) должны быть запланированы и в последующем осуществлены в пределах суммы, рассчитанной по нормативу, установленному постановлением №268а. В ходе проверки было установлено, что расходы по оплате труда работников категории а) и б) запланированы в пределах суммы, рассчитанной по нормативу, установленному постановлением №268а, а израсходованы с превышением указанного норматива. Выводы суда не основаны на фактических обстоятельствах дела. Не было учтено, то обстоятельство, что фактические выплаты муниципальным служащим не могут превышать фонд оплаты труда именно муниципальных служащих, сформированный по нормативам. Использование фонда оплаты труда немуниципальных служащих на оплату труда муниципальных служащих, что имело место быть в Администрации Зональненского сельского поселения, является неправомерным расходованием бюджетных средств. Фактически выплаты поощрения муниципальным служащим носили регулярный ежемесячный характер, что является основанием для отнесения их к оплате труда муниципальных служащих за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год устанавливает порядок использования экономии фонда оплаты труда муниципальных служащих. Следовательно. Глава сельского поселения, приняв постановление о поощрении, предусматривающее использование фонда оплаты труда работников на поощрения муниципальных служащих, создал предпосылки превышения фонда оплаты труда муниципальных служащих, рассчитанного по нормативу, и далее, принимая каждый месяц распоряжения о поощрении муниципальных служащих за пределами фонда оплаты труда муниципальных служащих, нарушил и собственный муниципальный правовой акт.Применение к рассматриваемым правоотношениям приказа Департамента финансов Томской области от 29.02.2012 №8 «О мониторинге соблюдения муниципальными образованиями Томской области требований бюджетного законодательства Российской Федерации и оценке качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Томской области» является неправомерным, т.к. в силу его норм он применяется исключительно к муниципальным районам и городским округам, к каковым муниципальное образование «Зональненское сельское поселение» не относится в силу норм абз. 1-7 ч.1 ст.2 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании глава Зональненского сельского поселения Коновалова Е.А., её защитник, полагали, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным.

Должностное лицо, доводы, изложенные в жалобе, поддержало в полном объеме. Полагало, что постановление мирового судьи подлежит отмене.

Выслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 23.12.2020 Коноваловой Е.А. - Главе Администрации Зональненского сельского поселения вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, выразившееся в нарушении Администрацией Зональненского сельского поселения условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а именно в части превышения нормативов формирования расходов на оплату труда, обязательных в силу норм ч. 2 ст. 136 БК РФ и ст. 3, ст. 5 Закона Томской области от 13.08.2007 №170-ОЗ.

При таких обстоятельствах Коноваловой Е.А. вменяется нарушение конкретных норм ч. 2 ст. 136 БК РФ и ст. 3, ст. 5 Закона Томской области от 13.08.2007 №170-ОЗ.

Согласно ч. 2 ст. 136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона Томской области от 13.08.2007 N "О межбюджетных отношениях в Томской области" предусмотрено, что участниками межбюджетных отношений в Томской области являются Томская область и муниципальные образования Томской области: муниципальные районы (городские округа), городские и сельские поселения.

Согласно ч. 2 ст. 5 указанного закона муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Администрацией Томской области нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании фактические выплаты муниципальным служащим Администрации Зональненского сельского поселения за 2019 г. превысили норматив формирования расходов на оплату труда на 441,7 тыс.руб., фактические выплаты главе поселения не превысили норматив формирования расходов на оплату труда.

Превышение норматива формирования расходов на оплату труда муниципальным служащим произошло из-за выплат поощрений на основании распоряжений главы поселения в соответствии с постановлением администрации Зональненского сельского поселения. принимаемых на основании ст. 9 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-03 "О муниципальной службе в Томской области".

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии с ч. 1-3 ст. 11 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-03 "О муниципальной службе в Томской области" предусмотрено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, а также следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат:

ежемесячного денежного поощрения;

месячного оклада за классный чин (далее - оклад за классный чин);

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере в виде процента к должностному окладу в зависимости от стажа муниципальной службы;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в виде процента к должностному окладу;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

В размерах, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальному служащему устанавливаются следующие дополнительные выплаты в составе его денежного содержания:

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;

На все составные части денежного содержания муниципального служащего, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случаях и в размерах, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

При этом согласно ст. 9 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-03 "О муниципальной службе в Томской области" за успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, безупречную и эффективную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут применяться следующие виды поощрений: 1) благодарность; 2) почетная грамота; 3) денежная премия; 4) иные виды поощрений, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Томской области, муниципального образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, установленные ст. 9 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-03 "О муниципальной службе в Томской области" виды поощрений муниципального служащего, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

При этом само постановление Администрации Зональненского сельского поселения от 29.12.2018 выплат поощрений, принятое в соответствии с ТК РФ, ст. 26 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст. 9 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-03, п. 32 ч. 10 Решения Совета Зональненского сельского поселения, где было утверждено Положение о видах поощрения муниципального служащего и порядке его премирования» и в настояний момент не отменено.

Общий фонд оплаты труда муниципальных и немуниципальных служащих Администрации Зональненского сельского поселения за 2019 г. превышен не был, и при этом устанавливался одной статьёй бюджетных расходов Администрации Зональненского сельского поселения. Какой-либо ссылки на нормативный акт, предусматривающий обязательное разделение бюджетных расходов на оплату труда муниципальных и немуниципальных служащих, должностным лицом не приведено.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильному выводу, что в действиях главы администрации Коноваловой Е.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы являлись предметом исследования и оценки мировым судьей и фактически выражают несогласие с произведенной мировым судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Оценка мировым судьей всех доказательств по делу дана в соответствии с требованиями закона.

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления, не установлено.

При этом мировой судья, рассматривая дело, не допустил нарушений норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи, при рассмотрении дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №4 Томского судебного района Томской области от 16.04.2021, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы Зональненского сельского поселения Коноваловой Евгении Анатольевны прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения - оставить без изменения, а жалобу должностного лица без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в порядке ст. 30.12 КоАП РФ. Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья П.Н.Дубовик

Копия верна: судья П.Н.Дубовик

УИД 70RS0005-01-2020-005900-42