НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тимского районного суда (Курская область) от 06.02.2024 № 2А-28/2024

УИД 46RS0024-01-2024-000009-09

Производство №2а-28/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 февраля 2024 года п. Тим Курской области

Тимский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

с участием административного истца зам. прокурора Тимского района Курской области Гнездилова А.А.,

при секретаре судебного заседания Стрельниковой Е.Н.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тимского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности эксплуатации находящегося в муниципальной собственности Выгорновского сельсовета гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387 и о понуждении провести преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тимского района обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности эксплуатации находящегося в муниципальной собственности Выгорновского сельсовета гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387 и о понуждении провести преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, указав, что прокуратурой Тимского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что Администрация сельсовета является собственником гидротехнического сооружения, расположенного на территории Выгорновского сельсовета: гидротехническое сооружение протяженностью 220 м. по адресу: <адрес> Выгорновский сельсовет, с кадастровым номером 46:24:000000:387; право собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Эксплуатирующей организации указанное ГТС не имеет. Сведения о ГТС в регистр ГТС не внесены.

Прокурор Тимского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности эксплуатации находящегося в муниципальной собственности Выгорновского сельсовета гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387.

Обязать администрацию Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения, принадлежащего муниципальному образованию «Выгорновский сельсовет»: гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387, а именно: провести преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Представитель административного истца заместитель прокурора Тимского района Курской области Гнездилов А.А.. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области Гребенкин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

Обсудив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в процессе, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения

- плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, среди прочего, обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Пунктами 2, 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), установлено, что декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее - декларант). Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон) обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 6 Положения к декларации безопасности прилагаются:

а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;

б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения";

г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.

Согласно п. 7 Положения, декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.

Согласно положениям ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - вероятный вред).

При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации (далее - владелец гидротехнического сооружения) 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 3 Правил, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Тимского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе проверки установлено, что

Администрация сельсовета является собственником гидротехнического сооружения, расположенного на территории Выгорновского сельсовета: гидротехническое сооружение протяженностью 220 м. по адресу: <адрес><адрес><адрес> с кадастровым номером 46:24:000000:387; право собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Эксплуатирующей организации указанное ГТС не имеет. Сведения о ГТС в регистр ГТС не внесены.

На основании полученных из областной прокуратуры сведений о состоянии ГТС, в адрес главы Выгнорновского сельсовета прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с указанием на необходимость осуществления преддекларационного обследования ГТС, необходимого для принятия дальнейших мер по обеспечению безопасности ГТС.

Проведенной проверкой установлено, что Администрацией сельсовета преддекларационное обследование ГТС, оценка его эксплуатационного состояния не проведена; расчет вероятного вреда, который может быть причинен в случае аварии на ГТС, не осуществлен, мероприятия по согласованию величины финансового обеспечения гражданской ответственности не проведены, что указывает на бездействие администрации Выгорновского сельсовета.

Таким образом, как установлено проведенной проверкой, администрацией Выгорновского сельсовета не приняты меры к обеспечению безопасности эксплуатации принадлежащего муниципальному образованию гидротехнического сооружения: в нарушение положений ст. ст. 9,10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обследование гидротехнического сооружения с целью установления класса ГТС, а также принятия решения о разработке декларации безопасности ГТС, не проведено. Также, в нарушение ст.ст. 9, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Выгорновского сельсовета не согласована величина финансового обеспечения гражданской ответственности, расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, не произведен.

Согласно п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку не исполнение обязанности по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений создает предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и их и имуществу.

Проанализировав вышеизложенное, суд считает, что административное исковое заявление прокурора Тимского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности эксплуатации находящегося в муниципальной собственности Выгорновского сельсовета гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387 и о понуждении провести преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Ответчик Администрация муниципального образования Выгорновский сельсовет Тимского района Курской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Тимского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности эксплуатации находящегося в муниципальной собственности Выгорновского сельсовета гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387 и о понуждении провести преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению безопасности эксплуатации находящегося в муниципальной собственности Выгорновского сельсовета гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387

Обязать Администрацию Выгорновского сельсовета Тимского района Курской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнического сооружения, принадлежащего муниципальному образованию «Выгорновский сельсовет» Тимского района Курской области: гидротехнического сооружения с кадастровым номером 46:24:000000:387, провести преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, произвести для гидротехнического сооружения расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Тимский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 35 минут.

Председательствующий судья С.В. Горбунова