НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Теучежского районного суда (Республика Адыгея) от 14.01.2020 № 2-47/20

Дело № 2-47\20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Адыгейск 14 января 2020 года

Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Бжассо С.Т.,

при секретаре Ереджибок С.Г.,

с участием :

истца Тлехаса А.А.,

Богдановой С.А., представляющей интересы - УФССП по Республике Адыгея по доверенности от 07 февраля 2019 года,

Хуако Ф.И., представляющей интересы администрации МО «Город Адыгейск» по доверенности от 13 января 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление по иску Тлехаса Адама Аскеровича к УФССП России по Республике Адыгея, Министерству финансов Российской Федерации, администрации МО «Город Адыгейск» о взыскании суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда, признании нарушения Конституции РФ, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Тлехас А.А. обратился в суд с иском к УФССП России по Республике Адыгея, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда, признании нарушения Конституции РФ.

Определением суда от 19 ноября 2019 года администрация МО «Город Адыгейск» была привлечена судом к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании истец Тлехас А.А. поддержал заявленные требования и суду показал, что 30.06.2015 года он был осужден Теучежским районным судом Республики Адыгея по ст. 290 ч. 3 УК РФ с назначением наказания в виде уголовного штрафа в сорокакратной суммы взятки в размере 264 400 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением представителя власти в государственных учреждениях на срок 1 год 6 месяцев.

На основании исполнительного листа от 30.06.2015 года в межрайонном отделе по особо важным делам УФССП России по Республике Адыгея было возбужденно исполнительное производство -ИП от 28.01.2016 года в рамках которого с него взыскали штраф в полном объёме.

03.07.2016 года по Федеральному закону № 324-ФЗ в Уголовном Кодексе Российской Федерации была введена новая уголовная статья 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество», которое на основании требований ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и ст. 10 УК РФ улучшает его положение, как осужденного.

По его ходатайству о пересмотре приговора Теучежского районного суда Республики Адыгея от 30.06.2015 года было вынесено постановление от 12.10.2018 года на предмет приведения в соответствие с действующим законодательством, с переквалификацией на ч.1 ст. 291.2 УК РФ, с назначением наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Данное постановление суда по уголовному приговору вступило в законную силу 23.10.2018 года и не было исполнено, что существенно нарушает его Конституционное право, а именно ч. 2 ст. 54.

По вине ответчика на протяжении длительного времени сотрудники УФССП России по Республике Адыгея, являясь юридически компетентными должностными лицами, занимающими государственные должности, не исполнили в срок указанный в гл. 46 УПК РФ постановление Теучежского районного суда от 12.10.2018 года, которое в соответствии с ч.2 ст.54 Конституции РФ улучшает его положение. Была подорвана его деловая репутация, все это причинило ему моральные и нравственные страдания, которые он оцениваю в 5 000 000 рублей из расчета 1 000 000 рублей за каждый месяц просрочки за неисполнение постановления суда от 12.10.2018 года по приговору от 30.06.2015 года.

15.02.2019 года ответчику было отправлено заказным письмом досудебная претензия, в котором предложено в добровольном порядке выплатить суму, незаконно взысканную с него сумму в размере 164 400 рублей, чего не было сделано.

Вышеуказанное нарушение Конституции РФ существенно нарушают его права и подлежат компенсацию согласно нормам Конституции РФ. Гражданским Кодексом, и ст. 6,13 Европейской Конвенции по правам человека, что подтверждается неоднократными постановлениями и определеньями Конституционного суда РФ.

Все выше изложенное, не правильное применение ст.10 УК РФ, гл. 46 УПК РФ пренебрежение Конституцией РФ ч.2 ст.54, игнорирование Федерального закона №324 от 03.07.2016 года с постановлением Президиума Верховного суда РФ от 28.09.2016 года на предмет применения ФЗ № 324 -ФЗ от 03.07.2016 года полностью дискредитируют всю систему Судебного делопроизводства и УФССП России по Республике Адыгея, нарушаются все принципы справедливости.

В ст. 53 Конституции РФ закреплена ответственность государственных органов за причинения вреда неисполнением Конституции РФ и нарушением Конституционных прав.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантируется Государственная защита прав и свободы гражданина, каждый в праве, защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенные законом.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, к которым относятся Судьи и сотрудники УФССП России по Республике Адыгея, органов местного самоуправления.общественных объединении и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Просит признать:

1.Нарушения Конституции РФ, а именно ч.2 ст. 54.

2.Взыскать с ФССП России денежную сумму в размере 164 400 рублей.

3.Взыскать в соответствии со ст.395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами.

4.Взыскать компенсацию за причинение мне морального вреда за нарушения Конституции в размере 5 000 000 рублей с Министерства Финансов РФ.

В судебном заседании Тленхас А.А. уточнил, что его требование о взыскании морального вреда адресовано Министерству финансов, требование о взыскании процентов в порядке ст. 395 ГК РФ - УФССП России по Республике Адыгея.

Богданова С.А., представляющая интересы УФССП России по Республике Адыгея, поддержала письменные возражения по иску и дополнения к возражениям, в которых изложена правовая позиция, заключающаяся в следующем.

На исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам находилось исполнительное производство -ИП от 28.01.2016 о взыскании с Тлехас А.А. уголовного штрафа в размере 264400 руб.

В рамках названного исполнительного производства должником в счет оплаты штрафа внесены денежные средства в общей сумме 264400 руб.

В соответствии с письмом Теучежского районного суда Республики Адыгея денежные средства в счет погашения штрафа Тлехаса А.А. по приговору суда следовало перечислять на счет администрации муниципального образования «Город Адыгейск».

В связи с этим поступившие денежные средства в размере 264400 руб. были перечислены Отделом на счет Администрации.

После поступления от Тлехаса А.А. заявления о возврате денежных средств в связи с приведением приговора в соответствие с Федеральным законом от 03.07.2016 №324-ФЗ, в адрес администрации муниципального образования «Город Адыгейск» направлено письмо о возврате на депозитный счет Отдела денежных средств в размере 164 400 руб.

25.12.2018 поступило письмо из администрации муниципального образования «Город Адыгейск» об отсутствии оснований для возврата денежных средств по причине того, что в постановлении Теучежского районного суда от 12.10.2018 не содержится требование о возврате Тлехасу А.А. денежных средств.

В связи с этим в Теучежский районный суд Республики Адыгея направлено заявление о разъяснении постановления от 12.10.2018 по делу .

Письмом Теучежского районного суда Республики Адыгея от 28.01.2019 заявление о разъяснении постановления Теучежского районного суда Республики Адыгея от 12.10.2018 по делу возвращено в адрес Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам. При этом суд указал, что решение о возврате Тлехасу А.А. денежных средств в размере 164400 руб. судом не принималось.

В соответствии с п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ штрафы, являясь средствами, полученными в результате применения мер уголовной ответственности, относятся не к неналоговым доходам бюджетов.

В соответствии со ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам состоит в том числе в возврате излишне уплаченных сумм в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет принимает администратор доходов бюджета, который также представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России.

В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установленоБК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 №995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», а также приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н "О Порядкеформированияи применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации их структуре и принципах назначения" в случае назначения судом штрафа в качестве основного или дополнительного вида уголовного наказания или перечисления денежных средств обвиняемым до вынесения приговора судом, доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присваиваются коды бюджетной классикации Российской Федерации, содержащие код главного администратора доходов бюджетов являющегося федеральным органом государственной власти, в производстве которого находилось дело, по которому принято решение прокурора о направлении его в суд.

В соответствии с приказом ФССП России от 29.12.2017 № 685 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы судебных приставов бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» служба судебных приставов не являет администратором дохода по уголовным штрафам назначенным по ст. 290 УК РФ.

Администратором денежных средств, взысканных по уголовному штрафу с Тлехаса А.А., является администрация муниципального образования «Город Адыгейск».

Таким образом, УФССП России по Республике не является надлежащим ответчиком по исковому заявлению Тлехаса А.А. о возврате денежных средств в размере 164 400 руб.

Поэтому в иске Тлехаса А.А. к УФССП по Республике Адыгея о взыскании денежных средств в размере 164400 руб. просит отказать в полном объеме.

Представитель Министерства финансов, будучи, надлежаще извещенным, в суд не явился, уважительность неявки суду не сообщил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, во избежание волокиты по делу, определил рассмотреть заявленный иск при данной явке.

Свою правовую позицию представитель Министерства финансов изложил в отзыве по иску, которая заключается в следующем.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ иски к казне предъявляются в соответствии со ст.ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а именно в случаях, когда вред гражданину причинен в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления.

С 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные Бюджетным кодексом РФ. в частности в пункт 3 ст. 158, согласно которым в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, от имени Российской Федерации в суде выступает Главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данных спорных отношениях - Федеральная служба судебных приставов РФ.

В соответствии с пунктом 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" иск о возмещении вреда, причинённого незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

Таким образом, надлежащим ответчиком в данных спорных отношениях в соответствии со ст. 158 БК РФ является Федеральная служба судебных приставов РФ.

Что касается требований истца о возмещении морального вреда, то Минфин России считает требования необоснованными. Истец обратился в суд в порядке ст.1069 ГК РФ с требованием о возмещении вреда, причиненного незаконным действием судебного пристава-исполнителя. При этом, как следует из материала дела, доказательств незаконных действий (бездействия) судебного пристава исполнителя в суд представлено не было.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

В силу статьи 1064 ГК РФ, истец должен доказать причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправными действиями и наступлением вреда, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда.

Удовлетворение исковых требований возможно только при совокупности и доказанности (одновременно наличии) всех указанных элементов. Минфин России считает, что истец не представил доказательств наличия условий, необходимых возмещения убытков и их размера.

Минфин России считает, что отсутствуют законные основания для возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда за счет казны Российской Федерации.

Хуако Ф.И. в интересах администрации МО «Город Адыгейск» поддержала отзыв по иску, показала, что иск администрацией признается частично. Администрация муниципального образования «Город Адыгейск» установила следующее.

Межрайонным отделом УФССП по РА в рамках исполнительного производства ИП , возбужденного в отношении Тлехас А.А., на счет администрации муниципального образования «Горо Адыгейск» были перечислены денежные средства на общую сумму 264 400 рублей.

Факт поступления на счет администрации муниципального образования «Город Адыгейск» денежных средств в размере 264 400 рублей подтверждается платежными поручениями от 08.06.2018г. за № ; 96712; 96698.

В Постановлении Теучежского районного суда Республики Адыгея от 12.10.2018г. по делу , на основании которого действия Тлехас А.А. были переквалифицированы с ч. 3 ст. 290 УК РФ на ч. 1 ст. 291.2 Уголовного кодекса РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, не указано о возврате администрацией муниципального образования «Город Адыгейск» разницы в оплате в размере 164 400 рублей. Согласно данного постановления суда у администрации муниципального образования «Город Адыгейск» не возникает оснований для перечисления суммы в размере 164 400 рублей.

В силу п.п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения.

Требование истца о взыскании процентов, начисленных в порядке ст. 395 ГК РФ считает необоснованными, поскольку согласно постановлению Теучежского районного суда Республики Адыгея от 12.10.2018г. по делу у администрации не возникает обязательств по перечислению суммы в размере 164 400 рублей.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания в соответствии со ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что иск Тлехаса А.А. основан на законе и подлежит частичному удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании 30.06.2015 года истец был осужден Теучежским районным судом Республики Адыгея по ст. 290 ч. 3 УК РФ с назначением наказания в виде уголовного штрафа в сорокакратной суммы взятки в размере 264 400 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением представителя власти в государственных учреждениях на срок 1 год 6 месяцев.

На основании исполнительного листа от 30.06.2015 года в межрайонном отделе по особо важным делам УФССП России по Республике Адыгея было возбужденно исполнительное производство -ИП от 28.01.2016 года в рамках которого с истца взыскан штраф в полном объёме.

По ходатайству истца приговор Теучежского районного суда Республики Адыгея от 30.06.2015 года был приведен в соответствие с изменениями в законодательств постановлением от 12.10.2018 года, с переквалификацией действий истца на ч.1 ст. 291.2 УК РФ, с назначением наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В соответствии со ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам состоит в том числе в возврате излишне уплаченных сумм в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 БК РФ решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет принимает администратор доходов бюджета, который также представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России.

В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом. Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ.

В данном случае администратором дохода бюджета является админи страция МО «Город Адыгейск», которая не отрицает, что на счет Администрации муниципального образования «Город Адыгейск» по платежным поручениям от 08.06.2018 года №,9672,96698 были перечислены денежные средства на общую сумму в размере 264 400 рублей.

Поэтому излишне уплаченная сумма штрафа подлежит взысканию с администрации МО «Город Адыгейск» в пользу истца.

Оснований для взыскания процентов в порядке тс. 395 ГК РФ и морального вреда не имеется, поскольку истец не обращался к администрации МО «Город Адыгейск» с требованием о возврате излишне уплаченных сумм.

Противоправных действий по удержанию излишне уплаченной сумы штрафа никто из ответчиков не совершал.

При разрешении данного спора судом установлены юридически значимые обстоятельства, им дана соответствующая оценка.

Спор разрешен в рамках открытого судебного разбирательства с соблюдением прав участников процесс. Стороны сочли возможным окончание рассмотрения дела по имеющимся материалам.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Тлехаса Адама Аскеровича удовлетворить частично.

Взыскать с администрации МО «Город Адыгейск» в пользу Тлехаса Адама Аскеровича 164 400 рублей.

Отказать Тлехасу Адаму Аскеровичу в удовлетворении требования о признании нарушения Конституции РФ.

Отказать Тлехасу Адаму Аскеровичу во взыскании с УФССП России по Республике Адыгея, Министерства финансов Российской Федерации, администрации МО «Город Адыгейск процентов за пользование чужими денежными средствами и взыскании морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2020 года.

Председательствующий С.Т. Бжассо