Дело № 2а-816/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ивановская область г. Тейково 23 ноября 2020 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Макаровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Н.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Иваново к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени,
установил:
ИФНС по г. Иваново обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ФИО2 является плательщиком налога на имущество (квартиры по адресу: <адрес>), начиная с 29.10.2014 года. Налог на имущество, начисленный ответчику за период с 2014 по 2017 годы, им не уплачен. О необходимости уплате налога на имущество ответчик извещался налоговыми уведомлениями № от 25.04.2015г., № от 04.09.2016г., № от 20.09.2017г. и № от 05.09.2018г. Поскольку налог на имущество в соответствии с уведомлениями уплачен не был, ответчику направлялись требования об уплате налога № от 21.10.2015г., № от 06.02.2017г. № от 14.02.2018г. и № от 06.02.2019г.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с ответчика налог на имущество за 2014 – 2017 годы в сумме 3365,70 рублей, а также пени в сумме 46,96 рублей; также истцом письменно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, которое мотивировано тем, что изменялся порядок взыскания задолженности по налогам и сборам и загруженностью отдела претензионной работы подобного рода исковыми заявлениями. Также истцом указано на отказ мирового судьи в выдаче судебного приказа.
Представитель административного истца, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения гражданского дела, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.
Административный ответчик дважды извещался по известным суду адресам, корреспонденция возвращается с отметками «по истечении срока хранения». Учитывая ст. 165.1 ГК РФ, суд считает ответчика извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному ответчику с 29 октября 2019 года на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес> (л.д. 63-65).
Положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014г. № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" указанный Закон РФ утратил в силу с 1 января 2015 года.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Сроки уплаты налога на имущество физических лиц установлены следующим образом. Уплата налога на имущество производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц»).
В соответствии с ч. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу абз. 3 ч.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Кроме того, несвоевременное исполнение обязанностей по уплате налогов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для начисления пеней, под которыми в соответствии с НК РФ признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Как следует из материалов дела, в адрес ФИО2 налоговым органом направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество: № от 24 апреля 2015 года (за период 2014 года), № от 20.09.2017г. (за 2016 год), № от 05.09.2018г. (за 2017 год)/л.д. 20,21, 43,44/.
Поскольку указанные налоги ответчиком не уплачены, в период с 2015 по 2019 годы ему выставлялись требования об уплате налога на имущество: № от 21 октября 2015 года на сумму 135,70 руб. по сроку уплаты до 3 февраля 2016 года; № на сумму 577 руб. по сроку уплаты до 21 марта 2017 года; № от 14 февраля 2018 года на сумму 1263 руб. по сроку уплаты до 3 апреля 2018 года и № от 6 февраля 2019 года по сроку уплаты до 26 марта 2019 года (л.д. 10, 13, 15, 17).
Поскольку указанные требования добровольно исполнены не были, налоговый орган обратился за принудительным взысканием задолженности путем подачи заявления о выдаче судебного приказа.
3 апреля 2020 года определением мирового судьи судебного участка № 1 Тейковского района отказано в выдаче судебного приказа.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что обязанность по своевременной уплате налогов и сборов ФИО2 не выполнена.
Вместе с тем, налоговое законодательство и Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает специальный сроки для обращения в суд за взысканием неуплаченных налогов и сборов.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Абзацем 3 части 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что последнее требование выставлено ответчику 6 февраля 2019 года по сроку уплаты до 26 марта 2019 года. соответственно, шестимесячный срок для обращения за судебной защитой истекал 26 сентября 2019 года.
С заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился лишь в 2020 году, то есть с пропуском установленного законодательством срока.
Представитель административного истца ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, при этом суд отмечает, что налоговый орган мог и должен был обратиться в суд в установленные законом сроки, то есть до 26 сентября 2019 года, чего административным истцом сделано не было.
В обоснование уважительности причин пропуска данного срока административным истцом указывается на недостаточное количество работников налоговой службы и занятость сотрудников при осуществлении налогового контроля за поступлением платежей от налогоплательщиков.
Данные причины, учитывая длительность необращения в суд за взысканием с ФИО2 числящейся за ним задолженности, не могут быть признаны уважительными, учитывая, что ИФНС по г. Иваново является специализированным органом, в исключительной компетенции которого находится контроль за уплатой налогов и сборов.
При таких обстоятельствах доводы истца об уважительности причин пропуска срока на подачу административного искового заявления суд считает неубедительными. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления удовлетворению не подлежит, в связи с чем, учитывая, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об оставлении искового заявления ИФНС по г. Иваново к ФИО2 о взыскании налога на имущество за 2015-2017 годы и пени, исчисленных за периоды с 02.10.2015г. по 18.10.2015г. и с 04.12.2018г. по 05.02.2019г., без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Иваново к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А. Макарова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ