Дело №3а-37/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2019 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Беликовой А.Р.
с участием
представителя административного истца Стороженко А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску Ячменева Андрея Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области и администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Ячменев А.Г. обратился в Томский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Томской области и администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м. по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 2430000рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежит на собственности вышеуказанный земельный участок; кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 25 марта 2015 г. в размере 5339693 рубля 67 копеек, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке (2430000 рублей), что нарушает право административного истца на экономическую обоснованность налогообложения.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В судебном заседании представитель административного истца Стороженко А.М., поддержала заявленные требования по приведенным выше основаниям.
В письменных отзывах на административный иск Управление Росреестра по Томской области оставило решение по административному делу на усмотрение суда; ФГБУ «ФКП Росреестра» указало, что не является надлежащим ответчиком; администрация Города Томска отзыв не представила.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 390 того же Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу пункта 2 Положения «О взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением Думы Города Томска от 21 сентября 2010г. №1596 (в редакции от 3 апреля 2018 г.), земельный налог на территории муниципального образования «Город Томск» взимается от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенный по адресу: /__/ (л.д.9-13).
Постановлением администрации Города Томска №1240 от 26 ноября 2014 г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Томской области, в том числе средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 25 марта 2015 г. №5/2015 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного вышеназванным постановлением администрации Города Томска, путем умножения значения площади вновь образованного земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости земель.
При таких обстоятельствах обращение административного истца в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 25 марта 2015 г. согласуется с приведенными выше положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской ФедерацииоРо», в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет №375/19 от 12 марта 2019г., подготовленный ООО «Центр экономических консультаций и оценки», согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 25 марта 2015г. составляет 2430000 рублей (л.д.15-56).
Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков не привели какие– либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете; о назначении судебной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах суд полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, составляющей 2430000 рублей.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 18 апреля 2019г. (л.д.4-5).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 и пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018г. №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, объекта налогообложения налогом на имущество физических лиц на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
Доводы административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» об отказе в удовлетворении административного иска к этому учреждению не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015г. №П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» указанное учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Как указано выше, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области от 25 марта 2015 г.
Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Ячменева Андрея Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области и администрации Города Томска удовлетворить;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м. по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 2430000(два миллиона четыреста тридцать тысяч)рублей по состоянию на 25 марта 2015 г.;
данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;
датой подачи заявления считать 18 апреля 2019г.;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Томского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий