НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского областного суда (Томская область) от 09.06.2021 № 3А-118/2021

УИД 70OS0000-01-2021-000023-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2021 года Томский областной суд в составе

судьи Бондаревой Н.А.

при секретарях Кутлубаевой К.В., Алескерове Р.М.,

с участием прокурора Семитко С.Е., представителей ООО «Томскнефтехим» Перминовой А.В., Тецловой В.В., представителя Законодательной Думы Томской области Останина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-118/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» к Законодательной Думе Томской области о признании не действующими в части решения Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска»; Закона Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятого решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 г. № 584,

установил:

решением Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте г. Томска» утвержден проект новой черты г. Томска, разработанный на основе утвержденного генерального плана г. Томска и предусматривающий перераспределение земель с учетом необходимости обеспечения г. Томску условий для последующего социально-экономического развития, согласно приложению (пункт 2), в котором приведена экспликация земель, включаемых (исключаемых) в городскую черту, а также сводный баланс земель города в проектных границах. Указано, что в восточном направлении в черту города Томска включаются земли, занятые объектами промышленности и другого назначения, а также земли, предусмотренные для строительства жилья горожан и развития Томска в соответствии с его генпланом. К числу территорий промышленных предприятий и коммунально-складских объектов, включаемых в городскую черту, пунктом 37 приложения отнесена территория Нефтехимического комбината общей площадью 1092 га (л.д. 129-131 т. 2).

Данное решение опубликовано в сборнике нормативных правовых актов «Официальные ведомости Государственной Думы Томской области» за 1994 год (л.д. 220-224 т. 1).

В настоящее время указанное решение действует в редакции постановления Государственной Думы Томской области от 25 января 2007 г. № 3927, которым из приложения исключена строка 53.

Решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 года № 584 принят Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», которым статьей 1 утверждены границы муниципального образования «Город Томск» согласно приведенному описанию. Данный Закон опубликован в газете «Томский вестник» 13 января 1998 г. № 5 (1635) (л.д. 218-219 т. 1, л.д. 132-136 т. 2).

Описание границ муниципального образования «Город Томск», приведенное в статье 1 указанного Закона, в настоящее время действует в редакции Закона Томской области от 26 января 2007 г. № 40-ОЗ, опубликованного в сборнике нормативных правовых актов «Официальные ведомости» № 61 (122-II) за январь 2007 года (л.д. 1-8, 26-37 т. 2).

ООО «Томскнефтехим» обратилось в Томский областной суд с административным иском о признании не действующими решения Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска»; Закона Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятого решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 г. № 584; решения Думы Города Томска от 27 ноября 2007 года № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в части включения в границы населенного пункта г. Томск, муниципального образования «Город Томск» земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью 35123 кв.м, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, предназначенного для эксплуатации накопителя твердых отходов.

Определением от 30 марта 2021 г. требование ООО «Томскнефтехим» о признании не действующим в части решения Думы Города Томска от 27 ноября 2007 г. № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» выделено в отдельное производство, административному делу присвоен № 3а-127/2021.

В процессе рассмотрения настоящего административного дела ООО «Томскнефтехим» уточнило требования административного иска, просило признать не действующими приведенные нормативные правовые акты Томской области в части включения в границы населенного пункта город Томск земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью 35 123 кв.м, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, предназначенного для эксплуатации накопителя твердых отходов.

Требования мотивированы тем, что в собственности общества находится объект недвижимости: сооружение - накопитель твердых отходов, расположенное по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, д. 2, строение 153, предназначенный для захоронения промышленных отходов.

Указанный объект расположен на находящемся в собственности предприятия земельном участке для эксплуатации накопителя твердых отходов с кадастровым номером /__/, расположенном по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2.

Данный земельный участок до 2003 г. принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования ОАО «Томский нефтехимический комбинат» в соответствии с постановлениями Главы администрации Томского района от 2 марта 1993 г. № 208-3 и от 29 сентября 1997 г. № 234-з. С 2003 г. до 2007 г. данный земельный участок находился в аренде ООО «Томскнефтехим» в соответствии с постановлением Мэра г. Томска от 3 ноября 2003 г. № 3432з и договором аренды от 6 ноября 2003 г. № № ТО-21-14548/ЛР03-17/8.

С 30 января 2008 г. в соответствии с постановлением Мэра г. Томска от 12 декабря 2007 г. № 3102з, договором купли-продажи от 18 декабря 2007 г. № 5208/2007-17-1146-07 ООО «Томскнефтехим» является собственником названного земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации накопителя твердых отходов.

Считало, что указанный земельный участок включен в границы населенного пункта г. Томск оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Так, решением Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска» данный земельный участок из Томского района был выведен в границы города Томска вместе с территорией Нефтехимического комбината и территорией всего Северного промузла, что следует из пункта 37 приложения к названому решению, в котором указано, что территория промышленного предприятия - Нефтехимический комбинат включается в городскую черту.

До этого момента земельный участок под накопителем отходов располагался в Томском районе на землях промышленности.

Законом Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятым решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 № 584, описаны границы муниципального образования, в состав которого включен населенный пункт г. Томск в границах, установленных решением Томской областной Думы от 25 августпа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска».

Это, по мнению административного истца, подтверждается тем, что границы, описанные в абзацах 3, 4, 5, 80, 81 статьи 1 Закона Томской области, соответствуют границам Северного промузла, на территории которого располагается ООО «Томскнефтехим» и накопитель отходов, и, следовательно, описание этих границ соответствует части границы населенного пункта г. Томск, установленной решением Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска».

Полагало, что включение земельного участка с кадастровым номером /__/ для эксплуатации накопителя твердых отходов в границы населенного пункта противоречит требованиям природоохранного законодательства, а именно запрету на захоронение отходов в границах населенных пунктов, установленному пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Считало, что с момента принятия данного Федерального закона в 1998 году в региональные нормативные правовые акты, устанавливающие границы населенного пункта и муниципального образования «Город Томск», должны были быть внесены изменения, направленные на исключение из населенного пункта земельных участков, предназначенных для захоронения отходов, в том числе земельного участка с кадастровым номером /__/, предназначенного для эксплуатации накопителя отходов.

Ссылалось на то, что включение земельного участка, предназначенного для эксплуатации объекта размещения отходов, в границы населенного пункта город Томск нарушает право собственности ООО «Томскнефтехим» на использование своего земельного участка, на его эксплуатацию в соответствии с разрешенным использованием и целевым назначением - эксплуатация накопителя отходов.

Оспариваемые нормативные правовые акты, по мнению административного истца, подлежат признанию не действующими в части включения в границы населенного пункта город Томск земельного участка с кадастровым номером /__/, предназначенного для эксплуатации накопителя отходов.

В судебном заседании представители ООО «Томскнефтехим» Перминова А.В., Тецлова В.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований. Пояснили, что включение в 1994 г. земельного участка с кадастровым номером /__/ в границы населенного пункта город Томск именно решением Томской областной Думы от 25 августа 1994 года № 48, а также вхождение в 1997 году данного земельного участка в границах населенного пункта город Томск в состав муниципального образования «Город Томск» подтверждены решением Арбитражного суда Томской области от 30 августа 2019 г. по делу № А67- 3419/2019 по иску ООО «Томскнефтехим» к ФГБУ «ФКП Росреестра» об исправлении реестровой ошибки в Едином государственном реестре недвижимости в части категории земельного участка с кадастровым номером /__/ с «земли населенных пунктов» на «земли промышленности», а также представленными при рассмотрении названного дела со стороны администрации Города Томска, Законодательной Думы Томской области, Департамента архитектуры и градостроительства администрация Города Томска пояснениями относительно нормативных правовых актов, которыми установлены границы населенного пункта города Томск, муниципального образования «Город Томск», и которыми земельный участок с кадастровым номером /__/ под накопителем отходов ООО «Томскнефтехим» включен в их границы.

Указали, что накопитель отходов построен в 1987 г. для нужд Томского химического завода для размещения отходов в целях защиты окружающей среды от загрязнений промышленными отходами. Данное сооружение является неотъемлемым, обязательным объектом инфраструктуры крупного нефтехимического предприятия. По состоянию на 2019 г. накопитель имеет значительный эксплуатационный ресурс для его дальнейшего использования, заполнен на 43-44% за 20 лет эксплуатации. Данный накопитель имеет важное природоохранное значение для г. Томска и Томской области, поскольку в случае аварийной ситуации этот объект будет необходим для временного хранения «высвободившихся» углеводородных соединений.

Полагали, что оспариваемые нормативные правовые акты Томской области стали противоречить Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части включения в границы населенного пункта город Томск земельных участков для захоронения отходов с момента вступления в силу данного федерального закона - с момента его официального опубликования 29 июня 1998 г. С учетом того, что право пользования на земельный участок с кадастровым номером /__/, сформированного для эксплуатации накопителя твердых отходов, возникло у ООО «Томскнефтехим» 24 июля 2003 г., оспариваемые нормативные правовые акты стали нарушать право ООО «Томскнефтехим» на эксплуатацию своего земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием и целевым назначением именно с этой даты.

Представитель Законодательной Думы Томской области Останин В.А. в письменных возражениях и в пояснениях в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать. Настаивал на том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца. Документами территориального планирования оспариваемые нормативные правовые акты не являются. Решение Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте г. Томска» принято в рамках реализации полномочий по организации административно-территориального устройства. Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» (в редакции Закона Томской области от 26 января 2007 г. № 40-ОЗ) границ населенных пунктов не устанавливает, а утверждает границы муниципального образования «Город Томск», в состав которого в соответствии с Законом Томской области от 12 ноября 2004 г. № 238-ОЗ «О наделении муниципального образования «Город Томск» статусом городского округа» входят город Томск, поселок Светлый, село Тимирязевское, село Дзержинское, деревня Лоскутово, деревня Эушта, деревня Киргизка, железнодорожный разъезд Копылово. В настоящее время в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа. В связи с чем Законодательная Дума Томской области в соответствии с действующим законодательством не наделена полномочиями по установлению границ населенных пунктов, в которых пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для признания нормативных правовых актов недействующими, изучив представленные доказательства, проверив решение от 25 августа 1994 г. № 48 и Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» в оспариваемой части на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заявляя требования об оспаривании решения Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 и Закона Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятого решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 г. № 584, административный истец полагал, что указанные нормативные акты противоречат пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающему запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, поскольку данными нормативными актами определены границы населенного пункта города Томска, в которые включен земельный участок с кадастровый номер /__/.

Проверяя в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о нарушении прав, свобод и законных интересов ООО «Томскнефтехим» оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд установил следующие обстоятельства.

Накопитель отходов, для эксплуатации которого земельный участок, по мнению административного истца, в нарушение требований законодательства оспариваемыми нормативными актами включен в границы населенного пункта город Томск, был построен в декабре 1987 г. в составе III пускового комплекса ТХЗ (л.д. 186-187 т. 2).

30 июня 2003 г. между участниками: открытым акционерным обществом «Томский нефтехимический комбинат» (ОАО «ТНХК»), открытым акционерным обществом «Томский нефтехимический завод», закрытым акционерным обществом «Метанол» и обществом с ограниченной ответственностью «Завод Бензол» заключен учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» (ООО «Томскнефтехим»); в состав вклада, вносимого ОАО «ТНХК» в оплату своей доли в уставном капитале ООО «Томскнефтехим», включен накопитель твердых отходов по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, д. 2, строение 153 (л.д. 188-209 т. 2).

Право собственности ООО «Томскнефтехим» на сооружение – накопитель твердых отходов с кадастровым номером /__/ (ранее присвоенный условный номер /__/) по адресу: Томская область, г. Томск, Кузовлевский тракт, д. 2, стр. 153, зарегистрировано 24 июля 2003 г. (л.д. 27 т. 1, л.д. 108-111 т. 2).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 19 августа 2005 г. накопитель твердых отходов состоит из железобетонных блоков, заглубленных на 7 метров; имеется два бетонных опрокидывателя для автомашин (л.д. 116-118 т. 2).

Указанный объект поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода 69-0154-002584-П и II категории негативного воздействия на окружающую среду, о чем выдано соответствующее свидетельство № EOWK2NLT от 30 декабря 2020 г. (л.д. 106 т. 2).

Из технического отчета, выполненного НПО «ГЕО» по результатам проведенного по состоянию на 19 декабря 2019 года гидрогеологического обследования «Накопитель отходов ООО «Томскнефтехим» (об. 1535), расположенного на территории северного промышленного узла по адресу: Томская область, г. Томск, Кузовлевский тракт, д. 2, стр. 202», следует, что общий объем исследованного хранилища составляет 14093,559 м3, карта для жидких и пастообразных отходов заполнена на 43-44% (л.д. 96-110 т. 1).

В настоящее время на основании решения ООО «Томскнефтехим» № 5, принятого на заочном совещании при генеральном директоре 20 августа 2018 года, названный накопитель твердых отходов не эксплуатируется, переведен на консервацию на неопределенный период (л.д. 107 т. 2).

Согласно выписке из Единого государственного реестра данный объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером /__/ по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, площадью 35123 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации накопителя твердых отходов. Собственником данного участка является ООО «Томскнефтехим», право собственности зарегистрировано 30 января 2008 г. (л.д. 112-115 т. 2).

На основании постановления администрации Томского района от 2 марта 1993 г. № 208-з производственному объединению «Томский нефтехимический комбинат» выдан государственный акт № ТО-14-028765, удостоверяющий право бессрочного пользования землей площадью 154,71 га для промышленных целей. Среди объектов, находящихся в границах земельного участка, на чертеже обозначен накопитель твердых отходов (л.д. 15-22 т. 2).

Постановлением Администрации Томского района от 29 сентября 1997 г. № 234-з государственный акт № ТО-14-028765 признан утратившим силу. На основании данного постановления открытому акционерному обществу «Томский нефтехимический комбинат» (далее - ОАО «ТНХК») выдан государственный акт на право постоянного пользования землей в районе Северного промузла, в том числе под накопителем твердых отходов для эксплуатации в промышленных целях, общей площадью 154,71 га (л.д. 28-32 т. 1).

2 апреля 2003 г. Мэром города Томска принято постановление № 953з, на основании которого по ходатайству ОАО «ТНХК» образованы земельные участки по адресу: Кузовлевский тракт, 2, общей площадью 549 209 кв.м для эксплуатации нежилых зданий и сооружений, в том числе земельный участок (учетный номер /__/) площадью 35 123 кв.м для эксплуатации накопителя твердых отходов (пункт 1.2) (л.д. 110-111 т. 2).

Впоследствии названный земельный участок с кадастровым номером /__/ площадью 35 123 кв.м постановлением Мэра города Томска от 3 ноября 2003 г. № 3432з среди прочих предоставлен ООО «Томскнефтехим» в аренду сроком на семь лет для эксплуатации накопителя твердых отходов. Договор аренды № ТО-21-14548/ЛР03-17/8 заключен сроком с 24 июля 2003 г. по 24 июля 2010 г. (л.д. 33-36 т. 1).

Постановлением Мэра города Томска от 12 декабря 2007 г. № 3102-з земельный участок с кадастровым номером /__/ предоставлен административному истцу в собственность для эксплуатации накопителя твердых отходов (пункт 1.4); 18 декабря 2007 г. заключен договор купли-продажи № 5208/2007-17-1146-07; 30 января 2008 г. произведена государственная регистрация права собственности ООО «Томскнефтехим» на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации накопителя твердых отходов, общей площадью 35 123 кв.м, адрес объекта: Томская область, г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, кадастровый номер /__/ (л.д. 37-42 т. 1).

Таким образом, земельный участок, о неправомерности включения которого в границы населенного пункта город Томск оспариваемыми нормативными актами заявлено административным истцом, был образован постановлением Мэра города Томска 2 апреля 2003 г. и поставлен на государственный кадастровый учет 17 июня 2003 г. с категорией земель: земли населенного пункта, с видом разрешенного использования: для эксплуатации накопителя твердых отходов, при этом ООО «Томскнефтехим» пользователем земельного участка является с 24 июля 2003 г.

По данным Информационной системы организации градостроительной деятельности в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы города Томска от 27 ноября 2007 г. № 687 с последующими изменениями, названный земельный участок расположен в функциональных зонах: зоне специального назначения и зоне инженерной и транспортной инфраструктур (т. 17-21 т. 3).

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронением отходов признается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Деятельность по захоронению отходов является одним из видов деятельности по размещению отходов.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в первоначальной редакции в пункте 5 статьи 12 предусматривал, что запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 196-ФЗ в указанную правовую норму внесены изменения, в соответствии с которыми установлен запрет захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, с принятием Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ был установлен прямой запрет на захоронение отходов на территориях поселений, а с 22 ноября 2008 г. - запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Решением Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте г. Томска» утвержден проект новой черты г. Томска, разработанный на основе утвержденного генерального плана г. Томска и предусматривающий перераспределение земель с учетом необходимости обеспечения г. Томску условий для последующего социально-экономического развития, согласно приложению, в котором приведена экспликация земель, включаемых (исключаемых) в городскую черту, а также сводный баланс земель города в проектных границах.

На момент принятия данного Решения действовал Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», который в частях 2 и 3 статьи 1 устанавливал, что градостроительство в административно - территориальных образованиях осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально - экономического развития, национально - этнических, историко - культурных особенностей, экологических, природно - климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно - гигиеническими требованиями.

К одним из видов градостроительной документации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона относятся генеральные планы городов, а также проекты городской административной черты.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, действовавшего на момент издания оспариваемого решения от 25 августа 1994 года № 48, городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель, устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Постановлением Госстроя России от 22 декабря 1993 г. № 18-58 утверждена Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации (Инструкция РДС 30-201-98), в которой установлено, что городская, поселковая черта, черта сельского поселения представляет собой внешнюю границу, отделяющую земли города, другого поселения от иных категорий земель земельного фонда Российской Федерации. Проект городской черты разрабатывается с целью установления размеров и границ территории поселения, выноса и закрепления их в натуре (пункт 8.1).

Утверждение проектов городской, поселковой черты производится субъектами Российской Федерации по представлению городских и сельских органов местного самоуправления с заключениями соответствующих органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, органов охраны природы и санитарно - эпидемиологического надзора, а также иных заинтересованных организаций в соответствии с законодательством (пункт 13.4).

Аналогичные положения были предусмотрены в действующей на момент принятия оспариваемого решения № 48 Временной инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской черты, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 18-14, приказом Роскомзема от 9 июня 1993 г. № 26 (пункты 1.6 и 2.1), которой также предписывалось, что утверждение проектов городской (поселковой) черты производится для прочих городов и курортных поселков краев и областей - краевым, областным Советом народных депутатов по представлению соответствующих городских (поселковых) Советов народных депутатов с заключениями краевых, областных органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (подпункт «б» пункта 5.2).

Также названная Временная инструкция предусматривала, что проект городской (поселковой) черты разрабатывается на основе утвержденного генерального плана, другой градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории города, другого поселения и прилегающих землях (пункт 2.2).

При разработке проекта городской (поселковой) черты в состав земель городов, поселков и сельских поселений включаются в соответствии с земельным законодательством, генеральными планами и другой градостроительной документацией, в том числе земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения - земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач и намечаемые к включению в территорию поселения (подпункт «ж» пункта 2.4).

В соответствии с пунктом 16 статьи 45 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2449-1 «О Краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», а также подпунктом «г» пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», решение вопросов административно - территориального устройства края, области в соответствии с законодательством Российской Федерации относилось к полномочиям представительных органов края, области.

В силу Положения об областной Думе (представительном органе государственной власти Томской области) (приложение № 1), утвержденного

постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 6 января 1994 г. № 5 «О нормативно-правовых актах по реформе представительного органа государственной власти Томской области», областная Дума является представительным и законодательным органом Томской области (статья 1); избирается в составе 21 депутата (статья 7); осуществляет свою деятельность в форме пленарных собраний (статья 28); полномочна, если число избранных депутатов составляет не менее 2/3 от общего числа мест в ней (статья 53); кворум, необходимый для ведения дел и принятия решения Думой, составляет большинство (не менее 2/3) от числа избранных членов (статья 55); решение Думы считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов от числа присутствующих на собрании депутатов, если иное не установлено настоящим Положением или регламентом областной Думы (представительного органа власти) (л.д. 190-193 т. 1).

Регламентом Томской областной Думы, утвержденным решением Томской областной Думы от 27 апреля 1994 г. № 12, также закреплено, что решения собрания Думы принимаются простым большинством голосов, т.е. долее 1/2 от числа депутатов, присутствующих на заседании (пункты 69-71) (л.д. 197-105).

Согласно выписке из протокола четвертого заседания Томской областной Думы от 25 августа 1994 года по вопросу «О границах города Томска», собрание Думы состоялось при наличии кворума (18 депутатов), за принятие решения голосовало большинство - 15 депутатов (л.д. 116 т. 1, л.д. 224-229 т. 2).

Анализ приведенных нормативных правовых актов и изученных судом документов указывает на то, что оспариваемое Решение от 25 августа 1994 года № 48 принято в пределах полномочий представительного органа Томской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

Кроме того, соблюдение порядка разработки проекта новой черты города Томска при принятии решения от 25 августа 1994 года № 48, его состава, порядка согласования и утверждения, в том числе по вопросу передачи в состав города Томска территорий промышленных предприятий, установлено решением Томского областного суда от 16 октября 1995 г., оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 1996 г., принятым по делу № 3-3/1995 по заявлению Администрации Томского района о признании недействительным, в том числе решения Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска» (л.д. 46-60 т. 2). Названные судебные постановления в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» имеют преюдициальное значение по вопросам, касающимся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта.

Общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, запреты в данной сфере на момент принятия оспариваемого решения от 25 августа 1994 года № 48 регулировались Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», которым пунктом 2 статьи 54 предусмотрено, что складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора. Выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально - бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов относится к компетенции специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (абзац девятый пункта 1 статьи 7).

Таким образом, в действующем на момент принятия решения от 25 августа 1994 года № 48 законодательстве отсутствовали правовые предписания, устанавливающие какие-либо ограничения для органов государственной власти субъекта при утверждении проекта новой городской черты при перераспределении земель включать в городскую черту земли, занятые объектами промышленности.

В соответствии с разъяснением, приведенным в абзаце 2 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Такое противоречие в связи с принятием Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не возникло.

Как следует из наименования и содержания оспариваемого решения от 25 августа 1994 года № 48, предмет его правового регулирования имеет целевую организационную направленность. В частности оспариваемое решение общественных отношений в области землепользования не регулирует.

В силу пункта 1.6 Временной инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской черты, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 18-14, приказом Роскомзема от 9 июня 1993 г. № 26, проект городской (поселковой) черты разрабатывается с целью установления размеров и границ территории поселения, выноса и закрепления их в натуре.

В самом решении от 25 августа 1994 года № 48 в пункте 3 также указано, что Администрации области необходимо осуществить мероприятия по установлению черты города Томска в натуре, обеспечив установку граничных знаков и оформление соответствующих актов; финансирование работ по установлению городской черты в натуре осуществить администрации г. Томска.

В целях реализации вышеуказанных положений был принят ряд правовых актов:

постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27 сентября 1994 г. № 361 «Об установлении черты г. Томска и закрытого административно-территориального образования г. Северска в натуре», которым была образована комиссия по установлению черты города Томска, а также определены мероприятия, которые необходимо выполнить для установления административной черты города Томска в натуре (в частности, установление черты г. Томска в натуре с участием представителей затрагиваемых территорий: собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков; выбор мест для последующей для последующей установки на местности информационных знаков, указывающих проложение границ г. Томска; уточнение площадей и видов угодий земельных участков, включенных в состав земель г. Томска, а также исключенных из них земель);

постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 13 февраля 1995 г. № 42 «Об утверждении границ города Томска», которым на основании решения Томской областной Думы от 25 августа 1994 года № 48 «Об административной черте города Томска» и утвержденных материалов об установлении границ города Томска постановлением Главы Администрации области от 22 декабря 1994 г. № 429, в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РСФСР, были утверждены границы города Томска с территорией согласно приложению.

Вместе с тем, постановление Главы Администрации области от 22 декабря 1994 г. № 429 и постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 13 февраля 1995 г. № 42 вступившем в законную силу решением Томского областного суда от 16 октября 1995 г. признаны недействительными (л.д. 46-60 т.2).

Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27 сентября 1994 г. № 361 и постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 13 февраля 1995 г. № 42 утратили силу на основании постановлений Губернатора Томской области от 6 сентября 2007 года № 116 и 15 апреля 2013 г. № 51 соответственно.

Сведения о местоположении границ населенного пункта Город Томск до настоящего времени в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 104 т. 2).

Кроме того, действующим в настоящее время законодательством предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 4, 5 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

Аналогичная норма закреплена в пункте 26 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 утвержден проект новой черты г. Томска, разработанный на основе утвержденного генерального плана г. Томска и предусматривающий перераспределение земель с учетом необходимости обеспечения г. Томску условий для последующего социально-экономического развития.

Документом территориального планирования указанный нормативный акты не является, его действие не распространяется на правоотношения по включению в состав земель населенных пунктов земельных участков.

Тем более, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером /__/ образован и поставлен на государственный кадастровый учет 17 июня 2003 г., предоставлен в собственность ООО «Томскнефтехим» в 2007 году, то есть после установленного Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» запрета на захоронение отходов в границах населенных пунктов и принятия оспариваемого решения от 25 августа 1994 г. № 48, которое правовое регулирование в отношении данного земельного участка в существующих его уникальных характеристиках не оказывают, на права и интересы административного истца не влияет.

При изложенных данных решение от 25 августа 1994 г. № 48 не вступает в противоречие с положениями пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/.

Осуществляя проверку Закона Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятого решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 года № 584, действующего в настоящее время в редакции Закона Томской области от 26 января 2007 г. № 40-ОЗ, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент принятия Закона, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

В пункте 11 статьи 5 указанного Федерального закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 8 Закона Томской области «О местном самоуправлении в Томской области», принятого решением Государственной Думы Томской области от 25 июля 1996 № 301, согласно которому установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется Государственной Думой Томской области с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Томской области.

В подпункте «д» пункта 2 статьи 13 Устава (Основного закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы от 26 июля 1995 г. № 136, в редакции Закона Томской области от 6 мая 1996 № 295, закреплено, что в исключительном ведении Томской области находятся решение вопросов административно-территориального устройства области.

Государственная Дума Томской области при решении вопросов административно - территориального устройства принимает правовые акты по установлению и изменению границ административно-территориальных единиц (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Закона Томской области «Об административно-территориальном устройстве Томской области», принятого решением Государственной Думы Томской области от 26 июня 1997 г. № 469).

В соответствии со статьей 58 Устава (Основного Закона) Томской области, Государственная Дума Томской области является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Томской области, к полномочиям которой относится решение вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством (подпункт «ч» пункта 1 статьи 64 Устава).

Законы и иные нормативные правовые акты области по предметам ее ведения и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, за исключением случаев, определенных настоящим Уставом, когда требуется иное число голосов (пункт 2 статьи 65 Устава (Основного закона) Томской области).

В соответствии с выпиской из протокола 38 собрания Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 года, а также стенограммой заседания, собрание Думы состоялось при наличии кворума (присутствовало 19 депутатов из 21 - установленное число депутатов), решения по законопроекту в первом и во втором чтениях, а также за принятие решения по данному вопросу за основу приняты большинством голосов от установленного числа депутатов (л.д. 17 т. 1, л.д. 152-118 т. 2).

Нарушений порядка обнародования оспариваемого Закона не допущено.

Описание границ муниципального образования «Город Томск», приведенное в статье 1 указанного Закона, в настоящее время действует в редакции Закона Томской области от 26 января 2007 г. № 40-ОЗ, который принят в целях приведения описания границ муниципального образования «Город Томск» в соответствие с описанием административно-территориальных границ населенных пунктов: поселок Светлый, село Тимирязевское, село Дзержинское, деревня Лоскутово, деревня Эушта, деревня Киргизка, железнодорожный разъезд Копылово.

При этом описание границы представляет собой текстовое описание границы муниципального образования по узловым и поворотным точкам и включает в себя описание ориентиров местности, по которым проходит граница административно-территориальной единицы.

Требования действующего в настоящее время федерального законодательства предусматривают, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном законом порядке (пункт 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В силу предписаний части 2 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного федерального закона.

Соблюдение требований, касающихся порядка подготовки и принятия Закона Томской области от 26 января 2007 г. № 40-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», подтверждено вступившим в законную силу решением Томского областного суда от 25 июля 2008 г., принятым по делу № 3-3/2008 по заявлению Кузнецова Г.И. о признании незаконными изменений административных границ села Тимирязевское, муниципального образования «Город Томск», муниципального образования «Томский район» и признании недействующими со дня принятия закона Томской области от 26 января 2007 года № 34-ОЗ «Об административно-территориальной границе села Тимирязевское» и законов Томской области № 40-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» и № 41-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Томский район» в части (л.д. 61-86 т. 2).

Таким образом, сам Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», а также внесенные в него изменения приняты в целях реализации полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации по установлению административно-территориального устройства Томской области с соблюдением действующего на тот период времени законодательства, в том числе к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, порядку опубликования и вступления в силу. Указанные обстоятельства при рассмотрении дела под сомнение участвующими в деле лицами не ставились.

Суд не может согласиться с доводами ООО «Томскнефтехим» о том, что Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» противоречит положениям пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как указывалось выше, пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Вместе с тем из наименования и содержания Закона Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятого решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 года № 584, в редакции Закона Томской области от 26 января 2007 г. № 40-ОЗ, следует, что им установлены границы муниципального образования «Город Томск», в состав которого в соответствии с Законом Томской области от 12 ноября 2004 г. № 238-ОЗ «О наделении муниципального образования «Город Томск» статусом городского округа» входят город Томск, поселок Светлый, село Тимирязевское, село Дзержинское, деревня Лоскутово, деревня Эушта, деревня Киргизка, железнодорожный разъезд Копылово.

При этом границы населенных пунктов, в том числе Города Томска, данным нормативным актом не устанавливались и не утверждались.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В состав указанных земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в том числе к зонам специального назначения (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которое осуществляется в документе градостроительного зонирования – правилах землепользования и застройки, утверждаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» части 1 статьи 2 установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

При этом городской округ определяется как один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

В силу части 1 статьи 11 Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (пункт 3.1); в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации (пункт 3.3).

Таким образом, границы муниципального образования могут не совпадать с границами населенных пунктов, что позволяет при осуществлении градостроительного зонирования выделять зоны специального назначения, соблюдая требования законодательства в области охраны окружающей среды, запрещающие размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В указанной связи, поскольку в муниципальное образование «Город Томск», помимо города Томска, входят сельские населенные пункты, то отсутствуют основания для вывода о том, что оспариваемым Законом урегулирован вопрос установления границы города Томска.

Названный Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, не противоречит, а доводы административного истца основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Судом также не установлено нарушений прав и законных интересов ООО «Томскнефтехим» на использование земельного участка с кадастровым номером /__/ для эксплуатации накопителя твердых отходов оспариваемыми по настоящему административному делу нормативными актами, при этом действующий механизм защиты прав, установленный в земельном и градостроительном законодательстве, предоставляет административному истцу выбрать иные адекватные способы защиты предполагаемых нарушенных прав.

Ссылки ООО «Томскнефтехим» на судебный акт Арбитражного суда Томской области от 27 августа 2019 г. по делу № А67-3419/2019 по исковому заявлению ООО «Томскнефтехим» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о возложении обязанности по исправлению реестровой ошибки, а так же на письменные пояснения участвующих в данном деле лиц, не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для удовлетворения заваленных требований.

По смыслу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 21 декабря 2011 года № 30-П, преюдициальное значение могут иметь только фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по рассмотренному ранее арбитражным судом делу. Данные положения не исключают различной правовой оценки таких обстоятельств и различного толкования применимых норм права, которые зависят от характера конкретного спора.

В данном случае решением арбитражного суда каких-либо иных фактических обстоятельств, отличных от фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, не установлено, в остальном данное решение не имеет преюдициального значения для суда, рассматривающего административное дело в порядке абстрактного нормоконтроля.

Поскольку по изложенным выше мотивам решение Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 и Закон Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск» в их оспариваемой части не противоречат имеющим большую юридическую силу требованиям законодательства, а также не нарушают прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Томскнефтехим» к Законодательной Думе Томской области о признании не действующими в части решения Томской областной Думы от 25 августа 1994 г. № 48 «Об административной черте города Томска»; Закона Томской области «Об утверждении границ муниципального образования «Город Томск», принятого решением Государственной Думы Томской области от 27 ноября 1997 г. № 584, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Бондарева

Мотивированное решение принято 24 июня 2021 года.