К делу № 2а-1047/2016
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Тихорецк 21 сентября 2016 г.
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ногиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Тимониной М.А.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителя административного ответчика Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО1,
действующего на основании удостоверения № 17 от 23.09.2014 г.,
представителя административного ответчика - главы администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2
ФИО3,
действующей на основании удостоверения №6162 и ордера №1547 от 13.09.2016г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах жителей Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района к Совету депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района и главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2 о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Тихорецкий межрайонный прокурор просит суд признать незаконными действия главы администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2, выразившиеся в неправомерном назначении себе премий в 2015 и 2016 годах в общем размере 470000 рублей, а также признать незаконными действия Совета Депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в необоснованном внесении изменений в характеристику бюджетов поселения на 2015 и 2016 годы, посредством принятия решений Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.04.2015 года №46 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09.12.2014 года №22 «О бюджете Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2015 год» и от 12.02.2016 года №94 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2016 год» в части увеличения бюджетных ассигнований на «функционирование высшего должностного лица муниципального образования».
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала административные исковые требования и пояснила, что, как установлено в результате проверки, распоряжением администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 30 марта 2015 года №27-п на начальника отдела автоматизации и консолидации учета и отчетности администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО11 возложена обязанность выплатить премию главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2 в размере 230 000 рублей. При этом, в качестве обоснования издания данного распоряжения указаны решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 16 мая 2011 года №89 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района» и решение депутатов Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 27 марта 2015 года, протокол №11. Распоряжением администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09 февраля 2016 года №11-п на начальника отдела автоматизации и консолидации учета и отчетности администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО11 возложена обязанность выплатить премию главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2 в размере 240 000 рублей. При этом, в качестве обоснования издания данного распоряжения указаны решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 16 мая 2011 года №89 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района» и решение депутатов Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 29 января 2016 года протокол №24.
В нарушение требований статьи 57 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района и главы 7 Регламента Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Совет после рассмотрения вопроса о возможном премировании главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района надлежащим образом (т.е. в письменном виде) решение не принял, соответствующий правовой акт издан и подписан не был, что позволяет сделать вывод о том, что решение о премировании главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района 27 марта 2015 года и 29 января 2016 года Советом принято не было.
Кроме того, было достоверно установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что в 2014-2016 годах оплата труда главы поселения регулировалась Решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08 февраля 2013 № 174 «Об утверждении Положения о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные
должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района» и Решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 16 мая 2011 № 89 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района», а также положением о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района.
Вышеназванные нормативные документы определяют порядок, основания и виды выплат материальных поощрений, в том числе и главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района.
Согласно абзацу 2 пункта 2.3 Положения о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, утвержденного решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08 февраля 2013 года №174, к дополнительным выплатам относятся премии по итогам работы за месяц (квартал) и год, порядок выплаты которых определяется решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района (максимальный размер не ограничивается в пределах фонда оплаты труда).
Следовательно, решение Совета обязательно при рассмотрении вопроса о производстве дополнительных выплат, в данном случае премий.
Таким образом, оснований для издания распоряжений №27-п от 30 марта 2015 года и №11-п от 09 февраля 2016 о выплате премии, у главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района не имелось.
Кроме того, распоряжениями №27-п от 30 марта 2015 года и №11-п от 09 февраля 2016 главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района назначались премии «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу».
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 32 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района предусмотрено, что глава муниципального образования обязан лично трудиться над выполнением возложенных на него задач и функций, в связи с чем, назначение премии с формулировкой «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу» не согласуется с положениями вышеперечисленных правовых актов. В пункте 2.4 решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08 февраля 2013 № 174 «Об утверждении Положения о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района» установлено, что лицам, замещающим муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами Краснодарского края и иными нормативными правовыми актами. Установлено, что в Алексеевском сельском поселении такие акты о выплате главе премий по вышеуказанным основаниям не приняты. Кроме того, такой вид выплат премий не предусмотрен решениями Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08 февраля 2013 № 174 и от 16 мая 2011 № 89.
Протоколы сессий Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 27 марта 2015 года и 29 января 2016 года нельзя принять в качестве оснований для издания распоряжений о премировании, так как указанные протоколы не являются правовыми документами и не обязательны для исполнения, а являются лишь основанием для издания решения Совета, облеченного в форму нормативного акта.
Прокуратурой установлено, что в апреле 2015 года решением Совета от 08 апреля 2015 № 46 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09 декабря 2014 № 22 «О бюджете Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2015 год» уменьшены ассигнования по разделу 0104 «Функционирование местных администраций» на сумму 130,8 тысяч рублей и по подразделу 0503 «Благоустройство» на 168,7 тысяч рублей и за счет этого увеличены ассигнования по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» на 299,5 тысяч рублей, из которых на выплату премий главе были предназначены 230,0 тысяч рублей и на уплату начислений на оплату труда (страховых взносов в государственные фонды) - 69,5 тысяч рублей.
Решением Совета от 12 февраля 2016 № 94 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 25 декабря 2015 № 78 «О бюджете Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2016 год» увеличены ассигнования по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» на сумму 312,5 тысяч рублей. В том числе на выплату премии главе - 240,0 тысяч рублей.
При отсутствии законных оснований для издания главой Алексеевского сельского поселения распоряжений №27-п и 11-п о премировании главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, то есть при отсутствии принятых надлежащим образом решений Совета, Совет не вправе был принимать решения об увеличении ассигнований по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования». При этом суд полагает, что при принятии решений 08 апреля 2015 № 46 и 12 февраля 2016 № 94 Совет Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района не в полной мере реализовал полномочия, предоставленные ему статьей 26 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района. Доводы Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района о том, что увеличение ассигнований произведено за счет распределения остатков собственных средств 2015 года, находящихся на счетах казначейства нельзя принять, так как указанные остатки образовались в основном по причине неисполнения бюджетных назначений на мероприятия по развитию дорожного хозяйства.
Так, в 2015 году на эти цели запланировано 300,0 тысяч рублей, а расходы по факту составили 13,0 тысячи рублей.
При этом сумма кредиторской задолженности администрации поселения за 2015 год составила 16 940,7 тысячи рублей, а на момент издания распоряжения - 10 357,1 тысяч рублей.
Помимо этого, назначение премий с формулировкой «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу» имело место в период задержек выплаты муниципальных пенсий от 1 до 5 месяцев на общую сумму 199,5 тысяч рублей.
Указанные факты подтверждены результатами проверки Контрольносчетной палаты Краснодарского края, проведенной в июне 2016 года, представлением от 29.07.2016 года, внесенным заместителем председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на имя главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, информацией главы Алексеевского сельского поселения от 29 августа 2016 года №1094.
Доводы административного ответчика о том, что принятое Советом депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на основании протокола сессии №30 от 05 августа 2016 года решение №124 о выплате премии главе Алексеевского сельского поселения за 2014 и 2015 годы распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 октября 2014 года являются необоснованными, поскольку принятое решение не может распространять свое действие на события, имевшие место ранее, так как процедура согласования должна предшествовать самому действию.
Представитель административного ответчика - Председатель Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, то есть администрация имеет дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселения.
На основании пункта 28 решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09.12.2014 г. № 22, пункта 30 решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 25.12.2015 г. № 78, а также порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), который разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823), решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 24.05.2012 года № 140«Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Алексеевском сельском поселении Тихорецкого района» (с последующими изменениями) в целях организации исполнения бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района) по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета сельского поселения в части выбытия средств и определяет правила составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района. В ходе исполнения бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Решением о бюджете, показатели сводной росписи (в том числе ассигнований) могут быть изменены. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств. Согласно решению Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 16.02.2015 г № 34, а также решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 12.02.2016 г. № '94 видно, что увеличилась расходная часть бюджета из-за остатков неиспользованных средств. Остатки неиспользованных средств образовались из-за поступлений денежных средств на лицевой счет администрации, а также увеличения доходной части бюджета в конце декабря 2014 и 2015 года. В связи с этим при увеличении ассигнований по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица» на выплату премии главе было произведено правомерное перераспределение бюджетных средств. Денежные средства были передвинуты с раздела «Благоустройство» и «Функционирование местных администраций». Т.е. эти денежные средства не являются краевыми, в том числе не несут целевое назначение. Необходимо отметить, что при увеличении ассигнований по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» лимиты не превышены. Т.е. не превышают рекомендуемый максимальный размер расходов бюджетов, согласно нормативов формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, согласно постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края (с изменениями) от 29 июля 2008 года № 724. Таким образом нет оснований для отмены решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.04.2015 г. № 46 и решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 12.02.2016 г. №94.
Ранее, в предыдущем судебном заседании административный ответчик - глава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2 административные исковые требования не признал и суду пояснил, что на основании п. 8 протокола сессии Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 27 марта 2015 года № 11, депутаты Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района проголосовали за выплату ему премии в размере 230 тысяч рублей. Премия была назначена за период работы с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года, в соответствии с Положением о порядке выплаты премии работникам администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района. На основании п.19 протокола сессии Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 29 января 2016 года № 24, депутаты Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района проголосовали за выплату ему премии в размере 240 тысяч рублей. Премия была назначена за период работы с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу: компетентность, инициативу, творчество и применение в работе передовых идей, форм и методов организации труда.
В июне-июле 2016 года Контрольно-счетной палатой Краснодарского края совместно с Контрольно-счетной палатой муниципального образования Тихорецкий район проводилась проверка отдельных вопросов финансовой деятельности администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года.
По результатам данных проверок Контрольно-счетной палатой Краснодарского края было вынесено представление № 1558-02/06 от 29.07.2016 года, с требованием о принятии мер по устранению и недопущению впредь нарушений требований бюджетного законодательства, выявленных в ходе проверки. В частности в представлении контрольно-счетной палаты Краснодарского края указано, что решения о назначении ему премий в 2015-2016 годах не принимал.
В настоящее время на 30 очередной сессии Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 5 августа 2016 года с учетом замечаний контрольно-счетной палаты было принято решение №124 о выплате ему премии, в котором изложены в форме правового акта ранее принятые решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района об установлении премии главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, отражённые в протоколах заседаний Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, а, именно, в п. 8 протокола сессии Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 27.03.2015 № 11 о выплате премии главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в размере 230 тысяч рублей, в п. 19 протокола сессии Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 29.01.2016 года №24 о выплате премии главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в размере 240 тысяч рублей.
Вместе с тем остатки неиспользованных средств на 01 января 2016 года образовались из-за поступлений денежных средств на лицевой счет администрации, а также увеличения доходной части бюджета в конце декабря 2015 года.
В 2015 году на мероприятия по развитию дорожного хозяйства было запланировано не 300,0 тыс. руб., а 20750,1 тыс.руб. Расходы по факту составили не 13,0 тыс. руб., а 5969,5 тыс. руб. причиной не освоения в полном объеме денежных средств предусмотренных на мероприятия по развитию дорожного хозяйства послужило не предоставление из краевого бюджета субсидии на софинансирование расходных обязательств на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения. Вследствие чего, возникла кредиторская задолженность за 2015 год в сумме 13239,1 тыс. руб. Остаток суммы кредиторской задолженности 3345,0 тыс. руб. это неоплаченные налоги физических и юридических лиц зарегистрированных на территории поселения, но никак не администрации.
Часть остатка средств 2015 года, предусмотренных на мероприятия по развитию дорожного хозяйства, в полном объеме была распределена в 2016 году увеличением ассигнований по разделу 0409 «дорожное хозяйство», а не на выплату премии. При увеличении ассигнований по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» лимиты не превышены, то есть не превышают рекомендуемый максимальный размер расходов бюджетов, согласно нормативов формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края (с изменениями) от 29 июля 2008 года № 724. Также при увеличении ассигнований по разделу 0102 на выплату премии главе было произведено правомерное перераспределение бюджетных средств. Денежные средства были передвинуты с раздела «Благоустройство» и «Функционирование местных администраций». То есть эти денежные средства не являются краевыми, в том числе не несут целевое назначение. Задержка выплат муниципальных пенсий образовалась из-за того, что специалист администрации при формировании бюджета, в решении Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09.12.2014 г. № 22 « О бюджете АСПТР на 2015 год» не предусмотрел лимиты бюджетных обязательств по разделу 1001 «Пенсионное обеспечение» После своего увольнения дела не передал. При выяснении обстоятельств были утверждены ассигнования и произведена выплата пенсии должностным лицам администрации в полном объеме. Также сообщаем, что в течении года получатели муниципальной пенсии должны предоставлять документы из пенсионного фонда для перерасчета пенсии.
Представитель административного ответчика - главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств, то есть администрация имеет дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселения. На основании пункта 28 решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09.12.2014 г. № 22, пункта 30 решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 25.12.2015 г. № 78, а также порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), который разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823), решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 24.05.2012 года № 140«Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Алексеевском сельском поселении Тихорецкого района» (с последующими изменениями) в целях организации исполнения бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района) по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета сельского поселения в части выбытия средств и определяет правила составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района.
В ходе исполнения бюджета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Решением о бюджете, показатели сводной росписи (в том числе ассигнований) могут быть изменены. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств. Согласно решению Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 16.02.2015 г № 34, а также решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 12.02.2016 г. № 94 видно, что увеличилась расходная часть бюджета из-за остатков неиспользованных средств. Остатки неиспользованных средств образовались из-за поступлений денежных средств на лицевой счет администрации, а также увеличения доходной части бюджета в конце декабря 2014 и 2015 года. В связи с этим при увеличении ассигнований по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица» на выплату премии главе было произведено правомерное перераспределение бюджетных средств. Денежные средства были передвинуты с раздела «Благоустройство» и «Функционирование местных администраций». Т.е. эти денежные средства не являются краевыми, в том числе не несут целевое назначение. Необходимо отметить, что при увеличении ассигнований по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» лимиты не превышены. Т.е. не превышают рекомендуемый
максимальный размер расходов бюджетов, согласно нормативам формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края (с изменениями) от 29 июля 2008 года № 724. Таким образом, нет оснований для отмены решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.04.2015 г. № 46 и решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 12.02.2016 г. № 94.
Свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснил, что он работает председателем контрольно-счетной палаты МО Тихорецкий район, т.е. в органе внешнего финансового контроля. Согласно положению о контрольно-счетной палате и закону, орган осуществляет полномочия внешнего финансового контроля поселений, эти полномочия органу передаются по соглашению. Контрольно-счетная палата работает с сельскими поселениями по соглашению, которое ежегодно обновляется. С 2015 года контрольно-счетная палата работает по соглашению с Алексеевским сельским поселением. Орган осуществляет проверку проектов бюджетов и исполнение бюджета, кроме того ежегодно осуществляется планирование, орган ежегодно обращается к главам сельских поселений с предложением осуществить финансовую проверку какого-либо объекта на территории поселения. В Алексеевском сельском поселении нарушения выявлялись, но орган не осуществляют детальную проверку, т.е. имеются формы и они сопоставляют только доходные и расходные показатели, чтобы они соответствовали нормативам и Бюджетному кодексу, и не было перерасходов в соответствии с лимитами. Проверки по целевым программам органом контроля не проводились. Он, как председатель контрольно-счетной палаты, был привлечен в группу контрольно-счетной палаты Краснодарского края в составе и аудитора и инспекторов, которая по поручению председателя ЗСК Краснодарского края осуществляла проверку по жалобе депутатов Алексеевского сельского совета, в том числе и по начислению заработной платы главе Алексеевского сельского поселения и премирования. Были выяснены факты неправомерного премирования главой Алексеевского сельского поселения в 2015-2016 г.г. В 2015 г. в сумме 230000 рублей, а в 2016 г. в сумме 240000 рублей. Основополагающим документом при формировании фонда оплаты труда является решение Совета Алексеевского сельского поселения № 174 от 08.02.2013 г., это решение действует и до настоящего времени. В решении прописаны все возможные выплаты, в том числе и главе поселения. От этого решения и формируется фонд оплаты труда главе Алексеевского сельского поселения на год, в основе лежит ежемесячный оклад, который составляет 5349 рублей, 382988 рублей - это оплата за год, надбавка за работу с документами, составляющими государственную тайну два оклада, премия в размере восьми окладов. П.24 положения говорит о том, что производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законом Краснодарского края и иными нормативно-правовыми актами. Иной нормативно-правовой акт – это является решение Совета сельского поселения, имеется регламент Совета, устанавливающий порядок деятельности Совета. На сессию Совета представляются проект решения Совета, пояснительная записка, экспертное заключение. Решение Совета по вопросам, отнесенным к его компетенции, удостоверяется подписью председателя Совета и направляется главе сельского поселения для подписания и обнародования в пятнадцатидневный срок с момента принятия, но такого решения не было. Вместе с тем, глава сельского поселения, основываясь на протоколе сессии в 2015 г. и 2016 г. выносит распоряжение о премировании себя с формулировкой: за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на главу. Т.е. норматино-правового документа не было, но глава себя премировал. В результате премирования были превышены фонды оплаты труда главы поселения, и Совету депутатов пришлось проводить передвижения средств, С целевых программ денежные средства не использовались, в 2015г. были за счет благоустройства и содержания администрации, в 2016г. за счет остатка неиспользованных денежных средств. Тихорецкий раойн является дотационным, более 60% бюджета – это субсидии краевые и федеральные. Бюджет Алексеевского сельского поселения не является не дефицитным, не профицитным. У Алексеевского сельского поселения образовалась задолженность из-за краевых средств, которые не были перечислены из краевого бюджета за ремонт дорог.
Свидетель ФИО15 в судебном заседании пояснила, что она работает в финансовом управлении МО Тихорецкий район заместителем начальника отдела. При составлении проекта бюджета сельским поселениям даются рекомендации, которые дает Министерство финансов. Проекты смотрятся на соответствии Бюджетного кодекса РФ и другим нормативно-правовым актам. Кроме того их отделом производится консолидация бюджетов поселений для того, чтобы свести в консолидированный бюджет района для предоставления отчетности в край. Отчет об исполнении бюджета проверяется на соответствие, чтобы правильно были отражены все статьи, решение было в полном объеме. Если вносятся какие-либо изменения в бюджет в течение года, они об этом узнают только после поступления документов, за ранее ничего не согласовывается. Администрация поселения вправе делать передвижения денежных средств с одной статьи расходов на другую, но в пределах сложившейся экономии или дополнительно поступивших средств, а также в случае какой-либо острой необходимости. Нарушений нецелевого использования денежных средств выделяемых из краевого бюджета выявлено не было, поскольку целевые денежные средства можно использовать только на то, на что они конкретно были перечислены.
Свидетель ФИО16 в судебном заседании пояснила, что она работает в финансовом управлении начальником бюджетного отдела. В функции отдела входит после утверждения бюджета, заносится сводная бюджетная роспись на основании бюджета, если вносятся изменения в бюджетную роспись по решению, бюджетный отдел закрывает передвижения денежных средств. Сводная бюджетная роспись проверяется на соответствие с решением о бюджете и если все соответствует, то происходит закрытие передвижения средств. На основании сводной бюджетной росписи формируется отчет по планированию сумм. Согласно февральскому решению о бюджете действительно было передвижение денежных средств со счета благоустройства на содержание главы. Согласно бюджетному законодательству и положениям о бюджетном процессе внесение изменений в решение о бюджете могут быть внесены, был нормативный документ – это внесение изменений решение о бюджете, на основании которого должно было произойти закрытие передвижения денежных средств. Нарушений в плане передвижения бюджетных средств в Алексеевском сельском поселении не было потому, что не было превышения фонда заработной платы по оплате труда органу местного самоуправления в целом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона №131 ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе и уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно статье 7 данного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Устава Алексеевского сельского поселения глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно положениям части 5 статьи 32 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района глава поселения обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.
В рамках своих полномочий глава поселения организует выполнение решений Совета, что регламентировано в части 2 статьи 32 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района.
В соответствии со статьей 23 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района и статьей 2 Регламента Совета Алексеевского сельского поселения, утвержденного решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 31 января 2006 года №23, Совет является представительным органом Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района и самостоятельно решает вопросы местного значения, отнесенные к его ведению законодательством.
Согласно статье 57 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, настоящим уставом. Принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, решение об удалении главы поселения в отставку, а также решения. Регулирующие вопросы порядка организации деятельности Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, уставом поселения.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района правовые акты Совета вступают в силу со дня подписания, если иное не установлено в самом правовом акте, за исключением нормативных правовых актов Совета о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ и правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и
гражданина, вступающих в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно части 7 статьи 57 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района решение Совета должно содержать указание на финансовые, материально-технические и иные ресурсы, необходимые для его реализации.
В судебном заседании установлено, что в 2014-2016 г.г. оплата труда главы поселения регулировалась Решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.02.2013 № 174 «Об утверждении Положения о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района» и Решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 16.05.2011 № 89 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премии работникам администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района», а также положением о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района (приложение № 3 к Коллективному договору, принятому на общем собрании работников (протокол от 07.12.2012 № 2, от 18.12.2015 № 3).
Советом депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в апреле 2015 года и в феврале 2016 года производилась передвижка бюджетных ассигнований, а именно в 2015-2016 годах главе Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района назначались премии «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу».
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 32 Устава Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района предусмотрено, что глава муниципального образования обязан лично трудиться над выполнением возложенных на него задач и функций, в связи с чем, назначение премии с формулировкой «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу» недопустимо.
Кроме того, такой вид выплат премий не предусмотрен решениями Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.02.2013 № 174 и от 16.05.2011 № 89.
В п. 2.4 решения Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.02.2013 № 174 «Об утверждении Положения о денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, и денежном содержании муниципальных служащих Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района» установлено, что лицам, замещающим муниципальные должности в Алексеевском сельском поселении, производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами Краснодарского края и иными нормативными правовыми актами.
Установлено, что в Алексеевском сельском поселении такие акты о выплате главе премий по вышеуказанным основаниям не приняты.
Так, в 2015 году на основании п. 8 протокола сессии Совета Алексеевского сельского поселения от 27.03.2015 № 11 главе была назначена единовременная премия в размере 230,0 тыс. рублей, однако отдельного решения о назначении премии главе «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу» Совет не принимал.
В результате чего, глава поселения самостоятельно, своим распоряжением от 30.03.2015 № 27-П назначил себе премию в сумме 230,0 тыс. рублей.
В апреле 2015 года решением Совета от 08.04.2015 № 46 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09.12.2014 № 22 «О бюджете Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2015 год» уменьшены ассигнования по разделу 0104 «Функционирование местных администраций» на сумму 130,8 тыс. рублей и по подразделу 0503 «Благоустройство» на 168,7 тыс. рублей и за счет этого увеличены ассигнования по разделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» на 299,5 тыс. рублей, из которых на выплату премий главе были предназначены 230,0 тыс. рублей и на уплату начислений на оплату труда (страховых взносов в государственные фонды) – 69,5 тыс. рублей.
29.04.2015 премия выплачена в полном размере.
В 2016 году на основании п. 19 протокола сессии Совета от 29.01.2016 № 25 главе поселения назначена премия в размере 240,0 тыс. рублей, однако отдельного решение о назначении премии главе «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу» в 2016 году Совет не принимал, в результате чего глава поселения самостоятельно, своим распоряжением от 09.02.2016 № 11-П назначил себе премию в сумме 240,0 тыс. рублей, которая по состоянию на 01.06.2016 выплачена в сумме 120,0 тыс. рублей.
Кроме того, решением Совета от 12.02.2016 № 94 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 25.12.2015 № 78 «О бюджете Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2016 год» увеличены ассигнования по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица муниципального образования» на сумму 312,5 тыс. рублей. В том числе на выплату премии главе – 240,0 тыс. рублей. Данное увеличение ассигнований произведено за счет распределения остатков собственных средств 2015 года, находящихся на счетах казначейства.
Вместе с тем, указанные остатки образовались в основном по причине неисполнения бюджетных назначений на мероприятия по развитию дорожного хозяйства.
Так, в 2015 году на эти цели запланировано 300,0 тыс. рублей, а расходы по факту составили 13,0 тыс. рублей.
При этом сумма кредиторской задолженности администрации поселения за 2015 год составила 16 940,7 тыс. рублей, а на момент издания распоряжения – 10 357,1 тыс. рублей.
Помимо этого, назначение премий с формулировкой «за личный трудовой вклад в обеспечение выполнения задач и реализацию функций, возложенных на главу» имело место в период задержек выплаты муниципальных пенсий от 1 до 5 месяцев на общую сумму 199,5 тыс. рублей.
Кроме того, согласно ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» в компетенцию Совета депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого районе входит рассмотрение вопросов о премировании главы сельского поселения.
При таких обстоятельствах, суд считает неправомерными действия главы Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2 по назначению ему премий в общей сумме 470000 рублей, а также действия Совета Депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в необоснованном внесении изменений в характеристику бюджетов поселения на 2015 и 2016 годы, посредством принятия решений об увеличении бюджетных ассигнований на «функционирование высшего должностного лица муниципального образования».
Доводы административного ответчика о том, что принятое Советом депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на основании протокола сессии №30 от 05.08.2016 года решение №124 о выплате премии главе Алексеевского сельского поселения за 2014 и 2015 годы распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.2014 года являются необоснованными, поскольку принятое решение не может распространять свое действие на события, имевшие место ранее, так как процедура согласования должна предшествовать самому действию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тихорецкого межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия главы администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2, выразившиеся в неправомерном назначении себе премий в 2015 и 2016 годах в общем размере 470000 рублей.
Признать незаконными действия Совета Депутатов Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившиеся в необоснованном внесении изменений в характеристику бюджетов поселения на 2015 и 2016 годы, посредством принятия решений Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 08.04.2015 года №46 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 09.12.2014 года №22 «О бюджете Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2015 год» и от 12.02.2016 года №94 «О внесении изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района на 2016 год» в части увеличения бюджетных ассигнований на «функционирование высшего должностного лица муниципального образования».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение отпечатано председательствующим в совещательной комнате.
Судья Тихорецкого
районного суда Н.В. Ногина