НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тихорецкого городского суда (Краснодарский край) от 16.05.2023 № 2-467/2023

Дело №2-467/2023

УИД:23RS0040-01-2022-010332-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Тихорецк 16 мая 2023 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Гончаровой О.Л.,

секретаря судебного заседания Юрченко Ю.И.,

с участием истца Шевелева П.В., его представителя Найденовой А.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Левенец Р.В., действующего по доверенности -юр от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевелева Павла Вячеславовича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда,

установил:

Требования Шевелева П.В. мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением о рассмотрении вопроса реализации пенсионных прав, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости Шевелеву П.В. было отказано. Основанием для отказа послужило отсутствие 42 лет страхового стажа.

Истец считает вышеуказанное решение отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным и необоснованным.

В оспариваемом отказе отделение ПФР усматривает страховой стаж у истца 39 лет 11 месяцев 25 дней, при требуемом стаже 42 года.

Вместе с тем, в страховой стаж ответчик не включает следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение службы в армии по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период службы в органах внутренних дел; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом страховой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, учитывается в общий трудовой и страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Таким образом, в данной ситуации период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождение службы в армии по призыву и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в органах внутренних дел подлежат включению в страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в общий стаж работы засчитывалось обучение в средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), если ему предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в пп. «к» п. 109 Положения (пп. «и» п. 109 Положения ).

В соответствии с пп. «з» п. 109 Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Следовательно, период обучения в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в общий страховой стаж.

Также ответчик не включил периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Отделение установило, что для включения в страховой стаж периодов, в течение которых застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях, но за него не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, правовых оснований не имеется.

Согласно статье 121 Трудового кодекса Российской Федерации, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года (письмо Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/18-1299). Инспекторы Московской ГИТ разъясняют порядок применения этой нормы: если сотрудник был в отпуске без содержания более 14 дней, то при расчете отработанного стажа не учитывают дни отпуска начиная с 15-го.

При этом отделение исключает данные периоды полностью, что явно свидетельствует о нарушение права истца на включение в страховой стаж отпуска без сохранения заработной платы в количестве 14 дней в год.

Вместе с тем, согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в периоды работы, следовательно, выплаты по страховым взносам за указанные периоды были внесены.

Истец считает, что спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку назначение страховой пенсии носит заявительный характер, то страховая пенсия назначается, со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Мужчина 1961 года рождения вправе уйти на пенсию в 63 года, то есть в 2024 году. Однако если к 2022 году у него будет страховой стаж 42 года, то право выхода на пенсию возникает ранее, то есть в 61 год.

Следовательно, в связи с достижением истцом возраста 61 год, страховая пенсия по старости, предусмотренная статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», должна быть назначена ДД.ММ.ГГГГ, так как на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж истца составил более чем 42 года.

Одновременно полагается доплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ и на дату вынесения решения.

Истец считает, что своими неправомерными действиями отделение причинило ему моральный вред, выразившиеся в чувстве обиды и разочарования. Моральный вред выразился в нарушении его прав как пенсионера, а именно: он испытывал сильные переживания, что выразилось в преобладании плохого настроения, упадке сил, снижение работоспособности, нарушении сна, повышенной раздражительности, из-за чего был существенно утрачен положительный эмоциональный фон при общении с семьей и с друзьями. Кроме того, он вынужден тратить значительное количество личного времени, сил и средств для защиты нарушенного права. Компенсацию морального вреда истец оценивает в 50 000 рублей.

Реализуя право на получение квалифицированной юридической помощи, в соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации, истец обратился в ООО «Юридическая коллегия Лицо Закона», с которым заключены договоры на оказание юридических услуг, им понесены дополнительные расходы на оплату услуг представителя в размере 54300 рублей, а также за оформление доверенности в размере 1930 рублей.

По указанным основаниям Шевелев П.В. просил признать незаконным решение отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю включить в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождение службы в армии по призыву; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в органах внутренних дел; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучение в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю назначить и выплачивать страховую пенсию по старости Шевелеву П.В., установив её размер в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу Шевелева П.В. невыплаченную сумму страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения; взыскать в пользу Шевелева П.В. компенсацию причиненного морального ущерба в размере 50000 рублей, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 54300 рублей, за оформление доверенности в размере 1930 рублей.

В судебном заседании истец Шевелев П.В., его представитель по доверенности Найденова А.Н. исковые требования поддержали. С учетом обоснования правовой позиции по делу, пояснили, что из отзыва ответчика следует, что в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж Шевелева П.В. был пересмотрен с учетом включения в страховой стаж в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ периода службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего, на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) данный вид страхового стажа составил 42 года 01 месяц 28 дней. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о назначении истцу страховой пенсии по старости с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, так как страховой стаж 42 года выработан на ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчик неверно указывает дату обращения истца за назначением пенсии, так как истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, данный факт подтверждает копия уведомления 294429/21 о получении документов сотрудником ответчика.

Также указали, что при пересмотре страхового стажа ответчиком необоснованно не включен период работы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку, согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсия» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Данная норма вступила ДД.ММ.ГГГГ и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с нормами пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ помимо трудовой деятельности в исчисление стажа для назначения пенсии включаются, в том числе, и периоды военной службы как по призыву, так и по контракту, а также другая, приравненная к ним служба в иных силовых ведомствах МВД, ФСИН, ФСБ и др.

В материалах дела имеются сведения на ДД.ММ.ГГГГ о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которым стаж истца (учитываемый для целей назначения пенсии) составляет 42 года 6 месяцев 1 день. В данный стаж включен период прохождения службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, период работы в органах внутренних дел указан как период военной службы.

Поскольку период работы истца в органах внутренних дел приравнивается к военной службе, следовательно, можно сделать вывод, что исключение данного периода можно расценивать, как неверное толкование ответчиком норм пенсионного права, что в свою очередь привело к грубому нарушению права истца на назначение досрочной пенсии в связи с достижением возраста.

Таким образом, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах внутренних дел должен быть включен в страховой стаж истца наравне с призывом в армию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включение данных периодов в стаж истца является основанием, дающим право на досрочный выход на пенсию.

Поскольку согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначение страховой пенсии носит заявительный характер, то страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Мужчина 1961 года рождения вправе уйти на пенсию в 63 года, то есть в 2024 году. Однако если к 2022 году у него будет страховой стаж 42 года, то право выхода на пенсию возникает ранее, то есть в 61 год.

На момент исполнения Шевелеву П.В. возраста 61 год (ДД.ММ.ГГГГ) у истца возникло право на получение досрочной пенсии по старости согласно пункту 1.2. статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку его стаж составил более 42 лет стажа.

Довод ответчика об отказе включить период обучения в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный страховой стаж, не исключает факта наличия стажа у истца более 42 лет.

Поскольку страховой стаж на момент достижения истцом возраста 61 год (ДД.ММ.ГГГГ) составил 43 года 20 дней, при требуемом страховом стаже 42 года, право на назначение пенсии возникло у истца с ДД.ММ.ГГГГ, что доказывает неправомерность вынесенного ответчиком оспариваемого решения, в том числе и решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец и его представитель, с учетом позиции ответчика, уточнения и обоснования своей правовой позиции по делу, просят суд признать незаконными решения отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю включить в страховой стаж Шевелева П.В., необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождение службы в армии по призыву; период работы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю назначить и выплачивать страховую пенсию по старости Шевелеву П.В., установив её размер в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в пользу Шевелева П.В. невыплаченную сумму страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в пользу Шевелева П.В. компенсацию причиненного морального ущерба в размере 50000 рублей, понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 64300 рублей, а также за оформление доверенности в размере 1930 рублей.

Представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю Левенец Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований, считает оспариваемые истцом решения законными и обоснованными, соответствующими требованиям действующего пенсионного законодательства. Он указал, что Шевелев П.В. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» 30.08.2022. Ссылку представителя истца на обращение Шевелева И.В. в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, считает несостоятельной.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из системного толкования указанного положения, момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Согласно пункту 13 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда от 05.08.2021 №546н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Шевелев П.В. впервые обратился в УПФ РФ в МО Тихорецкий район (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением документов для проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости, о чем свидетельствует уведомление о приеме документов, в котором прямо указано вид обращения: «Назначение страховой пенсии по старости (заблаговременная работа)». На момент подачи документов - ДД.ММ.ГГГГ, право на назначение страховой пенсии по старости отсутствовало как по нормам части 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ, так и по нормам части 1.2 статьи 8 Закона №400-ФЗ, так как не было выполнено одно из основных условий – достижение установленного данными частями пенсионного возраста.

Таким образом, заявление Шевелева П.В. о назначении пенсии не могло быть принято ранее достижения им возраста 61 год (ДД.ММ.ГГГГ).

Вместе с тем, в пенсионном деле имеется заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии.

Согласно части 9 статьи 13 Закона №400-ФЗ, при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

В просительной части истец просит включить период прохождения службы в армии по призыву и период службы в органах внутренних дел.

Как указывалось в отзыве на исковое заявление, в связи с внесенными изменениями в Закон № 400-ФЗ с 04.11.2022, период службы в армии по призыву засчитан в страховой стаж истца в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ, в результате чего, на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) данный вид страхового стажа составил 42 года 01 месяц 28 дней. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о назначении истцу страховой пенсии по старости с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, так как страховой стаж 42 года выработан на ДД.ММ.ГГГГ.

Включение периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г-00м-03дн) частью 9 статьи 13 Закона №400-ФЗ не предусмотрено, так как после указания пункта 1 части 1 статьи 12 Закона №400-ФЗ законодатель в скобках уточнил «период прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы».

Служба в органах внутренних дел не относиться к службе по призыву, поэтому данный период службы не может быть засчитан в страховой стаж 42 года.

Доводы представителя истца о том, что в выписке из ИЛС застрахованного лица содержатся сведения о службе по призыву и о службе в органах МВД и что при этом на ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж составлял 42 года 06 месяцев 1 день, основаны на неверном понимании информации, содержащейся в выписке.

Сведения о состоянии ИЛС застрахованного лица отражают информацию о страховом стаже застрахованного лица и оценка права на страховую пенсию осуществляется (при условии отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение) только в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ. При этом порядок исчисления страхового стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях в соответствии частью 1 статьи 8 Закона №400-ФЗ.

Кроме того, представитель ответчика считает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, так как взыскание компенсации морального вреда в связи с нарушением права на пенсионное обеспечение законом прямо не предусмотрено, по смыслу пенсионного законодательства в случае нарушения пенсионных прав граждан физические и нравственные страдания просто не могут быть причинены, специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Также представитель ответчика считает не подлежащими удовлетворению и требования истца о взыскании судебных расходов, указал на то, что сумма расходов на оплату услуг представителя, заявленная ко взысканию, несоразмерна фактическому объему оказанных услуг, объему заявленных требований и необоснованно завышена, не соответствует критериям разумности и справедливости. При написании искового заявления представителем истца решение пенсионного органа не изучено должным образом, так как представитель истца ссылается на положения законодательства, которое не применимо к спорным периодам (т.к. касается исчисления обычного страхового стажа), а в просительной части иска просит обязать ПФР включить спорные периоды в страховой стаж на общих условиях. Также представителем истца при написании искового заявления не принята во внимание судебная практика по данному вопросу. Только после получения отзыва на исковое заявление с указанием нормативной базы и ссылок на обширную судебную практику, правовая позиция и просительная часть иска были изменены. Кроме того, в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разъяснено, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу. Исходя из анализа данных разъяснений, требования граждан о взыскании расходов на оформление доверенности, выданной не на конкретное дело, а на представление интересов гражданина во всех судебных инстанциях, иных учреждениях и организациях РФ, является необоснованным. Поскольку по данной доверенности представитель имеет возможность участвовать и в иных судебных разбирательствах, где также имеет возможность просить суд взыскать расходы на оплату данной доверенности. Кроме того, в подтверждении несения расходов на оформление доверенности должна быть представлена квитанция об оплате, либо иной другой документ, свидетельствующий об оплате данной услуги. Наличие указания об этом в доверенности не может служить подтверждением факта оплаты.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив пенсионное дело Шевелева П.В., оценив доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание следующее.

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральным законом от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Федеральный закон внесены изменения.

Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами пенсионного дела, что Шевелев Павел Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно приложению 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», у мужчин, достигших возраста 60 лет в 2021 году, право на страховую пенсию по старости возникнет в 63 года (60 лет + 36 месяцев).

Следовательно, право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ возникнет у истца по достижению возраста 63 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения в пенсионный орган истец не достиг возраста 63 лет, в связи с чем, ему было правомерно отказано в назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях.

Также пенсионным органом была произведена оценка права истца на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

С учетом переходных положений при страховом стаже 42 года, год выхода на пенсию по стрости у мужчин, родившихся в 1961 году – 2022 год.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Шевелеву П.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 42 года.

Определенный пенсионным органом страховой стаж Шевелева П.В., с учетом зачтенных периодов составил 39 лет 11 месяцев 25 дней, при требуемом страховом стаже 42 года.

Истцом оспариваются не засчитанные в специальный стаж следующие периоды:

– с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-02м-03дн) - служба в армии по призыву, так как Федеральным законом №400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) не предусмотрено включение в данный вид страхового стажа периода службы в армии по призыву;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-10м-23дн) - период учёбы в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта. Данный период учебы, совпадающий с периодом службы в органах МВД и с периодом работы, не засчитан в страховой стаж при определении права на страховую пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ, так как данным законом не предусмотрено включение в данный вид страхового стажа периодов учебы. При этом период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел место в период работы, который засчитан в страховой стаж при определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона №400-ФЗ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г-00м-03дн) - период службы в органах внутренних дел. Данный период не засчитан в страховой стаж при определении права на страховую пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ, так как данным законом не предусмотрено включение в данный вид страхового стажа периодов службы в органах внутренних дел;

- с 01.01 2002 по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-04дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л- 00м-12дн), с 01.01.2006г по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-12дн) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, так как работодателем не начислялись и не уплачивались страховые взносы за указанные периоды.

Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях.

Часть 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ, предусматривающая досрочный выход на пенсию лиц имеющих страховой стаж не менее 42 года и 37 лет соответственно мужчин и женщин, введена Федеральным законом от 03.10.2018 №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсий». Этим же Федеральным законом введена часть 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ, которая устанавливает порядок исчисления страхового стажа для лиц указанных в части 1.2 статьи 8 Закона №400-ФЗ.

То есть, данная норма введена именно для регулирования порядка исчисления страхового стажа для лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ.

Согласно части 9 статьи 13 Закона №400-ФЗ (в редакции Федерального закона №18-ФЗ от 25.02.2022, действующей на момент вынесения оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ), при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Таким образом, положения части 8 статьи 13 Федерального закона №400-ФЗ, позволяющие в целях определения права на страховую пенсию включать в стаж периоды работы, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, на применении которых настаивает истец, применяются при подсчете стажа при назначении пенсии на общих основаниях и не применяется при назначении пенсии по основаниям, установленным частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ.

На момент вынесения пенсионным органом оспариваемого решения в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ могли быть учтены только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Таким образом, оспариваемое истцом решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шевелеву П.В. в назначении досрочной страховой пенсии было вынесено в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Вместе с тем, Федеральным законом от 04.11.2022 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 04.11.2022, были внесены изменения в статью 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которым при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж стали включаться: периоды прохождения военной службы по призыву; периоды пребывания в добровольческом формировании; периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы; период участия в специальной военной операции в период пребывания в добровольческом формировании. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж Шевелева П.В. был пересмотрен. В страховой стаж в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ включен период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) данный вид страхового стажа составил 42 года 01 месяц 28 дней.

ДД.ММ.ГГГГ Отделом установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю было вынесено решение о назначении истцу страховой пенсии по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, так как страховой стаж 42 года истцом выработан на дату ДД.ММ.ГГГГ, пенсионный возраст 61 год достигнут ДД.ММ.ГГГГ. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 22940,44 рублей.

Исковые требования о включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г-00м-03дн) – службы в органах внутренних дел; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-10м-23дн) – учёбы в Тихорецком техникуме железнодорожного транспорта; с 01.01 2002 по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-04дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-12дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-12дн) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, удовлетворению не подлежат, поскольку спорные периоды не подлежат включению в стаж в соответствии с требованиями части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона №400-ФЗ (в редакции Федерального закона №419-ФЗ от 04.11.2022, действующей на момент вынесения оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ), при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Включение периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01г-00м-03дн) частью 9 статьи 13 Федерального закона №400-ФЗ не предусмотрено, так как после указания пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ законодатель в скобках уточнил «период прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы».

Так как служба в органах внутренних дел не относиться к службе по призыву, то данный период службы не может быть засчитан в страховой стаж 42 года.

Включение иных периодов в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», таких как служба в органах внутренних дел, периоды учебы, действующим на момент вынесения оспариваемых решений законодательством не предусмотрено.

Кроме того, период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел место в период работы, который засчитан в страховой стаж при определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ, что подтверждается оспариваемым решением пенсионного органа.

Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 01.01 2002 по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-04дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л- 00м-12дн), с 01.01.2006г по ДД.ММ.ГГГГ (00л-00м-12дн) правомерно не включены в страховой стаж, поскольку отпуск без сохранения заработной платы – это время отдыха работника, на период которого этот работник освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению, при этом за ним сохраняется место работы (должность), заработная плата (средний заработок) не сохраняется, соответственно работодателем не осуществляется начисление и уплата страховых взносов за такой период.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, периоды отпуска без сохранения заработной платы не могут быть засчитаны в страховой стаж для назначения страховой пенсии соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Доводы истца о неправомерности не включения периодов отпусков без сохранения заработной платы со ссылкой на статью 121 Трудового кодекса РФ и письмо Государственной инспекции груда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/18-1299 основаны на неверном толковании норм материального права, так как в них идет речь об исчислении стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска, что не относится к обстоятельствам настоящего дела.

Время службы в органах внутренних дел, периоды обучения, периоды отпусков без сохранения заработной платы не засчитываются в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, оснований для признания незаконными оспариваемых истцом решений отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено.

Обосновывая требования о несогласии с решением пенсионного органа, истец также указывает, что он обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о приеме документов.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из системного толкования указанного положения, момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Согласно пункту 13 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда от ДД.ММ.ГГГГн, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Шевелев П.В. впервые обратился в УПФ РФ в МО Тихорецкий район (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением документов для проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости, о чем свидетельствует уведомление о приеме документов, в котором указан вид обращения «Назначение страховой пенсии по старости (заблаговременная работа)». На момент подачи документов - ДД.ММ.ГГГГ, право на назначение страховой пенсии по старости у истца отсутствовало как по нормам части 1 статьи 8, так и по нормам части 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ.

Таким образом, с учетом приведенных норм, заявление Шевелева П.В. о назначении пенсии не могло быть принято ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ, то есть за месяц до достижения возраста 61 год.

В пенсионном деле имеется заявление Шевелева П.В. о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, поданное через Портал Государственных Услуг, регистрационный номер заявления .

Требование истца об обязании ответчика назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения удовлетворению не подлежат, поскольку пенсия истцу назначена решением от ДД.ММ.ГГГГ и выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ, с момента выработки требуемого стажа 42 года и возникновения у него права на указанную пенсию.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.

Согласно статье 1099 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданам морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.

Взыскание компенсации морального вреда в связи с нарушением права на пенсионное обеспечение законом прямо не предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхования в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Верховный Суд РФ в пункте 31 постановления Пленума от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» указал, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

С учетом положений статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что исковые требования истца затрагивают имущественные права истца, специального закона, допускающего в указанном случае возможность взыскания с органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, компенсации морального вреда не имеется, при этом нарушений пенсионных прав истца судом не установлено, в связи с чем, исковые требования Шевелева П.В. о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шевелева П.В.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными оспариваемых решений отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, при отказе истцу в удовлетворении исковых требований отсутствуют правовые основания. и для взыскания судебных расходов, понесенных на оплату услуг представителя и оформления нотариальной доверенности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении исковых требований Шевелева Павла Вячеславовича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконными решения отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, решения отдела установления пенсий ОПФР по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии, обязании включения периодов службы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», установлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании невыплаченной суммы страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2023 года.

Судья Тихорецкого

городского суда: Гончарова О.Л.