К делу №2а-324/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2019 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Абловацкой Е.С.,
секретарь судебного заседания Соколов А.А.,
с участием представителя административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю Раевского Е.Д., действующего на основании доверенности №03-29/36 от 22.03.2018, имеющего высшее юридическое образование (диплом №ДВС 1577083 от 08.07.2002),
представителя административного ответчика Трибушного Ю.В. – Родя М.Ю., действующей на основании доверенности №23АА8979377 от 12.02.2019, имеющей высшее юридическое образование (диплом ДВС 0346550 от 02.11.2001),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю к Трибушному Юрию Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкции,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России№1 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Трибушному Ю.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 230362 рубля 72 копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что Трибушной Ю.В. является плательщиком земельного налога, так как является (являлся) собственником, владельцем земельных участков:
- земельный участок, адрес: Краснодарский край, <адрес> Кадастровый №, Площадь 7973 кв.м, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, адрес: Краснодарский край, <адрес> а, Кадастровый №, Площадь 10187 кв.м, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.
Земельные участки, принадлежащие физическому лицу согласно статье 388 Налогового кодекса РФ находящиеся в собственности Трибушного Ю.В., являются объектами налогообложения. Частью 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативно правовыми актами представительных органов муниципального образования, но не ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым органом Трибушному Ю.В. были произведены начисления по земельному налогу за 2014-2016 года, сумма которых составила 226791 рубль 44 копейки.
В адрес Трибушного Ю.В. были направлены требования об уплате налога и пени от 20.11.2017 № 13885,от 02.04.2018 № 14433, однако до настоящего времени налог не оплачен. В связи с несвоевременной оплатой налога налогоплательщику начислена пеня по земельному налогу в размере 3571 рубль 28 копеек.
Налоговым органом было подано заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности по налогам. 31.10.2018 мировым судьей судебного участка №108 г.Тихорецка был вынесен судебный приказ о взыскании с Трибушного Ю.В. задолженности по земельному налогу. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 108 г.Тихорецка от 15.11.2018 в связи с поданными в установленный срок возражения относительно его исполнения.
Учитывая, что до настоящего времени задолженность по земельному налогу и пени Трибушным Ю.В. не погашена, Межрайонная ИФНС России№1 по Краснодарскому краю вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Краснодарскому краю Раевский Е.Д. требования поддержал в полном объеме. Просил суд взыскать с Трибушного Ю.В. недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских поселений: налог за 2014 - 2016 года в размере 226791 рубль 44 копейки, пеню за 2017-2018 г. в размере 3571 рубль 28 копеек.
В обоснование исковых требований пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса. В соответствии с пунктом 3 стать 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Исчисление земельного налога осуществляется на основании главы 31 Налогового кодекса, согласно которой земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 Кодекса). В силу сведений, поступивших из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в электронном виде Трибушной Ю.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, который расположен по адресу: Краснодарский край, <адрес> период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка с кадастровым номером №, который расположен по адресу: Краснодарский край, <адрес>, период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Расчет земельного налога за 2014-2016 года был произведен налоговым органом с учетом размера налоговой базы (кадастровой стоимости) земельного участка в соответствии со сведениями, предоставляемыми в установленном законом порядке Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, доли в праве, налоговой ставке и количества месяцев владения в году.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ). Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в ЕГРН как обладающее правом собственности на соответствующий земельный участок. Обязанность по уплате земельного налога возникает у такого лица с момента регистрации за ним права собственности, то есть внесения записи в ЕГРН, и прекращается со дня внесения записи о праве иного лица на этот земельный участок.
В случае признания сделки недействительной покупатель земельного участка является плательщиком земельного налога за период, в течение которого он значился в ЕГРН лицом, обладающим правом собственности на земельный участок.
Признание недействительной сделки, на основании которой внесена запись в ЕГРП, является лишь основанием для последующего внесения изменений в государственный реестр.
Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Гражданское законодательство к налоговым и другим финансовым отношениям не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ). Положениями Налогового кодекса РФ налоговых последствий признания недействительности сделок не предусмотрено.
Обязанность по уплате земельного налога за период регистрации земельного участка прекращается со дня получения налоговым органом сведений от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, об аннулировании соответствующей регистрационной записи на основании решения суда.
Трибушным Ю.В. не представлено доказательств возврата земельных участков ООО «Газмонтажавтоматика» до даты внесения изменений о прекращении права собственности в ЕГРП.
Представитель ответчика Трибушного Ю.В. – Родя С.Ю. в судебных заседаниях возражала против удовлетворения иска, указав, что право собственности Трибушного Ю.В. на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: Краснодарский край, <адрес> и 37а, соответственно, прекращено на основании решения Северского районного суда Краснодарского края от 25.12.2013, вступившего в законную силу 27.01.2014. Право собственности на вышеуказанные земельные участки перешло к ООО «Газстроймонтажавтоматика». Данное общество уклонялось от регистрации права собственности. При этом Трибушным Ю.В. предпринимались меры для исключения сведений о его праве собственности на вышеуказанные земельные участки из ЕГРН.
Как указано в разъяснениях Минфина России (письмо от 18.10.2017 № 03-05-04-01/68134) и Минэкономразвития России (письмо от 11.10.2017 № Д23и-5890), полученные по запросу ФНС России о применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу, по общему правилу, сумма земельного налога физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, в т.ч. полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статьей 166, 167 Гражданского кодекса РФ право собственности такой стороны, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
По мнению ФНС России (Письмо ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу»), указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц, в т.ч. в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Письмо ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу» является подзаконным нормативным актом, регулирующим администрирование налоговых обязательств по имущественным налогам (включая земельный налог).
Для налогоплательщиков письменные разъяснения ФНС РФ носят рекомендательный характер, являются подзаконными актами, разъясняющими нормы и доводящие нормы до сведения налогоплательщиков, содержат позицию исполнительного органа (ФНС РФ, Министерства финансов РФ) по толкованию нормы закона. Однако, для нижестоящих органов (территориальных налоговых органов) указанные письма носят обязательный характер и обязательны для использования в работе по администрированию налоговых обязательств по имущественным налогам. Указанное письмо адресовано нижестоящим органам, и имеет значение и для всех прочих субъектов.
Действие указанного нормативно-правового акта (Письма ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу») имеет обратную силу.
Действие актов в сфере законодательства о налогах и сборах во времени определяется не только порядком вступления в силу источников налогового права, но и нормами, устанавливающими запрет обратной силы актов законодательства о налогах и сборах и фиксирующими случаи, когда такие акты должны или могут иметь обратную силу.
Положение Конституции РФ об обратной силе налоговой нормы получило развитие в Налоговом кодексе РФ, и, в итоге, в налоговых правоотношениях сформулированы три подхода законодательства о налогах и сборах по этому вопросу:
- не могут иметь обратной силы (то есть распространяться на отношения, возникшие до принятия акта) акты, устанавливающие налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговое правонарушение, устанавливающие новые обязанности или иным способом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений;
- имеют обратную силу акты, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговое правонарушение либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов;
- могут иметь обратную силу (если это прямо предусмотрено в акте) акты, отменяющие налоги (сборы), снижающие размеры ставок налогов (сборов), отменяющие обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов или иным способом улучшающие их положение.
Конституционный Суд РФ в своих решениях одним из обстоятельств, улучшающих положение налогоплательщика, назвал снижение налогового бремени.
По аналогии закона Письмо ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу» имеет обратную силу, как акт, устанавливающий дополнительные гарантии защиты налогоплательщиков (плательщиков сборов), их представителей и налоговых агентов.
В связи с чем, к отношениям по уплате земельного налога Трибушным Ю.В. подлежит применению именно указанный подзаконный акт - Письмо ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу».
В силу обязательности судебных решений для всех госорганов указанное обстоятельство является основанием для прекращения налогообложения недвижимости физических лиц именно с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц прекращается в отношении объекта недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда о прекращении права собственности и (или) аннулировании записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Иное означало бы произвольное и дискриминационное применение норм законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что решение суда вступило в законную силу 27 января 2014 года, административным истцом - налоговым органом начислена задолженность по налогу на имущество за 2014 - 2016 годы, правовых оснований для взыскания задолженности по земельному налогу с Трибушного Ю.В. не имеется.
Кроме того, при наличии у истца информации о прекращении права владения ответчиком на земельные участки в спорный период, обращение в суд с административным исковым заявлением является злоупотреблением права. А в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 стать 10 Гражданского кодексаа РФ, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Ответчик Трибушной Ю.В., представитель заинтересованного лица ООО «Газстроймонтажавтоматика», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания, либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основании пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу положений статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ определено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно статье 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при условии, что такие земельные участки признаются объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как установлено в судебном заседании Трибушной Ю.В. на основании договора купли-продажи от 30.11.2007, заключенного с ФИО7, являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7973 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АД №, выданном ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Право собственности Трибушного Ю.В. на земельный участок, площадью 10 187 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: 353235<адрес>, возникло на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО7, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АД №, выданном ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 29.07.2011, вступившим в законную силу 21.03.2012 удовлетворены исковые требования ООО «Газмонтажавтоматика» к Трибушному Ю.В., Мельниковой Н.И., Буряку В.Г., Бирюкову И.П. об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Суд истребовал из чужого незаконного владения недвижимое имущество, признав недействительными договоры, в том числе договоры от 30.11.2007 и 01.12.2007, привел стороны по указанным сделкам в первоначальное положение и восстановил в правах собственника ООО «Газмонтажавтомаитка» на имущество, указанное в решение суда, признав за ним право собственности на него.
ООО «Газмонтажавтоматика» направило в адрес Трибушного Ю.В. требование о передаче имущества на основании решения суда.
В рамках возбужденного исполнительного производства № 18031/12/59/23 03.07.2012 недвижимое имущество было фактически передано от Трибушного Ю.В. собственнику ООО «Газмонтажавтоматика», что подтверждается актами передачи имущества должника взыскателю, оформленными судебным приставом-исполнителем Северского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Еганян А.В.
Заочным решением Северского районного суда от 25.12.2013 удовлетворены требования директора ООО «Газмонтажавтоматика» Жукова А.С. к Трибушному Ю.В. о признании права собственности на земельные участки. Суд признал право собственности ООО «Газмонтажавтоматика» на земельные участки: - кадастровый №, площадью 7 973 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>; - кадастровый №, площадью 10 187 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес>. Исключил Трибушного Ю.В. из числа собственников вышеуказанных земельных участков.
Решение суда вступило в законную силу 27.01.2014.
Таким образом, право собственности Трибушного Ю.В. на указанные земельные участки было прекращено 27.01.2014 вступившим в законную силу судебным решением.
Согласно общим началам и смыслу гражданского законодательства,
конкретизированного в статье 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Право собственности, в том числе основания его возникновения и прекращения, регулируется гражданским законодательством. А в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В связи с отсутствием права собственности на спорные земельные участки, Трибушной Ю.В. неоднократно сообщал в налоговые органы о факте утраты права собственности на земельные участки, что подтверждается ответом ИФНС России по <адрес> Краснодарского края исх. № 09-17/00464 от 14.08.2019, заявлением от 29.01.2014, ответом ИФНС исх. № 09-17/00719 от 07.02.2014, заявлением от 26.02.2014, заявлением от 18.09.2014. Также данный факт установлен вступившим в законную силу решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 08.11.2016 по делу № 2а-1666/2016, возражениями относительно исполнения судебного приказа от 31.10.2018 по делу № 2а-1344/2018. Также Трибушной Ю.В. направлял административному истцу интернет-обращения.
Также, Трибушной Ю.В. неоднократно обращался в регистрирующий орган - Северский отдел государственной регистрации, кадастра и картографии с просьбой аннулировать запись в ЕГРН. От регистрирующего органа получен отказ, в связи с тем, что Трибушной Ю.В. не является надлежащим заявителем.
Таким образом, Трибушной Ю.В. после утраты права собственности на указанные земельные участки, был лишен возможности внести соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, так как надлежащим заявителем может быть собственник указанных объектов недвижимого имущества. При этом им на протяжении нескольких лет предпринимались меры для исключения из ЕГРН сведений о его праве собственности на земельные участки.
Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 18.10.2017 N 03-05-04-01/68134) и Минэкономразвития России (письмо от 11.10.2017 N Д23и-5890), а также Письму ФНС России от 20.10.2017 N БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу» в силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 5 статьи 1 вышеуказанного Закона государственная регистрация права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16).
Учитывая изложенное, по общему правилу, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, права на недвижимое имущество возникают (прекращаются) с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве (прекращении права) на объект недвижимости.
Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в том числе право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статей 166, 167 ГК право собственности такой стороны, по мнению Департамента, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
При этом в соответствии с пунктом 144 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943, в случае, если судебным актом предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, восстановление права осуществляется путем формирования новой записи о вещном праве лица, осуществившего отчуждение объекта недвижимости на основании такой сделки (являющейся ничтожной или признанной недействительной с применением указанных последствий недействительности сделки) и чье право согласно решению суда подлежит восстановлению с указанием в данной записи номера государственной регистрации права указанного лица.
В новой записи о вещном праве указывается дата формирования этой записи, а также дополнительно вносятся слова «дата регистрации» и дата ранее произведенной государственной регистрации права, восстановленного по решению суда.
В соответствии с положениями статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установившей особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда, в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда.
При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
По мнению Федеральной налоговой службы России, указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц, в т.ч. в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Данная позиция доведена до сведения сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налоговых обязательств по имущественным налогам (включая налоговые проверки) Письмом ФНС России от 20.10.2017 № БС-4-21/21330@ «О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу».
В силу обязательности судебных решений для всех госорганов указанное обстоятельство является основанием для прекращения налогообложения недвижимости физических лиц именно с момента вступления решения суда в силу.
Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате налога на земельный участок прекращается в отношении объекта недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда о прекращении права собственности и (или) аннулировании записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Иное означало бы произвольное и дискриминационное применение норм законодательства о налогах и сборах.
Срок нахождения недвижимого имущества в собственности в целях налогообложения определяется с даты вступления в силу этого судебного решения. Для целей налогообложения недвижимости физических лиц право собственности считается отсутствующим с момента вступления судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Данная позиция изложена в разъяснениях Минфина России (письмо от 18.10.2017 N 03- 05-04-01/68134) и Минэкономразвития России (письмо от 11.10.2017 N Д23и-5890), полученные по запросу ФНС России о применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу.
Учитывая, что право собственности Требушного Ю.В. на земельные участки прекращено на основании вступившего (27.01.2014) в законную силу решения Северского районного суда Краснодарского края, то есть право на земельные участки утрачено, у последнего не возникает обязанность по оплате земельного налога за 2014 -2016 годы.
Надлежащим лицом по уплате земельного налога за период 2014-2016 года и в настоящее время является собственник указанных земельных участков - ООО «Газмонтажавтоматика». При противоположном подходе, о возложении обязанности по уплате земельного налога на лицо, не имевшего юридической возможности осуществлять в отношении земельного участка все полномочия собственника и использовать участок по своему усмотрению, нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного налога.
Исходя из установленных обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного ИФНС России № 1 по Краснодарскому краю требования о взыскании с Трбушного Ю.В. задолженности по земельному налогу.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно пунктов 3,4 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся расходы на проезд и проживание сторон, связанные с явкой в суд, а также расходы на оплату услуг представителей.
Из материалов дела следует, что для защиты законных интересов административный ответчик Трибушной Ю.В., обратился в специализированную фирму ООО «Частный поверенный» для представления интересов в суде, заключил договор возмездного оказания услуг № 456-СудКАС от 08.02.2019 и оплатил услуги представителя в размере 43 200 рублей, что подтверждается платежным поручением № 229210 от 12.02.2019, а также компенсировал ООО «Частный поверенный» расходы по обеспечению участия представителя Родя М.Ю. в 4 судебных заседаниях по данному административному делу в размере 10 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 69 от 05.04.2019.
Как разъяснил Верховный Суд в Постановлении Пленума №1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применении законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 стать 110 АПК РФ).
Учитывая требования действующего законодательства, сложность судебного разбирательства, период времени затраченного на участие в судебных заседаниях, суд считаем возможным взыскать с административного истца в пользу административного ответчика судебные расходы в размере 25000 рублей.
В соответствии со статьей 176 Кодекса административного судопроизводства, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю к Трибушному Юрию Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкции отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Краснодарскому краю в пользу Трибушного Юрия Владимировича судебные расходы в размере 25000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Е.С.Абловацкая
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2019 года
Судья Тихорецкого городского суда Краснодарского края Е.С.Абловацкая