Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2018 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Климашевской Т.Г.,
с участием представителя административного истца Шелехова В.А адвоката Алакина И.В., действующего на основании доверенности от 12.10.2016 сроком действия 3 года,
представителя административного ответчика: Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Барсуковой Т.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 сроком действия по 31 декабря 2018 года,
прокурора Чмиря Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-20/2018 по административному исковому заявлению Шелехова Владимира Александровича к Департаменту управления государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части п. 523 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год утвержденного распоряжения Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-О от 29.11.2017 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год»,
У С Т А Н О В И Л:
распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-О от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Указанное распоряжение и приложение к нему опубликованы 30 ноября 2017 года на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://дугс.рф. (л.д.89-91).
Пунктом 1 указанного распоряжения определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год согласно приложению к настоящему распоряжению.
В соответствии с пунктом 523 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» в указанный перечень (далее - Перечень) включено нежилое здание с кадастровым номером 70:21:0200006:8063, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Некрасова, 12 (л.д.110-112).
Подпунктом 2 пункта 2 установлено, что указанный перечень подлежит направлению в соответствующие налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества в срок не позднее 1 января 2018 года (л.д. 109)
Шелехов В.А. обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления государственной собственностью Томской области и просит признать недействующим распоряжение Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-О от 29.11.2017 «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» в части включения в перечень объектов нежилого здания, расположенного по адресу г. Томск ул. Некрасова 12, с кадастровым номером 70:21:0200006:806 (пункт 523 перечня).
В обоснование требований административный истец ссылается на положения ст. 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», в силу которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении, в том числе: с 2018 года административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 500 квадратных метров; с 2018 года нежилых помещений общей площадью свыше 500 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В то же время согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности за регистрировано право собственности истца на 1/2 доли в праве собственности на нежилое 1-этажное здание общей площадью 410, 7 кв.м, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12. Таким образом, по мнению административного истца, согласно правоустанавливающим документам спорное здание не отвечает требованиям, закрепленным в ст. 4.1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» Полагает что при решении вопроса о включении в Перечень объектов для целей налогообложения положения ст. 378.2 должны применятся в неразрывной связи с положениями Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций».
В судебное заседание не явились заинтересованные лица Чухнов В.В. и Великосельский Э.П., просившие о рассмотрении дела в их отсутствие, суд на основании положений ч.2 ст. 150, ч.5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Алакин И.В. заявленные требования поддержал, в своих объяснениях суду подтвердил, что административному истцу на праве собственности принадлежит доля в праве на нежилое здание по указанному адресу, в котором располагается магазин «Бирюса» и офисные помещения. Кроме того, пояснил, что в соответствии с ч.3 ст. 402 НК РФЗ. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. На основании подпункта 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
В соответствии с п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В свою очередь «Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения», утвержденный постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года, разработан, в том числе на основании Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-03 «О налоге на имущество организаций» (п.1 Порядка).
С учетом того, что ст. 4-1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-03 «О налоге на имущество организаций» не распространяет свое действие на объекты недвижимого имущества, собственниками которых являются физические лица, то и «Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения», утвержденный постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года, незаконно применялся к объектам недвижимого имущества, собственниками которых являются физические лица.
Таким образом, включение нежилого здания по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12, под пунктом 523 в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 №85-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», является незаконным, так как собственниками здания являются физические лица.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области в письменных возражениях и в пояснениях суду считала административный иск не подлежит удовлетворению. Определение вида фактического использования спорного объекта недвижимости было осуществлено в соответствии с действующим порядком. Сам же объект недвижимости был включен в перечень на основании подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ (по виду разрешенного использования земельного участка). Также указала, что включенный в перечень спорный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200006:14 с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания помещений магазина и мастерской по ремонту бытовой техники», который в ходе проведения кадастровой оценки земельных участков был отнесён к 5 группе видов разрешенного использования. Указанное на момент издания оспариваемого нормативно-правового акта подтверждалось выпиской из ЕГРН. Исходя из положений ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» и распоряжения Правительства Российской Федерации № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» указанный вид разрешенного использования земельного участка предполагает размещение на нем торгового объекта. Кроме того, поскольку при проведении обследования было установлено, что 71, 83 % площади здания используется для размещения офисов и торговых объектов, что подтверждается актом обследования, здание подлежало включению в перечень. При этом на момент включения в перечень согласно данным ЕГРН площадь здания составляла 665, 1 кв.м. Также указала, что Шелехов В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, а не организаций и соответственно к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а не положения Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-03 «О налоге на имущество организаций».
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Миронова Е.А., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 382.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Из решения Думы Города Томска от 11.11.2014 N 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» следует, что данным решением установлены ставки налога на имущество физических лиц включенного в перечень объектов для целей налогообложения, а именно физическим лицам в отношении объектов, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в виде уменьшения налоговой ставки, установленной статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2015 году - до 0,5 процента; в 2016 году - до 1,0 процента; в 2017 году - до 1,5 процента.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения») утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).
Согласно п.16 постановления Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013, следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество организаций, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подп.8.1 п.10 положения).
При таких обстоятельствах суд полагает, что Департамент по управлению государственной собственностью Томской области наделен достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого административным истцом в части нормативного правового акта.
Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) Уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 316 от 29.06.2017 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 3 квартал 2017 года (л.д.44)
Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 377 от 25.07.2017 в указанное выше распоряжение внесены изменения и перечень объектов подлежащих обследованию, дополнен зданием по адресу: Томск, ул. Некрасова, 12 (л.д. 47).
Распоряжением от 27 сентября 2017 года № 529 определен состав комиссии по проведению мероприятий по определению вида фактического использования.
Письмом от 07.07.2017 № 19 ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» уведомило Шелехова В.А.. о проведении в 3 квартале 2017 года обследования нежилого здания по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12.
Вопреки доводам представителя административного истца факт направления указанного письма подтверждается выпиской из журнала регистрации отправляемых документов.
По результатам обследования нежилых помещений комиссией был составлен акт № 03-02/2017-336 от 28.09.2017 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому с учетом решения о внесении изменений в акт от 26.03.2018 площадь торговых помещений в здании по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12, с кадастровым номером 70:21:0200006:806 составляет 198,6 кв.м, площадь офисных помещений составляет 96,4 кв.м, что составляет 71, 83% от площади здания 410, 7 кв.м. При этом торговые помещения представляют собой помещения торгового центра «Бирюса», факт осуществления которым торговой деятельности подтверждается приложенным к акту кассовым чеком. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200006:14 с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания помещений магазина и мастерской по обслуживанию бытовой техники» (л.д.42-43).
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля юрисконсульт отдела по контролю за использованием имущества ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» Ю. показала, что она участвовала в проведении обследования здания по адресу: г. Томск, ул. Некрасова 12. Перед проведением обследования в порядке межведомственного взаимодействия ими были истребованы выписка из ЕГРН в отношении Здания, в которой была указана его площадь как 410, 7 кв.м, а также технический паспорт здания, на основании которого они впоследствии и определяли площадь помещений, расположенных внутри здания. Именно поэтому в акте указана площадь здания 410, 7 кв. м. В ходе обследования они сначала прошли в помещение торгового центра «Бирюса», доступ в которое одушевлялся свободно, там она приобрела товар, чек приложила к акту. Это самое большое по площади помещение. Из помещения были видны другие меньшие по площади помещения, в которых находилась оргтехника, столы и стулья, в связи с чем они сделали вывод, что там находятся офисы. Затем они прошли к помещению, где находился собственник здания. Однако собственник здания отказал им в доступе в здание и не разрешил фотографировать внутри, в связи с чем фото фиксация была сделана только снаружи. В результате ими было установлено что в здании как минимум 295 кв.м занято торговыми помещениями и 96, 4 кв.м - офисами, что находится в остальных помещениях им установить не удалось в связи с тем, что собственником здания было отказано в доступе в данные помещения.
Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.
Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Протоколом Комиссии от 15.11.2017 было принято решение о:
1) Включении в перечень на 2018 объектов недвижимости, включённых в перечень на 2017.
2) Утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость согласно приложению № 6.
Согласно протоколу № 6 от 15 ноября 2017 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.
Распоряжением от 29.11.2017 № 85-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, включив в его состав, в том числе нежилое здание по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Некрасова, 12, после чего направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества и опубликовал его на официальном сайте Департамента.
Таким образом, установленная процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена.
Статьей 80 Устава (Основного Закона) Томской области установлено, что правовыми актами Губернатора Томской области, Администрации Томской области являются постановления и распоряжения (пункты 1, 2), правовыми актами исполнительных органов государственной власти области, не входящих в состав Администрации Томской области, являются приказы и распоряжения (пункт 3). Данные положения содержатся также в пунктах 1, 2 статьи 8 Закона Томской области от 07.03.2002 № 9-03 «О нормативных правовых актах Томской области».
Оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован в соответствии со статьей 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 07.03.2002 «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области № 19-03 от 12.05.2000 «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru 30.11.2017, а значит, согласно статье 5 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12.05.2000 «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» вступил в законную силу с указанной даты.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным на то органом государственной власти, каких-либо нарушений процедуры его принятия и опубликования административным ответчиком не допущено (п. 2 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив распоряжение № 85-о от 29 ноября 2017 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Административный ответчик в ходе судебного заседания ссылался на то, что основанием включения спорного здания в перечень объектов для целей налогообложения послужили помимо данных обследования с целью определения фактического вида использования формальные признаки, позволяющие включить указанное имущество в перечень объектов для целей налогообложения, а именно вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, предполагающий размещение на нем торговых объектов.
Согласно положениям п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного толкования приведённых выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 06.10.2017) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым вид разрешенного использования Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) включает в себя размещение объектов капитального строительства, с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг.
В соответствии выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 06.02.2018 № 70/095/001/2018- 639 нежилое здание находится в пределах земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200006:14. В свою очередь, согласно выпискам из ЕГРН от 02.10.2017 № 70/000/074/2017-2220, имевшейся у ответчика на момент принятия оспариваемого распоряжения земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200006:14 по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12, разрешен к использованию для эксплуатации и обслуживания помещений магазина и мастерской по ремонту бытовой техники.
Магазин в соответствии с пунктом 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, представляет собой стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Ремонт бытовой техники (код ОКВЭД 92.25.1) согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 г. № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» является видом деятельности, относящимся к бытовым услугам, из чего следует, что мастерская по ремонту бытовой техники является объектом бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200006:14 предусматривает размещение на нём торгового объекта и объекта бытового обслуживания, следовательно, нежилое здание, расположенное в границах данного земельного участка, соответствует признакам торгового центра.
При этом суд также учитывает, что согласно данным ЕГРН на момент принятия оспариваемого решения площадь здания по адресу: г. Томск, ул. Некрасова, 12, составляла 665, 1 кв.м, что подтверждается как выпиской из ЕГРН от 06.02.2018, так и ответом на запрос суда Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Томской области, согласно которому в 2016 году по заявлению представителя собственников нежилого здания в ЕГРН были внесены изменения относительно площади здания, а именно площадь здания изменена на 665, 1 кв.м.
Таким образом, с учетом акта об определении вида фактического использования от 28.09.2017 на момент принятия оспариваемого распоряжения 44,3% площади помещений здания использовалось для размещения офисов и торговых объектов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в данном случае объект недвижимости также соответствовал требованиям подп.2 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценивая доводы административного истца о том, что в случае включения в здания в перечень объектов для целей налогообложения в отношении него подлежат применению положения Закона Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», суд находит их не основанными на законе.
Так согласно ст. 1, 4 указанного Закона Томской области им регламентируется налогообложение лишь имущества, принадлежащего организациям.
Вопросы установления налога на имущество физических лиц урегулированы главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в названной главе Налогового кодекса Российской Федерации не содержится указаний на то, что положения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающие особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям, подлежат применению при определении налоговой базы объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам.
Доводы о незаконности включения в перечень объектов для целей налогообложения имущества, поскольку оно принадлежит физическим лицам, также не обоснованы.
Так, согласно «Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения», утвержденного постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, данный порядок разработан в соответствии со ст. 378 Налогового кодекса Российской Федерации и регламентирует правила определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества, расположенных в границах Томской области (п.1), а не только имущества организаций, как утверждает представитель истца.
Распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области № 85-о от 29.11.2017 принято в целях реализации п.7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области, утверждая оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, применил единый подход как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц в соответствии с положениями действующего налогового законодательства.
При таких обстоятельствах суд находит, что включение нежилого здания с кадастровым номером 70:21:0200006:806 в перечень на 2018 год в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца об обратном не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы распоряжение в оспариваемой части, не имеется.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Шелехова Владимира Александровича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим пункта 523 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 85-О от 29 ноября 2017 г., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий