НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 17.02.2017 № 2А-34/2017

Дело № 2а-34/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» февраля 2017 года п. Хандыга

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой М.М.,

при секретаре Захаровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чертовских М.В. к муниципальному району «Томпонский район» об оспаривании решения комиссии по вопросам социальной защиты населения,

у с т а н о в и л:

Административная истица обратилась в суд с иском к ответчику, указывая на то, что является *...*. В *Дата* в возрасте восемнадцати лет в результате травмы, полученной в дорожно- транспортном происшествии, истице была установлена *...*. В указанный период времени истица проживала вместе со своими родителями в двухкомнатной квартире. В этой же квартире помимо истицы и её родителей проживали старший брат истицы и её младшая сестра.

После оформления инвалидности и пенсии по инвалидности истица в администрации посёлка Джебарики-Хая была поставлена на учёт в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и на получении жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера. С *Дата* в связи со вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2002 № 125-ФЗ истица стояла в очереди на улучшение жилищных условий, как инвалид, в районной администрации Томпонского района. *Дата* письмом *Номер* глава администрации МР «Томпонский район» известил истицу о том, что решением комиссии по вопросам социальной защиты населения при главе районной администрации МР «Томпонский район» (протокол *Номер* от *Дата*) она снята с учёта и исключена из сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», как не имеющую основания для получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера, т.к. право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет. Причиной инвалидности истицы явилось общее заболевание, общий трудовой стаж составляет менее пятнадцати календарных лет.

Истица не согласна с решением комиссии, считая его незаконным.

На территории Томпонского района, а именно в *Адрес*, истица проживает с *Дата*, там же окончила среднюю школу. По состоянию на *Дата* (дата назначения пенсии по инвалидности) действовал Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненных к ним местностями». Согласно статье 4 данного Закона субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предоставляются в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, посёлков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение одного года) граждан. Статьей 5 Закона установлено, что размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в ломах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним Местностях. При выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывается с коэффициентом 0,5. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях берётся полностью стаж работы в этих районах и суммируется половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или без работы.

Из системного толкования статей 4 и 5 данного Закона следует, что требования о наличии 10 лет стажа работы в районах Крайнего Севера к инвалидам не относится. Право на получение жилищных субсидий у инвалидов возникало вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, право на получение жилищной субсидии у истицы возникло со дня установления инвалидности.

Право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретённое им до вступления в силу с 01.01.2003 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ставило в зависимость право инвалидов на получение жилищных субсидий от продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и от основания назначения инвалидности, то положения действующих в настоящее время нормативных актов должны применяться с учётом сохранения ранее возникших прав граждан. Доводы административного ответчика о необходимости исчисления стажа работы административной истицы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет являются несостоятельными, поскольку статья 4 Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ такого ограничения для инвалидов не предусматривала.

В связи с этим просит признать незаконным принятое решение и устранить допущенное нарушение путем признания права на получение государственного жилищного сертификата с включением в список с датой постановки на учет *Дата* на состав семьи 4 человека: истица, супруг истицы - *ЧЯ*, дети - *ЧЕ*, *ЧС*.

В судебном заседании административный истец Чертовских М.В. и её представитель адвокат Горелова А.М. исковые требования поддержали в полном объеме, но уточнили дату постановки на учет - *Дата*. Чертовских М.В. суду пояснила, что с родителями приехали в *Адрес* в *Дата*. Проживали сначала в бараке, потом им дали квартиру по *Адрес*. Там проживали она, родители, сестра и брат. После окончания школы она поступила в Педагогический институт. Летом *Дата* она попала в аварию и стала инвалидом *...*. В *Дата* она, как инвалид *...*, встала на учет в местную администрацию на получение сертификата. Членами ее семьи были включены родители, брат и сестра. Движения по очереди не было, им ничего не выдавали. Потом в *Дата* стали выдавать сертификаты жителям закрывающихся поселков, и они снова возобновили очередность. В администрации сказали, что надо написать снова заявление. К тому моменту её мать стала относиться к категории пенсионеры и написала заявление, указав членами семьи мужа и ее, как дочь, сына. Потом разъяснили, что она сама самостоятельно может также встать в очередь как инвалид, сказали снова написать заявление. Она написала заявление. Потом она интересовалась по продвижению в очереди, но ей так и не дали сертификат. Каждый раз что-либо советовали в администрации, и она делала так, как они советовали. Таким образом, она трудоустроилась в детский сад, при этом, поменяв группу инвалидности на вторую, т.к. первую группу на работу не брали. Работала, потом вышла замуж и родила двоих детей, находилась в отпуске по уходу за ребенком. Несколько раз ее исключали из списков, но потом восстанавливали. В настоящее время её опять исключили из списка. Считает, что её право нарушено, т.к. фактически она состоит в очереди с *Дата*. Просит удовлетворить исковые требования и восстановить её нарушенное право.

Представитель административного ответчика Миналта Т.В. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что Чертовских (Дарда) М.В. состояла на учете граждан как участница подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с *Дата*. Согласно статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» №125-ФЗ от 25.10.2002, вступившему в силу 01.01.2003 жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. В 2010 году в письме Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) об учетных делах граждан, изъявивших желание получить сертификаты в 2011 году указано: «для постановки на учет во вторую очередь гражданин должен иметь стаж работы и время проживания на пенсии не менее 15 лет. Дарда М.В. работает с *Дата* - стаж 10 лет, на инвалидности с *Дата* - менее 14 лет». На основании протокола от *Дата* Чертовских (Дарда) М.В. отказано в предоставлении сертификата в 2011 году. Письмом Министерства труда и социального развития РС(Я) разъяснено, что инвалиды с детства, также как и все другие граждане- участники подпрограммы, должны иметь в соответствии со статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ общую продолжительность работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Чертовских М.В. не является инвалидом, инвалидность которого наступила вследствие трудового увечья, не является инвалидом детства, стаж ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет. Следовательно, Чертовских М.В. не соответствует условиям подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На этом основании Комиссией по вопросам социальной защиты населения при главе районной администрации МР «Томпонский район» *Дата* Чертовских М.В. снята с учета и исключена из сводного списка граждан - участников подпрограммы. При составлении протокола от *Дата**Номер* допущена опечатка: следует читать «Заявитель Чертовских (Дарда) М.В.». В соответствии с статьей 4 Федерального закона от 17.08.1996 «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» (действие закона продлено на 1997 год, утратил силу в 2004 году) установлено, что выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков, и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных ( в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы. Таким образом, для получения субсидии по Федеральному закону №116-ФЗ гражданин должен был иметь трудовой стаж или время пребывание на пенсии либо время в отсутствие занятости по другим причинам. Из административного иска следует, что Чертовских (Дарда) получила травму и инвалидность в *Дата*, то есть на момент подачи заявления *Дата* согласно Федеральному закону 116-ФЗ время пребывания на пенсии по инвалидности с учетом коэффициента 0,5 составляло 3,5 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение субсидии сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет. Суду не представлено сведений о том, что Чертовских (Дарда) М.В. состояла в членах семьи матери - Дарда Л.М. с более раннего периода и имела необходимый стаж работы (пребывания) для получения субсидии. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.02.1998 № 78 была утверждена Республиканская миграционная программа на 1998-2000 годы, целью программы являлось создание условий для оттока населения, работающего на закрывающихся или сокращающих численность работников предприятиях, занятых в горнодобывающей промышленности республики, выезжающих за ее пределы и определение районов выезда. Также в программе указано, что в 1997 году была предусмотрена поддержка граждан, в том числе пенсионеров и работников бюджетных организаций, инвалидов и социально незащищенных групп населения, живущих в закрываемых поселках на севере республики. Начиная с 2000 года планировалось охватить государственной поддержкой все категории граждан, независимо от места жительства. Постановлением Правительства РС(Я) от 17.11.2002 № 594 Программа снята с контроля как реализованная. Таким образом, действие республиканской программы не распространялось на инвалидов, не проживающих в закрывающихся и северных поселках, Чертовских (Дарда) М.В. не являлась участницей программы, заявление от нее поступило *Дата*, в период действия Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Таким образом, действие Комиссии по вопросам социальной защиты населения при главе администрации муниципального района «Томпонский район», закрепленное протоколом от *Дата*, является законным и обоснованным. Просит отказать в иске.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Дарда М.В., *...*., с *Дата* является инвалидом *...* по общему заболеванию, *...* ограничения способности к трудовой деятельности, с *Дата* установлена *...* по общему заболеванию, *...* ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.

Из свидетельства о заключении брака установлено, что между *ЧЯ* и Дарда М.В. заключен брак *Дата* и после заключения брака мужу и жене присвоены фамилии Чертовских. От данного брака имеется двое детей: *ЧЕ*, *Дата*, *ЧС*, *Дата*.

Из свидетельства о рождении *Номер* на имя Дарда М.В. установлено, что отец *ДВ*, мать *ДЛ*. На основании решения исполкома Джебарики-Хаинского поселкового Совета народных депутатов от *Дата**Номер**ДВ* выдан ордер *Номер* с семьей, состоящей из 5 человек право на занятие *Адрес*. На тот момент состав семьи *ДВ* состоял из жены *ДЛ*, сына *ДА*, *Дата*, дочери Дарда М.В., *Дата*, дочери *ДО*, *Дата*.

Из справки *Номер* от *Дата*, выданной главой МО «*...*», установлено, что Чертовских (Дарда) М.В. в *Дата* проживала и была зарегистрирована постоянно по *Адрес*. В связи с получением инвалидности была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищных субсидий. Выписку из документов предоставить невозможно, т.к. в *Дата* в результате возгорания административного здания поселковой администрации огнем была уничтожена вся документация. В материалах дела имеется справка о пожаре, из которой видно, что *Дата* в 17 час. 10 мин. по адресу *Адрес* в здании поселковой администрации МО «»*...*» произошел пожар, в результате которого огнем полностью уничтожено здание поселковой администрации МО «*...*». Пожар был зарегистрирован в книге регистрации сообщений о преступлениях за *Номер* от *Дата*.

В суде свидетель *Р* суду показала, что она работает в поселковой администрации МО «*...*» с *Дата*. Тогда главой поселка была *С*. Истицу Чертовских М.В., в девичестве Дарда М.В., знает, как проживающую в поселке. Кроме этого запомнила её как девушку, выжившую в ужасной аварии. В *Дата* работников было мало: глава, три специалиста, водитель и уборщица, бухгалтерия 4 человека. Где-то в 1997-1998 годах люди начали подавать заявления о выдаче сертификата, т.к. пошли слухи о выдаче в связи с переселением из Крайнего Севера. Многие подали заявления. На тот момент ими занималась специалист *Б*. Так как поселок маленький, всех почти знали. Семья Дарда тоже встала в очередь. В связи с тем, что Дарда М.В. была инвалидом, в очередь записали её, а родителей записали членами семьи. Дату точную не помнит, но это было примерно в *Дата*. Потом этот список с 2000 года вела *П*. Сначала списки были в поселковой администрации, но после пожара *Дата* все передали районной администрации. Каждый год списки проверялись, Дарда М.В. в списках каждый год была, начиная с *Дата*. Потом год точно не помнит, может быть с *Дата* списки стали разделять, отдельно пенсионеры и отдельно инвалиды. В настоящее время у них не сохранились все данные по спискам, т.к. все документы, архив был уничтожен пожаром *Дата*.

Из анализа представленных доказательств, показаний свидетеля *Р*, пояснения Чертовских М.В. в совокупности у суда не возникает сомнений, что Дарда (Чертовских) М.В. встала на учет как инвалид, нуждающаяся в улучшении жилищных условий в очередь на получение жилищного сертификата в *Дата*.

На момент постановки на учет Чертовских (Дарда) М.В. действовал Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» (далее Закон), который распределял средства федерального бюджета на 1996 год, направляемые на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы, а также размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий, а также условия и порядок их предоставления.

В ст. 4 Закона установлено, что выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.

Согласно ст. 5 Закона установлено, что размер выделяемой гражданину субсидии определяется исходя из социальной нормы площади жилья для семьи данного состава, средней сложившейся на территории Российской Федерации стоимости строительства квадратного метра жилья в домах массовой застройки в первом полугодии 1996 года, определяемой по данным Госкомстата России, и коэффициента стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.

Суд не соглашается с доводами ответчика, что по данному Закону требовалось наличие пребывания на пенсии не менее 10 календарных лет. Из системного толкования данных статей Закона суд установил, что требования о наличии 10 лет стажа работы в районах Крайнего Севера к инвалидам не относится. Право на получение жилищной субсидии возникало вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера, требовалось лишь пребывать в районах Крайнего Севера. Как установлено, истица проживала в районах Крайнего Севера с *Дата*, а инвалидом она стала в *Дата*. Факт того, что она нуждалась в улучшении жилищных условий, подтверждается тем, что её включили в программу в *Дата*, а также и в *Дата*.

Федеральный закон от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть первая статьи 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (статья 2). Из анализа данного Закона суд установил, что требовалось наличие проживания в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. Как установлено выше истица проживала с 1980 года, соответственно требования Закона также соблюдены.

25.10.2002 был принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон 2002 года). Согласно ст. 1 данному Закону 2002 года право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Действие Закона 2002 года ухудшало положение истицы Чертовских (Дарда) М.В., которая на момент принятия данного Закона уже приобрела право на получение жилищного сертификата, но это право ею не было осуществлено, т.к. действие программы не было исполнено в отношении истицы. Доказательств иного суду не представлено.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е" и "з"), 37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий. В частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и организацию строительства для них жилья на территории Российской Федерации в районах с благоприятными природными и социально - экономическими условиями жизни, а также необходимостью первоочередного решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более длительное время, он может увеличить минимальную продолжительность стажа работы (времени проживания) в указанных районах и местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда от 24.05.2011 № 8-П).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что право истицы на получение жилищного сертификата возникло в *Дата*, в момент постановки на учет в получении жилищного сертификата, соответственно выводы комиссии в данном случае незаконны и необоснованны как нарушающие конституционные права истицы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Чертовских М.В. к Муниципальному району «Томпонский район» об оспаривании решения комиссии по вопросам социальной защиты населения – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по вопросам социальной зашиты населения при главе районной администрации Муниципальный район «Томпонский район» от *Дата* о снятии Чертовских М.В. с учета и исключении из сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Признать право Чертовских М.В., *...*, на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствие с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Муниципальному району «Томпонский район» устранить допущенное нарушение прав истицы путем восстановления в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствие с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет в *Дата* на состав семьи 4 (четыре) человека: Чертовских М.В., *...*, *ЧЯ*, *...*, *ЧЕ*, *...* г.р., *ЧС*, *...*, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Сообщить суду, а также административному истцу Чертовских М.В., об исполнении данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: М.М. Григорьева