Дело №2а-252/2023.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года р.п.Токаревка
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе: судьи Осокиной С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Авдюховой Т.М.
с участием прокурора Токаревского района Тамбовской области Жилкина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры к ежегодному основному, функциональному осмотру игрового оборудования на детской площадке
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Токаревского района Тамбовской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом его уточнения к администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр игрового оборудования на детской площадке, указав, что прокуратурой Токаревского района Тамбовской области в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения требований безопасности аттракционов, металлических и иных конструкций, используемых на детских игровых площадках. Проведенной проверкой было установлено, что на территории Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая установлена детская игровая площадка, принадлежащая на праве собственности администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района. Следовательно, администрация Безукладовского сельсовета Токаревского района является эксплуатантом (владельцем), обязанным осуществлять контроль за техническим состоянием данной детской площадки и её соответствием требованиям безопасности, а также её техническое обслуживание и ремонт. Однако, администрацией Безукладовского сельсовета не приняты меры по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования, установленного на детской игровой площадке: отсутствуют акты о проведении ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки, не заведен журнал обслуживания и ремонта, что свидетельствует о непроведении таких осмотров на детской игровой площадке, вопреки установленным требованиям. Таким образом, выявленные недостатки при обустройстве детского игрового комплекса, детского оборудования, в части не соблюдения требований действующего законодательства, создают реальную угрозу безопасности при организации отдыха детей, в связи с отсутствием надлежащего контроля за состоянием используемых аттракционов, информации о них и экстренных службах. С учетом того, что эксплуатация данной детской площадки создает угрозу для находящихся на ней несовершеннолетних граждан, прокурор Токаревского района Тамбовской области просит суд признать незаконным бездействие администрации Безукладовского сельсовета по не обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление безопасного использования игрового оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая в части не проведения ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки и внесения сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования и обязать администрацию Безукладовского сельсовета в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр игрового оборудования с составлением актов осмотра, завести журнал обслуживания и ремонта оборудования детской игровой площадки, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая.
В судебном заседании административный истец прокурор Токаревского района Тамбовской области Жилкин И.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения полностью поддержал, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 КАС РФ.
Положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Целями государственной политики в интересах детей является, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают, в том числе, меры по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно п. 1,2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. N2 1559-1, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. К таким мерам следует отнести предупреждение детского травматизма, к которому, в рассматриваемой ситуации, может привести наличие небезопасной детской игровой площадки.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Как следует из п. 30 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 50 указанного федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. 3 ст. 14 названного Федерального закона.
Из материалов административного дела следует, что 30.06.2023 помощником прокурора Токаревского района Тамбовской области проведена проверка в части осуществления администрацией Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области полномочий соблюдения безопасности аттракционов, металлических и иных конструкций, используемых на детских игровых площадках, в ходе которой установлено, что на территории Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая, установлена детская игровая площадка, принадлежащая на праве собственности администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района согласно выписке из реестра муниципального имущества Безукладовского сельсовета. Следовательно, администрация Безукладовского сельсовета Токаревского района является эксплуатантом (владельцем), обязанным осуществлять контроль за техническим состоянием данной детской площадки и её соответствием требованиям безопасности, а также её техническое обслуживание и ремонт.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013. № 182-ст. регламентированы требования к оборудованию и безопасности детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования.
Согласно п. 6.2, 6.3, 6.4, 6.4.1 указанного ГОСТ Р 52301-2013, контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр. По результатам ежегодного основного осмотра составляют акт.
В соответствии с п. 7.1, 7.7 - 7.9 ГОСТ Р 52301-2013, эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования. Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют путем проведения регулярного обслуживания, а также ремонтных работ.
Пунктом 7.8 указанного Национального стандарта ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что регулярное обслуживание игрового оборудования включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности.
Проведенной прокуратурой Токаревского района Тамбовской области проверкой установлено, что администрацией Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области, в нарушение указанных правовых норм, не приняты меры по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования, установленного на детской игровой площадке: отсутствуют акты о проведении ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки, отсутствует журнал обслуживания и ремонта, что свидетельствует о непроведении таких осмотров на детской игровой площадке, вопреки установленным требованиям.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют о нарушении администрацией Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области ГОСТ Р 52301-2013, согласно которым эксплуатант (владелец) обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования.
Таким образом, выявленные недостатки при обустройстве детского игрового комплекса, детского оборудования, в части не соблюдения требований действующего законодательства, создают реальную угрозу безопасности при организации отдыха детей, в связи с отсутствием надлежащего контроля за состоянием используемых аттракционов, информации о них и экстренных службах.
Принимая во внимание, что эксплуатация данной детской площадки создает угрозу для находящихся на ней несовершеннолетних граждан и бездействие административного ответчика может привести не только к травматизму детей, но и наступлению различного рода тяжких последствий, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Токаревского района Тамбовской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр площадки и внесение сведений в журнал обслуживания и ремонта игрового оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Прокурор Токаревского района Тамбовской области просит суд установить срок в течение 3 месяцев, с даты вступления в законную силу решения суда обязать устранить допущенные нарушения. Суд считает, что указанный срок является целесообразным.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Токаревского района Тамбовской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры к ежегодному основному, функциональному осмотру игрового оборудования на детской площадке - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области по не обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего осуществление безопасного использования игрового оборудования на детской площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая, в части не проведения ежегодного основного осмотра, функционального осмотра площадки и внесения сведений в журнал обслуживания.
Обязать администрацию Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда, провести ежегодный основной осмотр, функциональный осмотр игрового оборудования с составлением актов осмотра, завести журнал обслуживания и ремонта оборудования, на детской игровой площадке, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, д.Малая Кочетовка ул.Садовая.
Администрации Безукладовского сельсовета Токаревского района Тамбовской области сообщить в указанный в решении суда срок об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Токаревского района Тамбовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Токаревский районный суд Тамбовской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : С.Ю.Осокина
Решение суда в окончательной форме
принято 03.08.2023г.
Судья : С.Ю.Осокина