Судья Пашук И.О. Дело № 7-388/2016РЕШЕНИЕ
01 декабря 2016 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе защитника муниципального казенного предприятия Томского района «Томресурсы» (далее – МКП «Томресурсы») Рожковой Е.В. на решение судьи Томского районного суда Томской области от 05 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды № 22-41 от 27.04.2016 МКП «Томресурсы» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Томского районного суда Томской области от 05.10.2016 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Защитником МКП «Томресурсы» Рожковой Е.В. подана жалоба в Томский областной суд, согласно жалобе и дополнениям к ней защитник просит об отмене решения судьи как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения – об отмене постановления должностного лица. Доводы жалобы в основном сводятся к тому, что работы, связанные с лесоводством и лесозаготовками МКП «Томресурсы», не производились, производились культурнотехнические работы, классификатором сучья, ветви, валежник, обломки стволов, образуемые в процессе сельскохозяйственной деятельности, как отходы не определены, им не установлен V класс вредности, выявленные государственным инспектором в качестве отходов предметы таковыми не являются, поскольку используются в дальнейшей производственной деятельности, проектом производимых работ предусмотрена уборка территории и обработка почвы для дальнейшей рекультивации, а также окультуривания земель. Ссылается, что осуществление работ по культурнотехническим работам не исключает на определенных этапах нахождение отходов производства и потребления на земельном участке, подлежащем расчистке, административным органом проигнорирована стадийность производства работ, на момент проверки имел место только этап появления отходов, что не подпадает под диспозицию ст. 8.2 КоАП РФ, при этом сроки проведения культуртехнических работ установлены ВСН 33-2.3.01-83. Указывает, что изложенные обстоятельства не получили надлежащей оценки со стороны судьи.
В судебном заседании директор МКП «Томресурсы» ФИО1, защитник Рожкова Е.В. жалобу поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в жалобе и дополнениях к ней.
Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, проверив материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, представителя административного органа ФИО2, представившего также письменный отзыв на решение судьи, прихожу к выводу о том, что решение судьи Томского районного суда Томской области от 05.10.2016 подлежит оставлению без изменения исходя из нижеследующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, исходя из диспозиции ст. 8.2 КоАП РФ, данной нормой предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при любом обращении с отходами, а не только на тех стадиях, которые указаны заявителем в жалобе.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Требования в области охраны окружающей среды представляют собой предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 данного Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит легальное определение понятия отходов производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 6.32. ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) - удаление опасных или других отходов: Сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 и другими нормативными актами, выявленные в ходе поверки древесные отходы: отходы сучьев, ветвей, отходы малоценной древесины (валежник, обломки стволов) относятся к 5 классу опасности.
Согласно письму Росприроднадзора от 23.05.2012 № ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 № ВК-03-03-36/14757» (вместе с Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации, под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.), а равно: накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 13.04.2016 в ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности МКП «Томресурсы» по соблюдению требований природоохранного законодательства, проведенной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области на основании Распоряжения от 11.03.2016 № 47, выявлены нарушения деятельности МКП «Томресурсы» по соблюдению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. МКП «Томресурсы» допустило захламление земельного участка с кадастровым номером /__/, участок № /__/, площадью /__/ га, поскольку, вопреки требованиям Проекта культурнотехнических работ и «ВСН 33-2.3.01-83 Нормы и правила производства культуртехнических работ», производило разделку подлежащих сносу деревьев на месте их валки, что повлекло сброс древесных отходов на почву в местах, где это не предусмотрено проектом и нарушение требований ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
При этом классификация выявленных в ходе проверки отходов, вопреки доводам жалобы, сомнений не вызывает, поскольку представители юридического лица в суде второй инстанции не отрицали, что в ходе производства работ по проекту и сноса (валки) лесных насаждений образуется и товарный лесоматериал, который складируется отдельно, в ожидании того, как им распорядится собственник.
Виновность МКП «Томресурсы» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом № 22-41 об административном правонарушении от 13.04.2016; актом проверки № 22-22 от 13.04.2016; распоряжением № 47 от 11.03.2016 о проведении внеплановой выездной проверки; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 14.03.2016; договором подряда № 11/02/2 на выполнение работ по очистке от древесно-кустарниковой растительности и ветровальных остатков в /__/, фотоматериалом; актом проверки № 01-05-1274 от 30.10.2015; письмом Департамента лесного хозяйства Томской области № П-0020 от 15.02.2016; схемой расположения лесных насаждений; Проектом культурнотехнических работ; письмом директора МКП «Томресурсы» от 10.02.2016; договором № 10/02 на возмездное оказание услуг от 10.02.2016; договором № 09/02 на возмездное оказание услуг от 09.02.2016; договором № 15/02 на возмездное оказание услуг от 15.02.2016; договором № 11/02 на возмездное оказание услуг от 11.02.2016; договором № 12/02 на возмездное оказание услуг от 12.02.2016; договором подряда № 12/02 на выполнение работ по очистке от древесно-кустарниковой растительности и ветровальных остатков в /__/ от 12.02.2016, согласно которому Испольнитель ООО «Леспромхоз» обязано снос лесных насаждений от рубок главного пользования производить согласно Правилам заготовки древесины, утвержденным приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 184; предписанием № 22-13 об устранении выявленных нарушений законодательства от 13.04.2016.
Вопреки доводам жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности МКП «Томресурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица административного органа, подробно изложены в решении от 05.10.2016, оснований не соглашаться с ними не имеется.
Довод жалобы о том, что остатки деятельности МКП «Томресурсы» в процессе своей хозяйственной деятельности не являются отходами, а являются остатками планировочных работ и предполагаются к дальнейшей реализации, является необоснованным, поскольку раздела IV Проекта культурнотехнических работ следует, что все они в результате подлежали удалению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия возможности соблюдения МКП «Томресурсы» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства материалы дела не содержат.
Административное наказание МКП «Томресурсы» назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, имеющиеся в постановлении должностного лица технические ошибки и описки подлежат устранению в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшихся по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Томского районного суда Томской области от 05 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МКП «Томресурсы» оставить без изменения, жалобу защитника Рожковой Е.В. – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров