Дело № 3а-123/2021
70OS0000-01-2021-000024-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года Томский областной суд в составе
председательствующего судьи Куцабовой А.А.
при секретарях Нетёсове И.М.,
Климашевской Т.Г.,
Кутлубаевой К.В.,
помощнике судьи И.
с участием
представителей административного ответчика Байрамова Э.М.,
Федоровской А.Е.,
прокурора Гутова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-123/2021 по административному исковому заявлению Соколова Михаила Витальевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов,
установил:
29 ноября 2018г. Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издано распоряжение №105-о, пунктом 1 которого определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год.
27 ноября 2019 г. Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издано распоряжение №99-о, пунктом 1 которого определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год.
Согласно пункту 1443 Перечня на 2019 год и пункту 1428 Перечня на 2020 год нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ (прежний адрес: /__/), является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Соколов М.В. обратился в Томский областной суд с административным иском о признании вышеназванных распоряжений в части упомянутых пунктов не действующими со дня их принятия.
В обоснование требований указано, что решение о включении нежилого здания в Перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год и 2020 год принято административным ответчиком без обследования нежилого здания в целях определения вида фактического использования для целей налогообложения; соответствующие мероприятия не проводились. С момента приобретения административным истцом в собственность нежилого здания оно никогда не использовалось для размещения объектов торговли, торговых центров и не используется в настоящее время; здание не эксплуатируется, никаких работ, услуг в сфере торговли и предпринимательства в здании не проводится и не оказывается. Включение спорного объекта в перечень объектов для целей налогообложения противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца.
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Соколова М.В.
Представители Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Байрамов Э.М., ФедоровскаяА.Е. с административным иском не согласились, пояснив, что спорное нежилое здание включено в Перечни на 2019-2020 годы в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не требующим определения вида фактического использования объекта недвижимости. Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого, установленный с 26 января 2018 г. и по настоящее время, соответственно и на момент определения Перечней, указан как «магазины, торговые комплексы», и позволял включить спорный объект в Перечни. Указанный вид разрешенного использования в полной мере соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в коде расчета вида использования 04:040 «Магазины. Здания, сооружения, помещения, предназначенные для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м» Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, и виду разрешенного использования с кодом 4.4 «Магазины» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м. Площадь спорного объекта недвижимости, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости составляет /__/ кв. м. Установленные обстоятельства в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют отнести спорный объект недвижимости к торговому объекту.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Гутова С.С. об отсутствии оснований для признания нормативно правовых актов не действующими в указанных в административном иске частях, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт1);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2);
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункта 2);
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 2);
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт «г» пункта 2);
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт3).
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемых нормативных актов, установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Администрации Томской области от 3 декабря 2014 года № 454а утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение № 3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013 года № 68, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжения об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Как следует из материалов административного дела, Соколов М.В. с 1 ноября 2017 г. является собственником нежилого здания площадью /__/.м с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, /__/, назначение – нежилое, наименование – здание, /__/, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.04.2021.
Ранее сложившийся адрес нежилого здания с кадастровым номером /__/ - /__/, что следует из постановления Главы Колпашевского городского поселения № 18 от 15 января 2018 года.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии об утверждении перечней объектов от 30 октября 2018 года утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость; протоколом заседания комиссии от 28 октября 2018 года утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2020 год.
Из содержания протоколов указанных заседаний комиссии во всех случаях в заседании принимали участие более половины ее членов.
Распоряжениями Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», №99-о от 27 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1443 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» и пунктом 1428 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № № 99-о от 27 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» в указанные Перечни включено нежилое здание площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, /__/.
Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом на основании перечисленных решений комиссии, изложенных в соответствующих протоколах заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013 года № 68 (с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора Томской области от 12 декабря 2014 года № 115), постановлением Администрации Томской области от 3 декабря 2014 года № 454а.
Распоряжения с приложениями официально опубликованы в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области от 7 марта 2002 года №9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области от 12 мая 2000 года № 19-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» http://dugs.tomsk.gov.ru.
Таким образом, оспариваемые административным истцом в части распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспариваются.
Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Томской области от 7 марта 2002 г. № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» распоряжения не входят в систему нормативных правовых актов области, поскольку к подзаконным нормативным правовым актам отнесены постановления Законодательной Думы Томской области, имеющие нормативный характер; постановления Губернатора Томской области; постановления Администрации Томской области; приказы иных исполнительных органов государственной власти Томской области, однако изложенное не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого распоряжения не действующим.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац второй).
Таким образом, для установления нормативного характера правового акта имеет значение его содержание.
Распоряжения содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование публичных правоотношений, что свидетельствует о нормативном характере оспариваемых правовых актов.
Правовым последствием установленного несоответствия формы и содержания правового акта является проверка его на соответствие требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам.
Кроме того, согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 данного Кодекса.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Оспариваемый перечень на 2019 год в период его действия являлся основанием для расчета налога на имущество физических лиц за 2019 год исходя из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. Поскольку трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или о возврате приведенных сумм уплаченного налога на имущество физических лиц за 2019 год, до настоящего времени не истек, а предельный срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год на день рассмотрения настоящего административного дела еще не наступил, в этой связи у административного истца не утрачена возможность оспаривания приведенных в административном исковом заявлении распоряжений в соответствующей части, а права Соколова М.В. подлежат судебной защите.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых в части распоряжений требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое здание, помещения признаются объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает, в частности следующему условию: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, в техническом паспорте спорного объекта по состоянию на 16.04.2007 и выписке из технического паспорта от 25 октября 2006 № 9111 назначение нежилого здания площадью /__/ кв.м указано «/__/».
Данное нежилое здание с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м расположено на земельных участках с кадастровым номером /__/, /__/ (сведения выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от 16.04.2021).
Из материалов кадастровых дел объектов недвижимости с кадастровым номером /__/, /__/ следует, что раздел земельного участка с кадастровым номером /__/ произведен по заданию правообладателя земельного участка Соколова М.В.; образованные земельные участки находятся согласно ПЗЗ МО «Колпашевское городское поселение» в зоне центра (Ц-1); на образованном земельном участке /__/ находится нежилое здание с кадастровым номером /__/; на земельном участке /__/ объекты капитального строительства отсутствуют.
Согласно справке кадастрового инженера Г. от 20.04.2018 на земельном участке с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м по адресу: /__/, /__/, с разрешенным использованием «для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений» объекты капитального строительства отсутствуют.
Решением Совета Администрации Колпашевского городского поселения от 25 декабря 2012 года № 76 в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/ установлен вид разрешённого использования – зона центра (Ц-1)
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером /__/ относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – «магазины, торговые комплексы».
Земельный участок с кадастровым номером /__/ с видом разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений» снят с кадастрового учета 9 января 2018 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от 16.04.2021.
Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером /__/ следует, что на основании заявления Соколова М.В. от 23 января 2018 года вид разрешённого использования земельного участка «для эксплуатации и обслуживания зданий, строений и сооружений» изменен на «магазины, торговые центры».
Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области от 05.04.2021 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/ изменен в Едином государственном реестре недвижимости на «магазины, торговые комплексы» с 26.01.2018 на основании указанного заявления правообладателя.
Таким образом, основанием для включения в Перечни здания с кадастровым номером /__/ послужили сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, согласно которым земельный участок, с кадастровым номером /__/, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использование предполагающий размещение торговых объектов.
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года №226, к коду расчета видов использования земельного участка 04:020, 04:040 отнесены земельные участки сегмента «Предпринимательство» с видами использования:
объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) - здания, сооружения, помещения, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг; включает коды расчета вида использования 04.050 - 04.096;
магазины - здания, сооружения, помещения, предназначенные для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5 000 кв.м.
Указанные виды разрешенного использования земельного участка также соответствует поименованным видам разрешенного использования, перечисленным в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (коды 4.2, 4.4), утвержденном приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, видам разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Более того, ни глава 30, ни глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие налоги на имущество организаций и физических лиц соответственно, не раскрывают содержание такого понятия, как торговый объект, используемый в статье 378.2 поименованного кодекса, в отличие от глав 26.3 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, которые исключительно для отношений, регулируемых названными главами (единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения), в качестве одного из видов торгового объекта указывают магазины.
В силу предписаний пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в поименованном кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.
Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Приведенное понятие торгового объекта содержится в пункте 14 ГОСТа Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст (пункт 3), в пункте 38 магазины отнесены к стационарным торговым объектам.
Таким образом, на момент утверждения Перечней принадлежащее административному истцу здание располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем торговых объектов, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для признания не действующими оспариваемых региональных норм. Здание административного истца обоснованно включено в перечни лишь по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится.
Содержащееся в Едином государственном реестре недвижимости прав наименование объекта «Здание. /__/» в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не является препятствием для отнесения его к торговым объектам без установления помещений площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета предусматривают размещение объекта указанного вида.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 37) различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанное изменение с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом исходя из кадастровой стоимости. В свою очередь, как указано выше, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, изменен на основании заявления административного истца.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это конституционное требование во взаимосвязи с положениями ее статей 15 и 18 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 5-П, от 17 марта 2009 г. № 5-П, от 22 июня 2009 г. № 10-П, от 3 июня 2014 г. № 17-П и др.).
Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области представлены относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, необходимым для включения его в перечни, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, предусматривает размещение на нем торговых объектов и данное обстоятельство являлось достаточным основанием для включения объекта в Перечни на 2019, 2020 годы по критериям, установленным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приведенная позиция о включения в оспариваемые Перечни здания административного истца исходя из вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка без фактического обследования здания согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 г. № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика».
С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений действующего законодательства доводы административного истца о необоснованном включении в оспариваемые перечни принадлежащего ему здания по причине неустановления его фактического использования судом отклоняются, поскольку каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости как использующегося в качестве торгового объекта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 17-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Соколова Михаила Витальевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании не действующими со дня принятия
пункта 1443 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29.11.2018,
пункта 1428 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27.11.2019,
оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий