НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского областного суда (Томская область) от 22.12.2015 № 7-533/2015

Судья Аплина Л.Л. Дело № 7-533/2015

РЕШЕНИЕ

г. Томск 22 декабря 2015 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу Шабановой Н.Л. на постановление заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области от 08.09.2015 и решение Кировского районного суда г. Томска от 05.11.2015, вынесенные в отношении заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области Крынина М.А. от 08.09.2015 заместитель главного бухгалтера Публичного акционерного общества «Томская распределительная компания» (далее - ПАО «ТРК», либо Общество) Шабанова Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.7.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, Шабанова Н.Л. просит отменить постановление должностного лица и решение районного суда, а производство прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что должностное лицо и судья пришли к ошибочному выводу о ее виновности в совершении административного правонарушения, который основан на сопоставлении двух строк в письме от 19.08.2015 исх. № 02.1/5055 и налоговой декларации ПАО «ТРК» по налогу на прибыли за 2014 год без анализа всех документов, находящихся в материалах дела.

Приводя сведения о запрашиваемой Департаментом тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент) у Общества информации и соответствующих ответах, заявитель указывает, что Департамент 12.08.2015 запросил пояснения о причинах расхождений в предоставленной информации. 19.08.2015 Общество сообщило в Департамент об отсутствии противоречий в представленных документах и дало разъяснения о порядке расчета данных в налоговых регистрах и их отражение в налоговой декларации.

Приводя данные расчета налоговой базы по регистру № НБ-01, расчета данных для налоговой декларации и данные налоговой декларации, заявитель указывает, что все представленные в Департамент данные при подаче заявления на корректировку необходимой валовой выручки на 2016 год, так и в дальнейших ответах, были взяты из налоговых регистров и декларации по налогу на прибыль общества и являются достоверными. Разница в итоговых данных налогового регистра и налоговой декларации объясняется различиями в порядке отражения расходов в аналитических регистрах налогового учета и в налоговых декларациях.

Заявитель полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, представленные сведения не были заведомо не достоверными. Кроме того, заявитель указывает, что пояснения, предоставленные Обществом, не являются сведениями как таковыми, а являются мнением Общества по заданному Департаментом вопросу.

Также заявитель указывает, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении не содержится доказательств, подтверждающих, что предоставленные Обществом данные, именуемые Департаментом как недостоверные, повлекли или могли повлечь установление неверных (завышенных или заниженных) тарифов на услуги регулируемой организации, а следовательно, нет доказательств и угрозе общественным отношениям по установлению тарифов.

Заявитель полагает, что в данном случае была исключена возможность предоставления недостоверных сведений, так как в Департамент были предоставлены документы налоговой и бухгалтерской отчетности, содержащие в полном объеме достоверные сведения. По мнению заявителя, представленная в Департамент налоговая декларация за 2014 год, налоговые регистры, анализы бухгалтерских счетов позволяли произвести расчеты тарифов исходя из содержащейся в них информации.

В судебном заседании Шабанова Н.Л. и ее защитники Вихорева Ю.Г. и Фахрутдинова Г.С. поддержали жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, Крынин М.А. и представитель Департамента тарифного регулирования Томской области Титова И.Ю. в судебном заседании возражали против доводов жалобы, просили постановление и судебное решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав пояснения защитника и мнение прокурора, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ административным правонарушением признается представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.

Согласно пп. 3 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования.

В отношении ПАО «ТРК» используется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон об электроэнергетике), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании пп. 10 п. 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области № 145 от 31.10.2012, Департамент устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Департамент тарифного регулирования Томской области в соответствии с пп. 2 п. 10 указанного Положения в целях установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также их должностных лиц, в том числе в рамках государственной информационной системы.

Пунктом 19 Правил государственного регулирования установлено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Из материалов дела усматривается, что ПАО «ТРК» обратилось в Департамент с заявлением от 28.04.2015 исх. № 1.3/2349 по вопросу корректировки необходимой валовой выручки на 2016 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на услуги по передаче электрической энергии и установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «ТРК» (без учета затрат на услуги прочих территориальных сетевых организаций).

29.06.2015 Департамент в целях реализации функции ценообразования в сфере электроэнергетики в связи с необходимостью уточнения предложения ОАО «ТРК» направил в адрес Общества письмо о необходимости предоставления в срок до 06.07.2015 документов по перечню согласно приложению к указанному письму.

09.07.2015 Общество направило в адрес Департамента документы согласно сводному реестру. 13.07.2015 Департаментом в адрес Общества направлен запрос о предоставлении налоговых регистров по доходам и расходам по обычным видам деятельности за 2014 год в разрезе статей доходов и расходов.

20.07.2015 Общество представило налоговые регистры на 74 листах с приложением формы «НБ-01 Расчет налоговой базы за 2014 год», в соответствии с которой отражены расходы на реализацию (товаров, работ, услуг) в сумме /__/ руб. (№ п/п 1 «НБ-01 Расчет налоговой базы за 2014 год»), внереализационные расходы в сумме /__/ руб. (№ п/п 2 «НБ-01 Расчет налоговой базы за 2014 год»).

При проведении анализа представленных Обществом документов Департаментом были выявлены несоответствие данных по расходам, уменьшающим сумму доходов от реализации, по внереализационным расходам, отраженным в расчете налоговой базы № НБ-01 за 2014 год и налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год.

Департамент тарифного регулирования Томской области сообщил ПАО «ТРК» о несоответствии расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, и внереализационных расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год и расчетом налоговой базы НБ-01.

В соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике 12.08.2015 Департамент запросил у ПАО «ТРК» пояснения о причинах расхождения указанной информации. При этом Департамент обратил внимание Общества на то, что в налоговой декларации по налогу на прибыль отсутствуют: величина расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, /__/ руб.; величина внереализационных расходов /__/ руб.

В ответе на указанный запрос в письме от 19.08.2015 ПАО «ТРК» сообщило об отсутствии противоречий в представленных Обществом документах. Данное письмо подписано заместителем главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. Кроме того, в письме указаны суммы расходов, не соответствующие представленной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год, а именно: сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, составляет согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год /__/ руб., что не соответствует строке 030 налоговой декларации, представленной Обществом 29.04.2015 (/__/ руб.); сумма внереализационных расходов по данным налоговой декларации составляет /__/ руб., что не соответствует строке 040 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год (/__/ руб.).

Факт того, что в ответе Департаменту от 19.08.2015 в строках 1 и 2 «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» и «Внереализационные расходы» в столбце 4 содержатся не данные, указанные в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год, Шабанова Н.Л. не оспаривала. В суде первой инстанции Шабанова Н.Л., объясняя причины указанных расхождений в представленной информации, сослалась на допущенную в ответе от 19.08.2015 ошибку исполнителя, которую она расценивает как техническую.

Должностным лицом, при вынесении постановления, данному доводу Шабановой Н.Л. о технической ошибке при предоставлении информации дана надлежащая оценка, данный довод обоснованно отвергнут как несостоятельный на основании имеющихся в материалах дела сведениях.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что в письме от 19.08.2015 Шабанова Н.Л. сообщила в Департамент сведения, не соответствующие представленной 29.04.2014 налоговой декларации на прибыль за 2014 год, т.е. представила заведомо недостоверные сведения о сумме расходов.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом управляющего директора - первого заместителя генерального директора ОАО «ТРК» П. № 473 л/с от 10.12.2012 Шабанова Н.Л. принята на должность заместителя главного бухгалтера. Исходя из содержания трудового договора № 143 от 10.12.2012, заключенного Обществом с Шабановой Н.Л., а именно ее полномочий при осуществлении трудовой деятельности, она является должностным лицом.

В соответствии с пунктом 1 доверенности № 207 от 14.10.2014, выданной заместителю главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. сроком до 19.04.2016, она представляет интересы Общества во всех органах государственной власти и управления по вопросам, связанным с деятельностью Общества, с правом подписания и получения заявлений, обращений, жалоб и иных документов.

В связи с чем Шабанова Н.Л., являясь должностным лицом, была уполномочена предоставлять в Департамент истребованную информацию, а также несла ответственность за ее достоверность.

Вопреки доводам жалобы, должностным лицом и судьей районного суда имеющиеся в деле доказательства оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ в их совокупности, являются допустимыми и достаточными для привлечения заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. к административной ответственности.

Факт отсутствия расхождений между данными налоговых регистров и налоговой декларации не освобождает Шабанову Н.Л. от административной ответственности, поскольку состав административного правонарушения образуют не действия по нарушению налоговой дисциплины, а представление недостоверных сведений по запросу Департамента тарифного регулирования Томской области.

Довод жалобы о том, что подписанный Шабановой Н.Л. ответ на запрос не имел правового значения и не мог повлиять на формирование тарифов, не имеет правового значения для квалификации действий Шабановой Н.Л., поскольку наступление негативных последствий от действий должностного лица не является элементом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо и судья районного суда обоснованно признали Шабанову Н.Л. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении Шабановой Н.Л. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Шабановой Н.Л. с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 19.7.1 названного Кодекса.

Должностное лицо правомерно не установил оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. Данный вывод должностного лица подробно мотивирован в постановлении и сомнений у суда не вызывает.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления суда, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области от 08.09.2015 и решение Кировского районного суда г. Томска от 05.11.2015, вынесенные в отношении заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Шабановой Н.Л. - без удовлетворения.

Судья А.В. Еремеев