Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тобольск 13 декабря 2017 года
2а-2552/2017
Тобольский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.Б.Лешковой,
при секретаре А.В.Труфановой,
с участием административного истца Карапетяна М.А.
представителя административного истца Кучинского Г.В.,действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика МО МВД России «Тобольский»-Гонтаревой Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карапетяна М.А. к отделу по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский», Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» о признании незаконным действия отдела по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» по предъявлению требования о предоставлении копии налоговой декларации для решения вопроса о приобретении гражданства РФ, суд
у с т а н о в и л:
Карапетян М.А. обратился в суд с административным иском к отделу по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» о признании незаконным требования о предоставлении налоговой декларации с отметкой налогового органа о принятии, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения закона путем принятия заявления Карапетяна М.А. о приобретении гражданства РФ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Карапетян М.А. получил вид на жительство в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации. Ссылаясь на п.10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.№1325 указывает, что к заявлению были приложены все необходимые документы, однако в ДД.ММ.ГГГГ года руководителем отдела по вопросам миграции в г.Тобольске К.. без объяснения причин и письменного отказа документы ему были возвращены. В ответ на письменное обращение руководитель отдела по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» сообщила, что он вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства РФ при предоставлении копии налоговой декларации с отметкой налогового органа. Считая отказ в принятии документов о приобретении гражданства незаконным, административный истец указывает, что в подтверждение наличия законного источника средств к существованию им наряду с другими документами были представлены также копии налоговой декларации, поданной в электронном виде. Административный истец просит признать незаконным действия отдела по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» по предъявлению требования о предоставлении копии налоговой декларации с отметкой налогового органа о принятии данной декларации для решения вопроса о приобретении гражданства; обязать отдел по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» устранить допущенное нарушение закона путем принятия заявления Карапетяна М.А. о приобретении гражданства РФ.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечен МО МВД России «Тобольский» (л.д.2-5).
Определением Тобольского городского суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному иску в части возложения обязанности по устранению допущенного нарушения закона путем принятия заявления Карапетяна М.А. о приобретении гражданства прекращено в связи с отказом истца от административного иска в указанной части.
В судебном заседании Карапетян М.А. административный иск в части признания незаконным действий административного ответчика поддержал, пояснив, что в настоящий момент нарушение устранено, документы приняты. Однако, полагает, что административным ответчиком ранее незаконно были истребованы дополнительно копии налоговой декларации с отметкой налогового органа о принятии, поскольку в подтверждение законного источника средств к существованию им также были представлены справки о доходах и выписки из лицевых счетов.
Представитель административного истца Кучинский Г.В., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Тобольский» Гонтарева Е.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34) с административным иском не согласилась.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица УМВД России по Тюменской области не явился, извещен надлежащим образом (л.д.42).
Суд, заслушав объяснения административного истца Карапетяна М.А. и его представителя Кучинского Г.В., представителя административного ответчика Гонтареву Е.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Положением статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено право иностранных граждан и лица без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Согласно п.п. 10, 13, 14 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой и седьмой статьи 14 Федерального закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляют в том числе один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности) (п.10).
Из системного толкования приведенных норм следует, что законодатель возлагает обязанность предоставить один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию, что административным истцом было выполнено.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карапетян М.А. обратился в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии со ст.14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (л.д.12-14,45).
Согласно данному заявлению, в качестве приложения административным истцом представлены следующие документы: копия нотариально –удостоверенного перевода паспорта, копия нотариально удостоверенного перевода свидетельства о рождении, копия нотариально удостоверенного свидетельства о заключении брака, копия паспорта жены, копия вида на жительства иностранного гражданина, сертификат о прохождении государственного тестирования, копия карточек регистрации, поквартирной карточки, копия отказа от гражданства <адрес>, почтовая опись и квитанция, справки о доходах, квитанция об уплате государственной пошлины. Данное обстоятельство административным ответчиком не опровергнуто.
Вместе с тем административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Системное толкование приведенных положений процессуального закона позволяет сделать вывод, что основанием для признания решения, действия (бездействие) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика, или принятого им решения. При этом решение о признании действия (бездействие) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действия (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании действия или решения незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.
Поскольку в настоящее время право административного истца Карапетяна М.А. восстановлено, заявление и документы согласно приложению, о приобретении гражданства Российской Федерации приняты на рассмотрение административным ответчиком, что сторонами не оспаривается, в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 46 Конституции РФ, Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ст. ст. 62, 218, 226, 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Карапетяна М.А. к отделу по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский», Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» о признании незаконным действий отдела по вопросам миграции МО МВД России «Тобольский» по предъявлению требования о предоставлении копии налоговой декларации для решения вопроса о приобретении гражданства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области.
Судья С.Б. Лешкова