НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томского областного суда (Томская область) от 06.05.2019 № 3А-33/19

Дело №3а-33/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 мая 2019 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Воротникова С.А.,

при секретаре Шумаковой Ю.М.

с участием представителя административного истца Стороженко А.М., рассмотрев в судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Муравьева Андрея Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Муравьев А.Г. в лице представителя Падерина Е.В. обратился в Томский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование– Управление Росреестра) по Томской области и администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежит на праве общей долевой собственности (5406/23420) вышеуказанный земельный участок; кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 38031199 рублей 34 копейки, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке (20642000 рублей), что нарушает право административного истца на экономически обоснованное налогообложение.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.

В судебном заседании представитель административного истца Стороженко А.М. поддержала заявленные требования по приведенным выше основаниям.

В письменном отзыве на административный иск Управление Росреестра по Томской области оставило решение по административному делу на усмотрение суда; администрация Города Томска отзыв не представила.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 390 того же Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.

Решением Думы Города Томска от 21 сентября 2010 г. №1596 (в редакции от 3 апреля 2018 г.) «О взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск» установлены налоговые ставки, в соответствии с которыми взимается земельный налог на территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности (5406/23420) принадлежит земельный участок с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенный по адресу: /__/ (л.д.62).

Постановлением администрации Города Томска №1240 от 26 ноября 2014г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования Город Томск, по состоянию на 1 января 2014 г. для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, в том числе в отношении земельного участка административного истца – 38031199 рублей 34 копейки, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.16).

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 1 января 2015 г.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. согласуется с приведенными выше положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет №1257/18 от 28 августа 2018 г., подготовленный ООО «Центр экономических консультаций и оценки», согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 20642000 рублей (л.д.44).

Данный отчет отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; представители административных ответчиков не привели какие – либо возражения относительно формы отчета или его содержания, в том числе относительно достоверности рыночной стоимости, установленной в отчете, о назначении судебной экспертизы не заявили.

При таких обстоятельствах суд полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, составляющей 20642000рублей.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 4 апреля 2019 г. (л.д.4-5).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 и пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, объекта налогообложения налогом на имущество физических лиц на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Муравьева Андрея Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и администрации Города Томска удовлетворить;

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости равной 20642000 (двадцать миллионов шестьсот сорок две тысячи) рублей по состоянию на 1 января 2014 г.;

данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является новой кадастровой стоимостью, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости;

датой подачи заявления считать 4 апреля 2019 г.;

на решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Томского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий