НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тихорецкого районного суда (Краснодарский край) от 26.06.2019 № 2А-471/19

К делу №2а-471/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2019 г. г. Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе

судьи Горчакова О.Ю.,

при секретаре Ивановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО «Премьера» к Белоруцкому Юрию Акимовичу, Администрации МО Тихорецкий район Краснодарского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об отмене постановления о предварительном согласовании местоположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

В Тихорецкий районный суд обратилось ООО «Премьера», и, уточнив требования, просило отменить постановление о предварительном согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером администрации МО Тихорецкий район от 26.03.2019 №381.

Представитель административного истца Ермак Ф.К. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно административного искового заявления с учетом уточненных требований, ООО «Премьера» в соответствии с договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером , общей площадью 489,16 га, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время ООО «Премьера» стало известно, что внутри принадлежащего обществу на праве аренды земельном участке с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером . Данный земельный участок сформирован на основании постановления о предварительном согласовании местоположения границ земельного участка по заявлению ФИО2, являющегося соответчиком по настоящему делу. Поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером расположен на территории лесополос, чем нарушает права Российской Федерации, Министерства природных ресурсов. В нарушение ст. 11.9. Земельного кодекса РФ, ст.22 Закона Краснодарского края №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», в результате образования новых земельных участков возникают вклинивания, вкрапливания, чересполосица, изломанность границ, неудобства в использовании, не соблюдаются условия выхода на дороги общего пользования, как при использовании новых участков, так и для уже существующих участков, принадлежащих ООО «Премьера» и другим участникам долевой собственности, а также создаются другие недостатки, препятствующие рациональному использованию земельного участка, так как фактического доступа к земельному участку с кадастровым номером 23:32:0103000:518 нет. Использование земельного участка Белоруцким Ю.А. после предоставления его в аренду нарушит права ООО «Премьера», т.к. использование выделенного под скотоводство спорного участка, возможно только через принадлежащий обществу земельный участок.

Административный ответчик Белоруцкий Ю.А. в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Административный ответчик администрация МО Тихорецкий район в судебное заседание не явился, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие, письменных возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, подав письменные возражения в качестве ответчика до изменения статуса на заинтересованное лицо и уточнение административных исковых требований административным истцом. Из поданного возражения следует, что с 01.01.2017 года ФГБУ «ФКП Росреестра» (его филиалы) не уполномочены на ведение государственного кадастрового учета. С 01.01.2017 ведение государственного кадастрового учета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии со ст. 3 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти его территориальными органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» п.1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Организация, к полномочиям которой относится осуществление государственного кадастрового учета - Управление Росреестра по Краснодарскому краю. Частью 4 статьи 3 закона о регистрации предусмотрено, что полномочия, предусмотренные в п.4 ст. 3 закона о регистрации — полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета исключены из числа полномочий, которые на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в ч.1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (таким образом. С 01.01.2017 полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета в силу закона не могут быть переданы органом регистрации прав (Росреестром) иной организации — т.е. ФГБУ «ФКП Ростреетсра). В соответствии с Приказом Росреестра №П/0515 от 18.10.2016 «О наделении государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями по осуществлению кадастрового учета (осуществление кадастрового учета изменений объектов недвижимости) не наделено. ФГБУ «ФКП Росреестра» (его филиалы) не является структурным подразделением Управления Росреестра по Краснодарскому краю (его территориальным органом). Ввиду отсутствия полномочий, решения, связанные с осуществлением государственного кадастрового учета, с учетом вступившего в силу федерального закона №218-ФЗ, могут быть приняты только Управлением Росреестра по Краснодарскому краю, его территориальным органом (то есть исполнение обязанности, связанной с осуществлением государственного кадастрового учета вступившего в силу судебного акта может быть исполнено только Управлением, а не Филиалом). Вследствие чего, ФГБУ «ФКП Росреестра» (его филиал) с 01.01.2017 года не может в силу закона являться надлежащим ответчиком по категориям дел, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета. В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Основания для снятия с кадастрового учета отсутствуют в связи с тем, что:

документы, послужившие основанием для формирования земельного участка с кадастровым номером являются действующими. В установленном порядке не отменены, не признаны недействительными, следовательно, основания для снятия с кадастрового учета земельного участка отсутствуют. В соответствии с ч.4 ст.7 Закона о ГРН орган регистрации прав вносит в ЕГР недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим ФЗ. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, внесение в ЕГРН сведений носит заявительный характер. То есть, до тех пор, пока землепользователь или правообладатель не обратится с соответствующим заявлением, сведения в отношении объекта недвижимости в ГКН будут отсутствовать. С заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером в Филиал, либо в орган регистрации прав истец не обратился. В соответствии с п.33 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежащим снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, в отличие от ранее действующего законодательства, снятие с кадастрового учета допускается по общему правилу в случае, если объект является преобразуемым. Так, в соответствии с ч.2, ч.3 ст. 41 Закона о ГРН предусмотрено: «В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.» В предусмотренных законом случаях возможно снятие с кадастрового учета объектов, прекративших существование (то есть, в случаях, когда снятие с кадастрового учета осуществляется без одновременной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, по истечении пятилетнего срока со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена). Частями 10,11 статьи 60 Закона о ГРН предусмотрены особенности государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Так, снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Земельные участки, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости:

могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечении трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лиц, на основании которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда;

снимаются с государственного кадастрового учета по истечении трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав. Действующим законодательством возможность снятия с кадастрового учета земельного участка, ранее учтенного, и не являющегося преобразуемым объектом недвижимости не предусмотрена. Полагает, что решение о постановке земельного участка на кадастровый учет является законным, обоснованным и принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства. Считает, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой правам собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об установлении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста, то есть в порядке ст.ст.131,132 ГПК РФ, в порядке искового производства, а обжалование вынесенных решений, действий (бездействий) органов государственной власти в порядке административного судопроизводства РФ, в связи с чем, в соответствии с ГПК РФ не могут рассматриваться в одном производстве. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ имеются основания для прекращения производства по административному делу по заявлению ООО «Премьера».

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что ООО «Премьера» в соответствии с договором уступки прав и обязанностей по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования с кадастровым номером , общей площадью 489,16 га, расположенного по адресу: <адрес>.

Административным ответчиком администрацией МО Тихорецкий район в дело приобщен акт, и он исследован в судебном заседании, обследования земельного участка с кадастровым номером , проведенный мастером Тихорецкого участка ГБУ КК «Управление Краснодарлес» от 24.06.2019 года Алексеевым С.А., в котором установлено, что указанный земельный расположен в балке и пересекает защитные лесные насаждения. Собственность не этот земельный участок, занятый защитными лесными насаждениями, не разграничена, с рекомендацией исключения из земельного участка с кадастровым номером площади участка, занятого защитными лесными насаждениями в соответствии со п.п.3 п.2 ст. 3.1 ФЗ №137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, утверждение административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером расположен на территории лесополос, чем нарушает права Российской Федерации, Министерства природных ресурсов, и, в нарушение ст. 11.9. Земельного кодекса РФ, ст.22 Закона Краснодарского края №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», в результате образования новых земельных участков возникают вклинивания, вкрапливания, чересполосица, изломанность границ, неудобства в использовании, не соблюдаются условия выхода на дороги общего пользования, как при использовании новых участков, так и для уже существующих участков, принадлежащих ООО «Премьера» и другим участникам долевой собственности, а также создаются другие недостатки, препятствующие рациональному использованию земельного участка, доказана независимым специалистом мастером Тихорецкого участка ГБУ КК «Управление Краснодарлес».

Кроме этого, земельный участок с кадастровым номером сформирован на основании постановления о предварительном согласовании местоположения границ земельного участка по заявлению Белоруцкого Ю.А. являющегося соответчиком по настоящему делу.

Также судом исследован акт осмотра земельного участка от 24.06.2019г., составленный заведующей сектором МЗК УМР администрации МО Тихорецкий район ФИО6, ведущим специаилистом сектора МЗК УМР администрации МО Тихорецкий район, кадастровым инженером ФИО7, согалсно которого на части спорного земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: - воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; - защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; - защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с данным кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для создания защитных лесных насаждений. В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером <адрес>, относящийся к категории - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для скотоводства, сформирован так, что в его границы включены земли под полезащитными лесными полосами, которые не относятся к землям, предназначенным для сельскохозяйственного использования, а являются элементами мелиоративной системы.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся: противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Следовательно, защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка и фактически представляют собой территории общего пользования.

Таким образом, в случае, если в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения включена полезащитная лесная полоса, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, в том числе и смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения, такой земельный участок не может быть предоставлен арендатору при реализации положений части 6 ст. 39.16. Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является ограниченным в обороте.

Предоставление земельного участка, занятого лесными насаждениями, заявителю приведет к ограничению пользования третьими лицами той частью лесозащитной полосы, которая уже имеется на территории земельного участк

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ государственный кадастровый учет объектов недвижимости — земельных участков осуществляется уполномоченным органом, путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, позволяют определить уникальные характеристики объекта недвижимости, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Положением статьи 7 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ установлен перечень сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, когда объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ, с заявлением об учете изменений объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленумов ВС РФ № 10/22, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления, границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

В постановлении от 03.12.2013 № 8410/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка явилось принятие ответчиком администрацией Тихорецкого района Постановления от 26.03.2019 №381 о предварительном согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в нарушение вышеуказанного законодательства. Данное постановление подлежит отмене. Основанием для снятия с регистрационного учета государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером и аннулировании сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером является отмена указанного постановления.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ООО «Премьера» законны, обоснованы, согласуются с материалами дела и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 293,294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Премьера» удовлетворить.

Отменить Постановление Админстрации МО Тихорецкий район Краснодарского края от 26.03.2019 №381 о предварительном согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером .

Разъяснить, что настоящее решение является основанием для снятия вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный в месячный срок.

Судья Горчаков О.Ю.