НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тербунского районного суда (Липецкая область) от 07.09.2023 № 2-А165/2023

Дело № 2-А165/2023

УИД 48RS0017-02-2023-000177-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2023 года с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Баранова С.В.,

при секретаре Рязанцевой О.Ю.,

с участием помощника прокурора Воловского района Липецкой области Черкасова Р.В., представителей ответчиков Трубникова А.Н., Сомовой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Воловского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области, администрации Воловского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания, возложении обязанности по финансированию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воловского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области, Администрации Воловского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства образовательными организациями муниципального района, по результатам которой установлено, что в оперативном управлении МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области находится здание, расположенное по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова, д. 24 (год возведения 1976). В нарушение требований действующего законодательства, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания, его элементов со стороны ответственных лиц должным образом не осуществляется – обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций проведено в 2008 году. Вместе с тем, не проведение указанного обследования и мониторинга технического состояния здания не позволяет установить его физический износ и внести соответствующие сведения в отчет по форме ОО-2, утвержденный приказом Росстата от 15.11.2021 г. № 804 для дальнейшего проведения капитального ремонта.

Поэтому прокурор просит суд обязать МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области провести комплексное обследование технического состояния здания по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова, д. 24 с привлечением лицензированной организации в срок 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В ходе рассмотрения дела прокурор Воловского района Липецкой области уточнил заявленные исковые требования, согласно заявлению исковые требования дополнены следующим: обязать администрацию Воловского муниципального района Липецкой области обеспечить финансирование расходов МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное по проведению комплексного обследования технического состояния здания по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова, д. 24 с привлечением лицензированной организации в срок 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Воловского района Липецкой области Черкасов Р.В. увеличенные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления.

Представитель ответчика МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное директор Сомова О.П. полагала нецелесообразным удовлетворение заявленных требований, поскольку проведение комплексного обследования технического состояния здания потребует значительных денежных вложений, которые лучше направить на нужды школы. Полагала, что здание школы соответствует всем необходимым требованиям, иначе МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное не выдали бы лицензию, которая была предоставлена 06.04.2021 г. Кроме того, школу ежегодно перед началом учебного года проверяют, после чего составляется акт готовности организации к новому учебному году. Если бы со зданием было что-то не так, такой акт они не смогли бы получить к новому 2023-2024 г.

Представитель ответчика администрации Воловского муниципального района Липецкой области Трубников А.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в возражениях на иск. Просил, в случае удовлетворения иска, установить срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев. В возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям указано, что из содержания нормативно-правовых актов, на которые ссылается прокурор, не следует, что МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области обязано провести комплексное обследование технического состояния здания. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие с 1 января 2014 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 №1984-ст. относится к документам, которые применяются на добровольной основе и не предполагает его применение для возложения на МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное соответствующих обязательств. В Перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» отсутствует. Не основан на законе, является необоснованным, вывод прокурора о невозможности без привлечения специализированной организации внести сведения в годовую форму федерального статистического наблюдения № 00-2. Из таблицы раздела 1.1. Указаний по заполнению указанной формы федерального статистического наблюдения в графе 7 таблицы показывается число зданий, которым требуется капитальный ремонт. К зданиям организаций, требующим капитального ремонта, относятся здания, на которые составлена и утверждена местными органами управления образованием дефектная ведомость (акт) на капитальный ремонт. Упоминание о том, что для заполнения формы № 00-2 требуется привлечение специализированной организации в Приказе Росстата, отсутствует. Поскольку техническое состояние названного в исковом заявлении здания не дает оснований для его технического обследования с привлечением лицензированной организации принятие решения о таком обследовании повлечет за собой нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств. Все необходимые мероприятия, позволяющие обеспечить безопасность пребывания в здании образовательного учреждения обучающихся и работающего персонала проводятся. Разрабатывается и осуществляется план мероприятий по подготовке образовательной организации к новому учебному году, учитывая выполнение предписаний служб по энергоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению; предписаний по антитеррористической защищённости объектов, по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и др. Постановлением администрации Воловского муниципального района создается муниципальная комиссия по проведению проверок готовности образовательных организаций к работе в новом учебном году. В состав комиссии входят представители отдела образования, «Липецкэнерго», Воловского отделения полиции МО МВД России Тербунский», МУП «Воловский водоканал», отдела строительства, архитектуры, ЖКХ и дорожного хозяйства, главный специалист-эксперт в области охраны труда и социально-трудовых отношений. Названной комиссией ежегодно проводится проверка готовности образовательной организации к новому учебному году и к работе в осенне-зимний период, подписываются акты готовности образовательной организации к работе в новом учебном году и паспорта готовности объектов образования к работе в осенне-зимний период. В связи с чем, полагают, что Администрацией Воловского муниципального района и МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области принимаются все необходимые и достаточные меры, позволяющие обеспечить безопасные условия пребывания в здании школы обучающихся и работающего персонала учреждения. В материалах гражданского дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность проведенной прокурором проверки, послужившей основанием для предъявления иска по настоящему делу. Решением Совета депутатов Воловского муниципального района Липецкой области от 30.07.2019 г. № 232 «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на территории Воловского района» определены случаи для привлечения специализированной организации к обследованию технического состояния зданий, установлен порядок, основание и предмет проведения указанного осмотра, в данном случае прокурор подменяет органы, которые могут осуществлять указанные проверки. Положениями п. 1 ч. 1 ст. 42 ФЗ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ установлено, что здания, находящиеся в эксплуатации на дату его вступления в силу, предметом его регулирования не являются. Поскольку год постройки и ввода в эксплуатацию здания школы 1975,1976 г.г., действие данного закона на него не распространяется. Прокурор необоснованно ссылается на Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обследования жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, приказ Росстата от 15.11.2021 г. № 804, поскольку они не прошли регистрацию и не опубликованы в установленном законом порядке. Полагали необоснованным привлечение администрации Воловского муниципального района в качестве соответчика по делу, поскольку собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную с ним ответственность только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества бюджетного учреждения. Более того, 06.04.2021 г. Управлением образования и науки Липецкой области МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное в установленном порядке выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности, что подтверждает факт наличия у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации. Просили в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. №1984-ст, предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Судом установлено, что прокуратурой Воловского района Липецкой области проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства образовательными организациями муниципального района, по результатам которой установлено, что в оперативном управлении МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное находится здание, расположенное по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова д. 24 (год возведения 1976). В нарушение требований действующего законодательства, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания школы, его элементов со стороны ответственных лиц должным образом не осуществляется – обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций проведено в 2008 году, что подтверждается справкой о результатах проверки от 29.06.2023 г., сообщением отдела образования администрации Воловского муниципального района Липецкой области от 26.06.2023 г. № 218.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.07.2023 года № КУВИ-001/2023-158204321 здание МБОУ СОШ, расположенное по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова, д. 24, кадастровый номер: 48:01:0710101:86, находится в собственности Воловского муниципального района Липецкой области, передано в оперативное управление МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное.

Как следует из Выписки из реестра лицензий по состоянию на 17.10.2022 года, МБОУ СОШ д. верхнее Чесночное 06.04.2021 года Управлением образования и науки Липецкой области выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Из Устава МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное следует, что данное учреждение создано для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений (п. 2.8 Устава). Учредителем Учреждения является администрация Воловского муниципального района Липецкой области (п.1.7 Устава).

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.4.1 Устава). Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества, права владения, пользования. Учреждение обеспечивает сохранность закрепленного за ним имущества и эффективно использует его по назначению в соответствии с целями, определенными настоящим Уставом (п. 4.2 Устава).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признаётся соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 4.6 Устава).

Как следует из актов проверки МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное к новому 2023-2024 учебному году, в ходе проверки изучались учредительные документы, паспорт безопасности организации, количество зданий, сведения о ремонтных работах, контрольные нормативы и показатели, изложенные в приложении к лицензии и их соблюдение, состояние материально-технической базы и оснащенности (количество классов, наличие мебели), состояние земельного участка, медицинское обслуживание в организации, питание обучающихся, нормы освещенности классов, кабинетов, транспортное обеспечение, мероприятия по обеспечению охраны и антитеррористической защищенности организации, обеспечение пожарной безопасности, мероприятия по подготовке к отопительному сезону в организации. Таким образом, комплексного обследования технического состояния здания с привлечением квалифицированных специалистов, использованием современных технических средств диагностики (специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющими, в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов) не проводилось.

На основании п.п. 1, 3, 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 указанного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, администрация Воловского муниципального района являясь учредителем образовательного учреждения, обязана обеспечивать финансирование работ по проведению обследования технического состояния здания школы. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту в соответствии с положениями статей 15 и 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании изложенных норм права, возлагающих обязанность по проведению обследования технического состояния с установленной периодичностью и в отсутствии доказательств проведения таких мероприятий, суд полагает исковые требования прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В.Чернова, д. 24 (год постройки 1975) с привлечением лицензированной организации и к администрации Воловского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания средней общеобразовательной школы д. Верхнее Чесночное, с использованием современных средств технической диагностики, подлежащими удовлетворению.

При этом, суд исходит из того, что не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Доводы возражений о том, что образовательным учреждением проводятся ежегодно ряд проверок подготовки здания к учебному году, имеется лицензия на осуществление деятельности, в связи с чем, необходимость в комплексном обследовании технического состояния здания с привлечением лицензированной организации, отсутствует, суд признает необоснованными по следующим основаниям.

Порядок проведения контроля за техническим состояние зданий с использованием современных технических средств диагностики предусмотрен Сводом правил по проектированию и строительству - правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (СП 13-102-2003), согласно п. 5.1 которого обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования, предварительное (визуальное) обследование, детальное (инструментальное) обследование.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТа Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся специализированными организациями, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Требования к специализированным организациям, осуществляющим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора, также ведется реестр специализированных организаций.

Согласно п. 8.2.2 СП 13-102-2003, для обмерных работ, по мере необходимости, применяются измерительные инструменты: линейки, рулетки, стальные струны, штангенциркули, нутромеры, щупы, шаблоны, угломеры, уровни, отвесы, лупы, измерительные микроскопы, а в случае необходимости используют специальные измерительные приборы: нивелиры, теодолиты, дальномеры, различные дефектоскопы и прочее, а также применяют фотограмметрию. Все применяемые инструменты и приборы должны быть поверены в установленном порядке.

Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности не ставится в зависимость от необходимости проведения оспариваемых мероприятий.

Доводы ответчиков о том, что имеющаяся у МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова лицензия на осуществление образовательной деятельности от 06.04.2021 г. свидетельствует о том, что ответчиками созданы безопасные условия для обучающихся, отсутствует реальная необходимость в комплексном техническом обследовании, ссылка ответчиков на то, что учреждение регулярно проводит весенний и осенний осмотры здания, а также то, что ГОСТ 31937-2011 носит рекомендательный характер не освобождает образовательное учреждение от обязанности по соблюдению требований технических регламентов о безопасности здания и проведения в установленном законом порядке обследований технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики (Определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 г. по делу N 8Г-8972/2023[88-15903/2023]).

Доказательств проведения обследования зданий в соответствии с указанными нормами, ответчиками не представлено.

Также необоснованна ссылка ответчиков на решение Совета депутатов Воловского муниципального района Липецкой обл. от 30.07.2019 N 232 (ред. от 25.05.2021) "О Порядке проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на территории Воловского района" (подписано главой Воловского муниципального района Липецкой обл. 31.07.2019 N 13, поскольку, согласно ст. 2 указанного Порядка основанием для проведения осмотра зданий, сооружений является заявление физического или юридического лица о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений.

Вместе с тем, отсутствие заявления физического или юридического лица о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений не освобождает правообладателей указанных зданий от исполнения норм действующего законодательства при их эксплуатации.

В силу положений статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17 февраля 2015 года № 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.

Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.

В силу ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Довод представителя администрации Воловского муниципального района о том, что Приказ Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312, которым утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, не подлежит применению, поскольку не опубликован в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 суд находит несостоятельным, поскольку он издан ранее вынесения соответствующего Указа, сведений об его отмене не имеется.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая объем и сроки реализации соответствующих мероприятий, учитывая длительность бюджетного процесса, исходя из баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить срок в течение, которого администрация Воловского муниципального района Липецкой области обязана обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания МБОУ СОШ д. Верхнее Черночное – в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Установить срок в течение которого МБОУ СОШ д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области обязано провести комплексное обследование технического состояния здания с привлечением лицензированной организации - в течение 4 месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Воловского муниципального района Липецкой области.

Поскольку ответчик МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области, как бюджетное учреждение, не освобождено от уплаты государственной пошлины, в отличие от прокурора, обратившегося с иском в интересах неопределенного круга лиц, то в соответствии со ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, согласно удовлетворенному требованию, не подлежащему имущественной оценке, подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Воловского муниципального района Липецкой области (юридический и фактический адрес: Липецкая область, с. Волово, ул. Ленина, д. 10) обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексного обследования технического состояния здания средней общеобразовательной школы имени В.Т. Чернова д. В.-Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области, расположенного по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова, д.24 с использованием современных средств технической диагностики в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области (ИНН 480101001, КПП 4801002254, ОГРН 1024800720218) провести комплексное обследование технического состояния здания по адресу: Липецкая область, Воловский район, д. Верхнее Чесночное, ул. В. Чернова, д.24с привлечением лицензированной организации в течение 4 месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Воловского муниципального района Липецкой области.

Взыскать с МБОУ СОШ им. В.Т. Чернова д. Верхнее Чесночное Воловского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в доход бюджета Воловского муниципального района Липецкой области в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд, через Тербунский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Председательствующий /подпись/ С.В. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2023 г.