НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тербунского районного суда (Липецкая область) от 08.08.2023 № 480017-02-2023-000176-54

Дело УИД №48RS0017-02-2023-000176-54

Производство № «2» - А 174/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2023 г. с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Сенюковой Л.И.,

при секретаре Проскуряковой Ю.И.,

с участием помощника прокурора прокуратуры Воловского района Липецкой области Черкасова Р.В.,

представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области Митрохиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области, Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воловского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области, Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства образовательными организациями муниципального района, по результатам которой установлено, что в оперативном управлении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области (далее по тексту МБОУ СОШ с. Захаровка) находится здание, расположенное по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1 (год возведения 2005). В нарушение требований действующего законодательства, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания, его элементов со стороны ответственных лиц должным образом не осуществляется – обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций проведено в 2008 году. Вместе с тем, не проведение указанного обследования и мониторинга, не позволяет установить его физический износ и внести соответствующие сведения в отчет по форме ОО-2, утвержденный приказом Росстата от 15.11.2021 г. № 804 для дальнейшего проведения капитального ремонта.

Поэтому прокурор просит суд обязать МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области провести комплексное обследование технического состояния здания по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1 с привлечением лицензированной организации в срок 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

19.07.2023 г. в суд поступило уточнение исковых требований, согласно которому исковые требования дополнены следующим требованием: обязать администрацию Воловского муниципального района Липецкой области обеспечить финансирование расходов МБОУ СОШ с. Захаровка по проведению комплексного обследования технического состояния здания по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1с привлечением лицензированной организации в срок 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Определением судьи от 27.07.2023 года заявление прокурора Воловского района Липецкой области об увеличении исковых требований принято к производству суда, приобщено к материалам дела.

В судебном заседании помощник прокурора Воловского района Липецкой области Черкасов Р.В. исковые требования поддержал в полном объеме, в том числе и увеличенные, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Захаровка Митрохина Н.А. исковые требования признала, по обстоятельствам указанным в иске, при этом указала, что ежегодно осенью и весной создается комиссия и проводится обследование технического состояния здания школы, просила срок исполнения решения установить до 01.09.2024 года.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации) ответчик вправе признать иск.

Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

Председательствующий в судебном заседании разъяснил представителю ответчика МБОУ СОШ с. Захаровка Митрохиной Н.А. содержание ст. ст. 39, 173, 198 ГПК Российской Федерации, правовые последствия признания иска. После чего представитель ответчика Митрохина Н.А. пояснила, что ей понятны положения указанных статей Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания и в её письменном заявлении.

Представитель ответчика администрации Воловского муниципального района Липецкой области Трубников А.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в возражениях на иск. Просил, в случае удовлетворения иска, установить срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев.

В возражениях на исковое заявление от 12.07.2023 года и дополнениях к возражениям от 19.07.2023 года ответчик, администрация Воловского муниципального района, указала, что из содержания частей 5-9 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», части 6 статьи 28, пунктов 6, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктов 3.1., 3.2. раздела 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, пунктов 4.1, 4.3, 5.1.1, 5.1.3, 5.1.19. ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенного в действие с 1 января 2014 года для добровольного применения в Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 №1984-ст, Приказа Росстата от 15.11.2021 № 804 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере общего образования», на которые ссылается прокурор не следует, что МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области обязано провести комплексное обследование технического состояния здания по адресу: Липецкая область. Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1 с привлечением лицензированной организации в срок 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, в соответствии с которыми на МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области при сложившихся фактических обстоятельствах могут быть возложены обязанности по проведению комплексного обследования технического состояния здания по адресу: Липецкая область. Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1 с привлечением лицензированной организации в срок 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие с 1 января 2014 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 №1984-ст. относится к документам, которые применяются на добровольной основе и не предполагает его применение для возложения на МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области соответствующих обязательств.

В Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 №914) ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» отсутствует.

Не основан на законе, является необоснованным, вывод прокурора о невозможности без привлечения специализированной организации внести сведения в годовую форму федерального статистического наблюдения № 00-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки первичных статистических данных в системе Минпросвещения России, утвержденную Приказом Росстата от 15.11.2021 № 804.

Из таблицы раздела 1.1. Указаний по заполнению указанной формы федерального статистического наблюдения в графе 7 таблицы показывается число зданий, которым требуется капитальный ремонт. К зданиям организаций, требующим капитального ремонта, относятся здания, на которые составлена и утверждена местными органами управления образованием дефектная ведомость (акт) на капитальный ремонт. Упоминание о том, что для заполнения формы № 00-2 требуется привлечение специализированной организации в Приказе Росстата отсутствует.

Поскольку техническое состояние названного в исковом заявлении здания не дает оснований для его технического обследования с привлечением лицензированной организации принятие решения о таком обследовании повлечет за собой нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Все необходимые мероприятия, позволяющие обеспечить безопасность пребывания в здании образовательного учреждения обучающихся и работающего персонала МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области проводятся. Разрабатывается и осуществляется план мероприятий по подготовке образовательной организации к новому учебному году, учитывая выполнение предписаний служб по энергоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению; предписаний по антитеррористической защищённости объектов, по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, создаются безопасные условия нахождения обучающихся, работающего персонала, проводятся работы по определению технического состояния зданий и сооружений образовательной организации с заполнением журналов учёта, проводится текущий ремонт зданий и помещений, ремонтируется, по мере необходимости, учебное, холодильное, газовое, а также вспомогательное оборудование с оформлением актов работоспособности, осуществляется проверка работоспособности пожарной сигнализации, в случае необходимости её ремонт, с оформлением актов готовности системы АПС к работе в новом учебном году, поверяются или перезаряжаются огнетушители, создается комиссия для осмотра зданий, конструкций, лестничных площадок на укреплённость, с оформлением актов готовности конструкций и безаварийного нахождения людей в помещениях образовательных организаций, проводится комиссионный осмотр спортивных сооружений с оформлением акта их исправности и пригодности к занятиям на них в новом учебном году, осуществляется проверка контуров защитного заземления изоляции электропроводки, проверка исправности АПС.

Постановлением администрации Воловского муниципального района создается муниципальная комиссия по проведению проверок готовности образовательных организаций к работе в новом учебном году. В состав комиссии входят представители отдела образования, «Липецкэнерго», Воловского отделения полиции МО МВД России Тербунский», МУП «Воловский водоканал», отдела строительства, архитектуры, ЖКХ и дорожного хозяйства, главный специалист-эксперт в области охраны труда и социально-трудовых отношений.

Названной комиссией ежегодно проводится проверка готовности образовательной организации к новому учебному году и к работе в осенне-зимний период, подписываются акты готовности образовательной организации к работе в новом учебном году и паспорта готовности объектов образования к работе в осенне- зимний период.

В связи с чем, полагают, что Администрацией Воловского муниципального района и МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области принимаются все необходимые и достаточные меры, позволяющие обеспечить безопасные условия пребывания в здании, находящемся по адресу: Липецкая область. Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1, обучающихся и работающего персонала учреждения. В материалах гражданского дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность проведенной прокурором проверки, послужившей основанием для предъявления иска по настоящему делу.

Решением Совета депутатов Воловского муниципального района Липецкой области от 30.07.2019 г. № 232 «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на территории Воловского района» определены случаи для привлечения специализированной организации к обследованию технического состояния зданий, установлен порядок, основание и предмет проведения указанного осмотра, в данном случае прокурор подменяет органы, которые могут осуществлять указанные проверки.

Положениями п. 1 ч. 1 ст. 42 ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ установлено, что здания, находящиеся в эксплуатации на дату его вступления в силу, предметом его регулирования не являются, поскольку год постройки здания 1986. Прокурор необоснованно ссылается на Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обследования жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, приказ Росстата от 15.11.2021 г. № 804, поскольку они не прошли регистрацию и не опубликованы в установленном законом порядке.

Полагали необоснованным привлечение администрации Воловского муниципального района в качестве соответчика по делу, поскольку собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную с ним ответственность только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества бюджетного учреждения. Более того, 06.11.2020 года Управлением образования и науки Липецкой области МБОУ СОШ с. Захаровка в установленном порядке выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности, что подтверждает факт наличия у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации, просили в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. №1984-ст, предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Судом установлено, что прокуратурой Воловского района Липецкой области проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства образовательными организациями муниципального района, по результатам которой установлено, что в оперативном управлении МБОУ СОШ с. Захаровка находится здание, расположенное по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1(год возведения 2005). В нарушение требований действующего законодательства, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания, его элементов со стороны ответственных лиц должным образом не осуществляется – обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций проведено в 2008 году, что подтверждается справкой о результатах проверки от 29.06.2023 г., сообщением отдела образования администрации Воловского муниципального района Липецкой области от 26.06.2023 г. № 218.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.07.2023 года № КУВИ-001/2023-158204240 здание МОУ СОШ, расположенное по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, кадастровый номер: 48:01:0980205:17 находится в собственности Воловского муниципального района Липецкой области, передано в оперативное управление МБОУ СОШ с. Захаровка.

Как следует из Выписки из реестра лицензий по состоянию на 12.07.2023 года, МБОУ СОШ с. Захаровка, 06.07.2021 года Управлением образования и науки Липецкой области выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Из Устава МБОУ СОШ им. А.М. Селищева с. Волово следует, что данное учреждение создано для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений (п. 2.8 Устава).

Учредителем Учреждения является администрация Воловского муниципального района Липецкой области (п.1.7 Устава).

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.4.1 Устава).

Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества, права владения, пользования. Учреждение обеспечивает сохранность закрепленного за ним имущества и эффективно использует его по назначению в соответствии с целями, определенными настоящим Уставом (п. 4.2 Устава).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района.Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признаётся соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 4.6 Устава).

Как следует из Выписок из Журналов технического состояния здания (сооружения) МБОУ СОШ с. Захаровка за 2020, 2021, 2022, 2023 годы технический осмотр здания школы производился членами комиссии в составе завхоза Жигалкиной С.Н., заместителя директора Чвановой Г.В., учителя Новиковой Е.Н., воспитателя Манухиной Е.В., без привлечения квалифицированных специалистов, без использования современных технических средств диагностики (специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющими, в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов).

На основании п.п. 1,3,11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 указанного выше Федерального законав целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст. 18Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, администрация Воловского муниципального района являясь учредителем образовательного учреждения, обязана обеспечивать финансирование работ по проведению обследования технического состояния здания школы. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту в соответствии с положениями статей 15 и 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании изложенных норм права, возлагающих обязанность по проведению обследования технического состояния с установленной периодичностью и в отсутствии доказательств проведения таких мероприятий, суд полагает исковые требования прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Захаровка о возложении обязанностипровести комплексное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1(год постройки 2005) с привлечением лицензированной организации и к администрации Воловского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания средней общеобразовательной школы с. Захаровка, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д. 1(год постройки 2005) с использованием современных средств технической диагностики подлежащими удовлетворению.

При этом, суд исходит из того, что не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Доводы возражений о том, что образовательным учреждением проводятся ежегодно ряд проверок подготовки здания к учебному году, имеется лицензия на осуществление деятельности, в связи с чем, необходимость в комплексном обследовании технического состояния здания с привлечением лицензированной организации, отсутствует, суд признает необоснованными по следующим основаниям.

Порядок проведения контроля за техническим состояние зданий с использованием современных технических средств диагностики предусмотрен Сводом правил по проектированию и строительству - правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (СП 13-102-2003), согласно п. 5.1 которого обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования, предварительное (визуальное) обследование, детальное (инструментальное) обследование.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТа Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся специализированными организациями, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, осуществляющим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора, также ведется реестр специализированных организаций.

Согласно п. 8.2.2 СП 13-102-2003, для обмерных работ, по мере необходимости, применяются измерительные инструменты: линейки, рулетки, стальные струны, штангенциркули, нутромеры, щупы, шаблоны, угломеры, уровни, отвесы, лупы, измерительные микроскопы, а в случае необходимости используют специальные измерительные приборы: нивелиры, теодолиты, дальномеры, различные дефектоскопы и прочее, а также применяют фотограмметрию. Все применяемые инструменты и приборы должны быть поверены в установленном порядке.

Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности не ставится в зависимость от необходимости проведения оспариваемых мероприятий.

Доводы представителя ответчика администрации Воловского района Липецкой области о том, что имеющаяся у МБОУ СОШ с. Захаровка лицензия на осуществление образовательной деятельности от 06.07.2021 г. свидетельствует о том, что ответчиками созданы безопасные условия для обучающихся, отсутствует реальной необходимости в комплексном техническом обследовании, ссылка ответчиков на то, что учреждение регулярно проводит весенний и осенний осмотры здания, а также то, что ГОСТ 31937-2011 носит рекомендательный характер не освобождает образовательное учреждение от обязанности по соблюдению требований технических регламентов о безопасности здания и проведения в установленном законом порядке обследований технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики

Доказательств проведения обследования зданий в соответствии с указанными нормами, ответчиками не представлено.

Также необоснованна ссылка представителя ответчика администрации Воловского района Липецкой области на решение Совета депутатов Воловского муниципального района Липецкой обл. от 30.07.2019 N 232 (ред. от 25.05.2021) "О Порядке проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на территории Воловского района" (подписано главой Воловского муниципального района Липецкой обл. 31.07.2019 N 13), поскольку, согласно ст. 2 указанного Порядка основанием для проведения осмотра зданий, сооружений является заявление физического или юридического лица о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений.

Вместе с тем, отсутствие заявления физического или юридического лица о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений не освобождает правообладателей указанных зданий от исполнения норм действующего законодательства при их эксплуатации.

В силу положений статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17 февраля 2015 года N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.

Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.

В силу ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Довод ответчика администрации Воловского муниципального района о том, что Приказ Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, которым утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, не подлежит применению, поскольку не опубликован в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 суд находит несостоятельным, поскольку он издан ранее вынесения соответствующего Указа, сведений об его отмене не имеется.

Как указано выше, представитель ответчика МБОУ СОШ с. Захаровка Митрохина Н.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме.

В силу ст.39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Представителю ответчика Митрохиной Н.А.. содержание ст.ст.39, 173, 198 ГПК Российской Федерации, правовые последствия признания иска разъяснены и понятны, что удостоверено подписью в его письменном заявлении.

В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации, учитывая объем и сроки реализации соответствующих мероприятий, учитывая длительность бюджетного процесса, исходя из баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить срок в течение, которого МБОУ СОШ с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области обязано провести комплексное обследование технического состояния здания по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная д. 1 с привлечением лицензированной организации в срок до 01.09.2024 года;

установить срок в течении которого администрация Воловского муниципального района Липецкой области обязана обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания средней общеобразовательной школы с. Захаровка, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д.1 (год постройки 2005) с использованием современных средств технической диагностики в срок до 1 марта 2024 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области провести комплексное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Захаровка, ул. Школьная, д.1 (год постройки 2005) с использованием современных средств технической диагностики в срок до 1 сентября 2024 года.

Обязать администрацию Воловского муниципального района Липецкой области (юридический и фактический адрес: Липецкая область, с. Волово, ул. Ленина, д. 10) обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания средней общеобразовательной школы с. Захаровка Воловского муниципального района Липецкой области, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, с. Волово, ул. Школьная, д.1 (год постройки 2005) с использованием современных средств технической диагностики в срок до 1 марта 2024 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Л.И. Сенюкова.

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2023 года.