№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 08 сентября 2022 года
дело № 2а-2147/2022
Тобольский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.Б.Лешковой,
при секретаре Сыропятовой Э.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Анисимова М.А. к судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреевой Е.И., Мочихиной Н.В., Тобольскому МОСП УФССП России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области об оспаривании постановления и действия судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
Анисимов М.А. обратился в суд с административным иском судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреевой Е.И., Мочихиной Н.В., Тобольскому МОСП УФССП России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области об оспаривании постановления и действия судебного пристава-исполнителя.
Требования мотивированы тем, что на исполнении Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области находится исполнительное производство №, возбужденное 21.01.2016 года в отношении Анисимова А.М. 08 июня 2022 года постановлением № судебного пристава-исполнителя Андреевой Е.И. обращено взыскание на счёт в АО , на который переводится заработная плата и пособие. 09 июня 2022 года со счета было списано 211728,15 руб. 23 июня 2022 года отказано в удовлетворении жалобы, направленной 13 июня 2022г. 24 июня 2022 года через портал госуслуг истцом предоставлены справки, подтверждающие удержание алиментов в размере 50% дохода, справка о доходах за 5 месяцев 2022 года, справка о перечислении заработной платы на указанный счёт. 27 июня 2022 г. из ФСС на счёт поступили средства по временной нетрудоспособности 24619,60 руб.,12309,80 руб. из которых должны быть перечислены в виде алиментов по исполнительным производствам № от 08.09.2016 и № от 26.04.2018.Ссылаясь на ст.ст.64,69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указывает, что судебный пристав в процессе исполнения требований вправе запрашивать необходимые сведения о счетах физических лиц, являющихся должниками, в размере и пределах, определённых судом, в том числе о назначении поступающих на счета денежные средства. Также указывает, что ему, как должнику, не было своевременно подробно разъяснено о том, что при перечислении на счёт, куда поступает заработная плата, иных средств, на них также может быть наложено взыскание. Административный истец просит отменить постановление ведущего судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП России Андреевой Е.И. от 08 июня 2022 года об обращении взыскании денежных средств; постановление заместителя старшего судебного пристава Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Мочихиной Н.В. от 23 июня 2022 года; признать незаконными действия должностных лиц Тобольского МОСП УФССП России Мочихиной Н.В. и Андреевой Е.И., обязать Тобольский МОСП УФССП России вернуть на расчётный счёт должника № в (АО) списанные средства в сумме 211728,15 руб. в полном объёме, возврате суммы средств, на которые не может быть обращено взыскание с обоснованием суммы, не подлежащей возврату.
В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству 09 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Тобольский межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, заинтересованное лицо ПАО Сбербанк (л.д.3-8).
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 153).
Административный ответчик-судебный пристав-исполнитель Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреева Е.И., Мачихина Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 143,144,145,145).
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействие) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьёй 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из вышеуказанных норм следует, что судебный пристав-исполнитель, используя весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств, должен обеспечивать исполнение судебного акта со стороны должников в порядке и в сроки, установленные законом. Несмотря на то, что двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства не является пресекательным, он оценивается в совокупности с другими обстоятельствами, послужившими причиной для неисполнения требований исполнительного документа, и учитывается судом при рассмотрении споров о законности действий (бездействия) судебного пристава.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Порядок обращения взыскания на денежные средства установлен статьёй 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Частью 2 названной статьи определено, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчётных документов.
Согласно части 4.1 этой статьи, если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьёй 99 названного Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьёй 101 названного Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчёт суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учётом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 названного Федерального закона.
Кроме того, из положений статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что пособие по временной нетрудоспособности не относится к перечню видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
В судебном заседании установлено, что на исполнении в Тобольском МОСП УФССП России по Тюменской области находится исполнительное производство №, возбужденное 21.01.2016 года в отношении должника Анисимова М.А. о взыскании в пользу ПАО «Сбербанк» задолженности в размере руб. (л.д.45-47). Данным постановлением судебный пристав-исполнитель установил должнику пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа; обязал должника сообщить сведения о его счетах в банках, о счетах, на которые производится зачисление заработной платы, а также сведения о поступлении на данные счета денежных средств, на которые в соответствии с законом не может быть обращено взыскание; одновременно указать виды доходов, на которые в соответствии со статьёй 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание.
В рамках исполнительного производства № судебным приставом-исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы, Банки, ГИБДД, осуществлён розыск счетов (л.д.59-73).
01 марта 2016г. судебным приставом-исполнителем Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области объявлен запрет на совершение регистрационных действий по исключению из госреестра транспортных средств , государственный регистрационный знак №, государственный регистрационный знак №, государственный регистрационный знак № (л.д.53-54).
20 апреля 2016 года обращено взыскание на денежные средства (доходы), находящиеся в банках (ОАО », , ) (л.д.55-56).
08 июня 2022 года административным ответчиком обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счёте № в (АО)(л.д.41). Постановлением заместителя начальника отделения-Мочихиной Н.В. 23 июня 2022 года жалоба Анисимова М.А. оставлена без удовлетворения (л.д.39).
Учитывая вышеизложенное, действие судебного пристава-исполнителя Андреевой М.А. по обращению взыскания на денежные средства должника не противоречат пункту 1 части 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Списание денежных средств в сумме 211 728,15 руб. произведено правомерно, последние не относятся к доходам, в отношении которых законом предусмотрены исключения. Наличие у должника обязанности по уплате алиментов не исключает возможность обращения взыскания на денежные средства на счёте в банке, открытом для целей получения заработной платы. Оснований для возвращения денежных средств должнику не имеется, при этом должник не указал судебному приставу-исполнителю доходы или имущество, на которые могло быть обращено взыскание в первую очередь.
Поступившая жалоба Анисимова М.А. рассмотрена в установленном порядке по существу, постановление судебного пристава-исполнителя оставлено без изменения, судебным приставом-исполнителем не допущено незаконных действий (бездействие).
Доводы истца о нарушении административным ответчиком положений части 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об ограничении размера удержаний из заработной платы и иных доходов должника судом во внимание не принимаются, поскольку в данном случае судебный пристав-исполнитель обратил взыскание не на заработную плату или иные доходы должника, а на имущество (денежные средства) последнего в порядке, предусмотренном статьёй 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Доводы о необходимости уплаты с названного счета алиментов, не ставят под сомнение правомерность действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства счета, поскольку оно не препятствует предъявлению к названному счету иных платёжных документов. Кроме того, согласно представленных справок с места работы ООО «» удержания и перечисления алиментов производится в полном объёме (л.д.138-139). Также, согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от 21 июля 2022 года денежные средства, поступившие 27 июня 2022 года в сумме 12309,80 руб. распределены между взыскателями по исполнительным производствам № о взыскании алиментов (л.д.155-156).
Поскольку в удовлетворении требований о признании незаконным и подлежащим отмене постановлений судебного пристава-исполнителя административному истцу отказано, доказательств нарушения прав взыскателя не представлено, следовательно, в удовлетворении требований в части возложения обязанности на Тобольский межрайонный отдел судебных приставов УФССП по Тюменской области вернуть на расчётный счёт должника № в (АО) списанные денежные средства в сумме 211728,15 руб. в полном объёме, возврате суммы средств, на которые не может быть обращено взыскание с обоснованием суммы, не подлежащей возврату, также следует отказать.
Руководствуясь Федеральным законом от 02.10.2007 № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», ст.ст. 218, 226, 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск Анисимова М.А. к судебному приставу-исполнителю Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Андреевой Е.И., Мочихиной Н.В., Тобольскому МОСП УФССП России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области об отмене постановления № от 08 июня 2022 года судебного пристава-исполнителя Тобольского МОСП УФССП России Андреевой Е.И. об обращении взыскании денежных средств; постановление заместителя старшего судебного пристава Тобольского МОСП УФССП России по Тюменской области Мочихиной Н.В. от 23 июня 2022 года; о признании незаконным действия должностных лиц Тобольского МОСП УФССП России Мочихиной Н.В. и Андреевой Е.И., о возложении обязанности на Тобольский МОСП УФССП России вернуть на расчётный счёт должника № в Газпромбанк (АО) списанные денежные средства в сумме 211728,15 руб. в полном объёме, возврате суммы средств, на которые не может быть обращено взыскание с обоснованием суммы, не подлежащей возврату оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тобольский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) С.Б. Лешкова
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022 года.
Копия верна.Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в административное дело № 2а-2147/2022 и хранится в Тобольском городском суде Тюменской области.
Судья С.Б. Лешкова