НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского областного суда (Томская область) от 16.03.2022 № 7-65/2022

Судья Шачнева А.А. Дело № 7 – 65 / 2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск 16 марта 2022 г.

Судья Томского областного суда Поляков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская минеральная вода» (далее – ООО «Колпашевская минеральная вода», Общество) Буланова Андрея Федоровича на решение судьи Колпашевского городского суда Томской области от 13 января 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Колпашевская минеральная вода»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № Т-856 от 16.08.2021 ООО «Колпашевская минеральная вода» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Решением судьи Колпашеского городского суда Томской области от 13.01.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Колпашеская минеральная вода» Буланова А.Ф. – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО «Колпашевская минеральная вода» Буланов А.Ф. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просил заменить назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением либо устным замечанием, применив положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование жалобы указывает, что деяние, вмененное в вину Обществу, должно быть признано малозначительным, поскольку административное правонарушение совершено последним впервые, вред либо угроза причинения вреда окружающей среде при его совершении не допущены. Обращает внимание, что наложение административного штрафа в размере 70000 рублей негативно скажется на материальном положении Общества, поскольку в условиях ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, ему будет значительно труднее возобновить свою деятельность, что отразится на рабочих местах.

В дополнительных пояснениях к жалобе (в дальнейшем дополнениях к жалобе), кроме того, ссылаясь на Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417, полагает, что когда предприятие не осуществляет деятельность, как в случае с ООО Колпашевская минеральная вода», подача декларации не предусмотрена. В связи с чем, им была предоставлена информация только о том, что предприятие деятельность не осуществляет, подкрепив сведениями налоговой декларации об отсутствии дохода. Также ссылаясь на Положение, согласно которому декларация (отчет) должны содержать в себе конкретные данные - цифры, наименование, считает невозможным представление декларации с нулевыми сведениями, так как это не предусмотрено Положением и такая декларация не принимается.

Защитник Громенко П.А. и должностное лицо, вынесшее постановление по делу, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. В связи с чем, судья определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Генеральный директор ООО «Колпашевская минеральная вода» Буланов А.Ф. в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержал, просил прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения Буланова А.Ф., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 отходы использования товаров – отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (п. 1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998).

Согласно п. 4 ст. 24.2 указанного Федерального закона, обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, согласно п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных ст. 24.5 указанного закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора (п. 9 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998).

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается п. 2 указанной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 16 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998).

Пунктом 17 статьи 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 установлено, что отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее – отчетность, нормативы утилизации, отходы) производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию устанавливают утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее – Правила).

Пунктом 5 данных Правил определено, что отчетность предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а отчетным периодом для предоставления такой отчетности признается календарный год (п. 10).

Из п. 11 указанных Правил следует, что в случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем товаров или импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации юридического лица, которые являются производителями или импортерами товаров.

Отчетность предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 12 Правил).

В случае непредставления отчетности в сроки, установленные п. 12 Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) в силу п. 28 Правил направляет производителю товаров, импортеру товаров требование о необходимости представления отчетности.

За непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 29 Правил).

Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, предусмотренных перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств – членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров (далее – производители товаров, импортеры товаров) устанавливается Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Положение).

Согласно п. 9 данного Положения отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем товаров, импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые являются производителями, импортерами товаров.

Декларация представляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 10 положения).

Пунктом 17 Положения установлено, что в случае непредставления декларации в сроки, установленные п. 10 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) направляют производителю товаров, импортеру товаров требование о необходимости представления декларации.

За не предоставление или несвоевременное представление декларации, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений в декларации производители, импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 18 Положения).

Из представленных материалов дела следует, что ООО «Колпашевская минеральная вода», расположенная по адресу: Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, ул. Победы, 113, в нарушение п. 1, 17 ст. 24.2, п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010, п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417, в срок до 01.04.2021 не представила в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, что образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Колпашевская минеральная вода» указанного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые оценены всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Колпашевская минеральная вода» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, приведенные Булановым А.Ф. в дополнениях к жалобе, основываются на неверном толковании нормативно-правовых актов и являются несостоятельными.

Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.06.2021 № ЮЭ9965-21-164664533 ООО «Колпашевская минеральная вода» является действующим предприятием, основным видом деятельности которого является производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках (ОКВЭД 11.07), а, следовательно, было обязано представить в уполномоченный орган отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г., декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2020 г. и отсутствие производственной деятельности, о чем указывает заявитель в дополнениях к жалобе, вопреки его доводам, не освобождает ООО «Колпашевская минеральная вода» от обязанности по предоставлению указанной отчетности за 2020 г. При этом, также вопреки доводам, приведенным в дополнениях к жалобе, постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 и утвержденное им Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, не содержат положений об освобождении от обязанности по представлению вышеуказанных отчетов в уполномоченный орган в случае фактически нулевых значений утилизированных от использования товаров, выпущенных товаров, упаковки товаров. Не содержат таких положений и Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998, а также постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 и утвержденные им Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, оснований для признания совершенного ООО «Колпашевская минеральная вода» административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку, как верно указал судья районного суда, Обществом, несмотря на отсутствие негативных последствий, все же были проигнорированы требования законодательства в сфере утилизации отходов от использования товаров и выполнения публично-правовых обязанностей по соблюдению законодательства об охране окружающей среды и природопользования, кроме того срок несвоевременного представления отчетности/декларации по данному делу составил значительный период и до настоящего времени данная отчетность Обществом не предоставлена.

Существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену состоявшихся по делу актов, допущено не было.

Административное наказание назначено ООО «Колпашевская минеральная вода» с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для применения в отношении ООО «Колпашевская минеральная вода» положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая размер минимального штрафа для юридических лиц, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № Т-856 от 16 августа 2021 г. и решение судьи Колпашевского городского суда Томской области от 13 января 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Колпашевская минеральная вода» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Колпашевская минеральная вода» Буланова А.Ф. – без удовлетворения.

Судья Поляков В.В.