Дело № 2а-38/2022
УИД 22RS0052-01-2022-000012-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года с. Тогул
Тогульский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фролова О.В.,
при секретаре Гужва А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Сергеев Ю.Н. о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в Тогульский районный суд Алтайского края с административным иском к Сергеев Ю.Н. , в котором просит (с учетом уточнений) взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы в размере 888 рублей 18 копеек, транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 15263 рубля, пени в размере 140 рублей 55 копеек.
В обоснование иска административный истец указывает на то, что административный ответчик в 2016, 2017, 2018, 2019 годы являлся собственником недвижимого имущества, транспортных средств в срок установленный требованием налогового органа, им не уплачены указанные налоги. Как следствие, образовалась задолженность, которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму указанных неуплаченных налогов начислена пеня.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС №16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Административный ответчик Сергеев Ю.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Суд, руководствуясь ст.ст.150, 152 КАС РФ, полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 1 ст. 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 НК РФ объект налогооблажения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное строение, помещение и сооружение, расположенное в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 (статья 404 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статьи 360, 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1,3 статьи 363, пунктом 1 статьи 409 НК РФ Сергеев Ю.Н. было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2019 год и налог на имущество физических лиц за 2016-2018 годы подлежали уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 4 статьи 52 НК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Часть 1 ст. 48 НК РФ наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов административного дела, в 2016- 2018 годы административный ответчик являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>,49 (кадастровый №), дата государственной регистрации права - <дата>;
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, 42 (кадастровый №), дата государственной регистрации права <дата>;
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А (кадастровый №), дата государственной регистрации права - <дата>, дата утраты права <дата>, что подтверждается, представленными в материалах административного дела выписками из ЕГРН.
Кроме того, на имя Сергеев Ю.Н. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- легковой автомобиль ЛЕКСУС РХ330, государственный регистрационный знак А222НЕ22, дата государственной регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>;
- легковой автомобиль, ФОЛЬКСВАГЕН, государственный регистрационный знак М705УК22, дата государственной регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>, что подтверждается, ответом ОГИБДД МО МВД России «Кытмановский».
Сергеев Ю.Н. (ИНН 227800574502) почтой по адресу: <адрес>) были направлены: <дата> - налоговое уведомление по транспортному налогу № от <дата>, <дата> - требование № по состоянию на <дата>; налоговое уведомление по налогу на имущество физических лиц за 2016 год № от <дата>, требование № по состоянию на <дата>; <дата> - налоговое уведомление по налогу на имущество физических лиц за 2017 год № от <дата>, требование № по состоянию на <дата>, <дата> - налоговое уведомление по налогу на имущество физических лиц за 2018 год № от <дата>, требование № по состоянию на <дата>. Отправка подтверждается имеющимися в материалах административного дела списками отправки заказных писем № от <дата>, № от <дата>№ от <дата>, № от <дата>.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Материалами дела подтверждено, что Сергеев Ю.Н. был зарегистрирован в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика».
Факт передачи налогоплательщику требований от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ через личный кабинет налогоплательщика подтверждается скриншотами личного кабинета.
Пользование Сергеев Ю.Н. личным кабинетом подтверждается историей действий в личном кабинете налогоплательщика.
То есть на дату направления вышеуказанных требований Сергеев Ю.Н. был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно требованию об уплате транспортного налога № по состоянию на <дата>, срок его исполнения установлен до <дата>. Следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд истекал <дата>.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно требованию об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов № по состоянию на <дата>, № по состоянию на <дата>, № по состоянию на <дата>, срок их исполнения установлен соответственно номерам требований до <дата>, до <дата>, до <дата>.
В данном случае сумма налогов и пеней не превысила 3000 рублей. Соответственно, налоговый орган был вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после <дата>, <дата>, <дата>, то есть до <дата>, <дата>.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Тогульского района Алтайского края <дата>, то есть в установленный срок.
Судебный приказ, вынесенный мировым судьей <дата>, отменен определением мирового судьи <дата>.
Следовательно, требование о взыскании налога и пеней в порядке искового производства могло быть предъявлено не позднее <дата>. Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю принято в почтовое отделение связи для направления в Тогульский районный суд Алтайского края 14 января 2022, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте. Таким образом, административным истцом срок исковой давности для обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций не пропущен.
Налоговым органом была соблюдена процедура взыскания налога и пени с Сергеев Ю.Н. в соответствии со ст.ст. 48, 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, доказательств уплаты налогов и пени административным ответчиком не предоставлено, в связи с этим, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Относительно исковых требований о взыскании с Сергеев Ю.Н. пени по транспортному налогу в размере 140 рублей 55 копеек, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборов сроками. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации на начисленные налоговым органом суммы пени налогоплательщику выставляется требование по правилам, предусмотренным данной статьей.
При этом, согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Срок на обращение в суд исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа.
Таким образом, законом предусмотрен порядок взыскания с налогоплательщика пени, начисленной ему в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога, предусматривающий направление требования об уплате пени.
Согласно приложенному к исковому заявлению расчету, требованию пеня в сумме 140 рублей 55 копеек начислена на недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 15263 рубля за период с <дата> по <дата>. Расчет судом проверен, и он является верным. Поэтому, административный иск в этой части также подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 651 рубль 67 копеек (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Сергеев Ю.Н. о взыскании задолженности по налоговым платежам и пени, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Сергеев Ю.Н. , ИНН 227800574502, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, дом. 20, <адрес> пользу Межрайонной инспекции ФНС России № по Алтайскому краю задолженность за 2019 год по оплате транспортного налога в размере 15263 рубля, пени в размере 140 рублей 55 копеек; за 2016, 2017, 2018 годы по плате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 888 рублей 18 копеек, а всего 16291 рубль 73 копейки.
Взыскать с Сергеев Ю.Н. госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Тогульский район Алтайского края» в размере 651 рубль 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тогульский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: О.В. Фролов