НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Темрюкского районного суда (Краснодарский край) от 27.07.2020 № А-1581/20

К делу а-1581/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 27 июля 2020 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Грачева П.А.

при секретаре Нагиевой А.А.

с участием административного истца Гринкевич В.Б., его представителя по ходатайству Гринкевич О.В.

представителя административного ответчика по доверенности Капустина А.И.

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Гринкевич В.Б. к ИФНС России по <адрес> о взыскании излишне уплаченной суммы налога,

УСТАНОВИЛ:

Гринкевич В.Б. обратился в Темрюкский районный суд с административным иском к ИФНС России по <адрес> о признании решения налогового органа об отказе в возврате излишне взысканной суммы налога незаконным и обязании налогового орган произвести перерасчет и возврат транспортного налога в отношении зарегистрированного за Гринкевичем В.Б. транспортного средства .

В обоснование административных исковых требований истец указал, что за Гринкевич В.Б. зарегистрирован автомобиль марка модель

В период времени с 22 часов 30 минут «03» марта 2016 года по 08 часов 30 минут «04» марта 2016 года транспортное средство было угнано из помещения автомойки по адресу: <адрес>.

«04» марта 2016 г. Гринкевич В.Б. обратился в полицию с заявлением об угоне.

«14» марта 2016 г. дознавателем ОД ОП (<адрес>) УМВД России по городу Краснодару было возбуждено уголовное дело . По настоящее время ведется производство по уголовному делу, транспортное средство Гринкевич В.Б. не возвращено. В рамках уголовного дела транспортное средство было приобщено к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства.

Гринкевич В.Б. оплатил транспортный налог за периоды 2016 г., 2017 г., 2018 г., за период 2019 г. срок оплаты транспортного налога еще не наступил.

«20» декабря 2019 г. Гринкевич В.Б. обратился в ИФНС России по <адрес> с заявлением о перерасчете и возврате транспортного налога, уплаченного за указанное транспортное средство, в связи с фактом его угона (кражи). К заявлению приложил копию Постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от ДД.ММ.ГГГГ.

ИФНС России по <адрес> Гринкевич В.Б. было отказано в освобождении от уплаты налога по причине не предоставления справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства. При этом в своем ответе инспекция сослалась на норму пп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ в недействующей редакции.

«30» января 2020 г. Гринкевич В.Б. обратился с жалобой в УФНС России по <адрес>. В ответе Управление ФНС по <адрес> отказало в удовлетворении жалобы, применяя норму п.п. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ в недействующей редакции.

«30» марта 2020 г. Гринкевич В.Б. направил обращение в ФНС России, которое было переадресовано в Управление ФНС по <адрес>. До настоящего времени ответа Гринкевич В.Б. не получил.

Суммы транспортного налога налоговым органом не возвращены.

Административный истец Гринкевич В.Б. в присутствии представителя по ходатайству Гринкевич О.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> по доверенности Капустин А.И. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на свои возражения. При этом суду пояснил, что факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Таким образом, из смысла указанных выше норм следует, что зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

Следовательно, при представлении в налоговый орган подлинника указанной справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

Соответственно, в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей), его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства. В том случае, если поступят от налогоплательщика подлинника выданной органами внутренних дел справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на его имя транспортного средства.

Таким образом, по мнению административного ответчика представленные истцом документы не являются фактом подтверждения угона (кражи) принадлежащего транспортного средства <адрес>

Суд, исследовав материалы административного дела, считает, что исковые требования Гринкевич В.Б. к ИФНС России по <адрес> подлежат удовлетворению.

Согласно п.п.1,2,3,7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пункты 7,8,9 ст.78 Налогового кодекса РФ предусматривают, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В судебном заседании судом было установлено, что за Гринкевич В.Б. зарегистрирован автомобиль марка модель

В период времени с 22 часов 30 минут «03» марта 2016 года по 08 часов 30 минут «04» марта 2016 года транспортное средство было угнано из помещения автомойки по адресу: <адрес>.

«04» марта 2016 г. Гринкевич В.Б. обратился в полицию с заявлением об угоне.

«14» марта 2016 г. дознавателем ОД ОП (<адрес>) УМВД России по городу Краснодару было возбуждено уголовное дело . По настоящее время ведется производство по уголовному делу, транспортное средство Гринкевич В.Б. не возвращено. В рамках уголовного дела транспортное средство было приобщено к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства.

Гринкевич В.Б. оплатил транспортный налог за периоды 2016 г., 2017 г., 2018 г., за период 2019 г. срок оплаты транспортного налога еще не наступил.

«20» декабря 2019 г. Гринкевич В.Б. обратился в ИФНС России по <адрес> с заявлением о перерасчете и возврате транспортного налога, уплаченного за указанное транспортное средство, в связи с фактом его угона (кражи). К заявлению приложил копию Постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от ДД.ММ.ГГГГ.

ИФНС России по <адрес> Гринкевич В.Б. было отказано в освобождении от уплаты налога по причине не предоставления справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства. При этом в своем ответе инспекция сослалась на норму пп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ в недействующей редакции.

«30» января 2020 г. Гринкевич В.Б. обратился с жалобой в УФНС России по <адрес>. В ответе Управление ФНС по <адрес> отказало в удовлетворении жалобы, применяя норму п.п. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ в недействующей редакции.

«30» марта 2020 г. Гринкевич В.Б. направил обращение в ФНС России, которое было переадресовано в Управление ФНС по <адрес>. До настоящего времени ответа Гринкевич В.Б. не получил.

Суммы транспортного налога налоговым органом не возвращены.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу положений ст. 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по уплате транспортного налога в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно ч. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ за налоговые периоды до 2018 года не являлись объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения акта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 63-ФЗ редакция пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ была изменена. Согласно п. 6 ст. 3 названного закона действие положений подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ (в действующей редакции) не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Таким образом с 2018 года в ст. 358 НК РФ были внесены изменения, уточняющие основания освобождения от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске в связи с их угоном (кражей). При этом, указывая на факт не возврата автомобиля владельцу в качестве освобождения от уплаты транспортного налога, законодатель исходил из принципа отсутствия у владельца фактической возможности осуществлять все права собственника: владения, пользования и распоряжения имуществом.

Также ФНС РФ выпустила ряд разъясняющих писем на тему налогообложения угнанного транспортного средства.

Письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных положениях Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 63-ФЗ, касающихся налогообложения имущества" разъяснено, что окончание розыска транспортного средства, не приведшего к его возврату лицу, на которое было зарегистрировано такое транспортное средство, не повлечет возобновление налогообложения.

Месяц угона транспортного средства принимается за полный месяц, с которого не исчисляется транспортный налог, несмотря на тот факт, что розыск начат не с начала месяца.

Налоговый кодекс РФ освобождает такие автомобили от налогообложения, если факт угона (кражи) разыскиваемого транспортного средства подтверждается документом, который выдан уполномоченным органом. Исчерпывающий перечень таких документов не установлен ни Налоговым кодексом, ни иными нормативными актами.

Как следует из разъяснений Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес>

<адрес> возбуждено указанное уголовное дело.

К заявлению о перерасчете и возврате транспортного налога, уплаченного за указанное транспортное средство, в связи с фактом его угона (кражи) Гринкевич В.Б. прикладывал копию Постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от ДД.ММ.ГГГГ, являющееся документом, подтверждающим факт (кражи) угона транспортного средства, и которое необоснованно было отклонено в качестве доказательства налоговым органом.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от ДД.ММ.ГГГГ-о, от ДД.ММ.ГГГГ, закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. С учетом данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оспариваемые законоположения следует рассматривать как направленные на защиту прав налогоплательщиков.

При указанных обстоятельствах, административные исковые требования Гринкевич В.Б. подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с удовлетворением требований административного истца, с административного ответчика в пользу Гринкевич В.Б. подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать решение ИФНС России по Темрюкскому району об отказе в возврате излишне взысканной суммы налога Гринкевич В.Б. незаконным.

Обязать ИФНС России по <адрес> произвести перерасчет и возврат транспортного налога в отношении зарегистрированного за Гринкевич В.Б. транспортного средства <адрес>

Взыскать с ИФНС России по Темрюкскому району в пользу Гринкевич В.Б. возврат уплаченной государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись П.А. Грачев

Полный мотивированный текст решения изготовлен 31 июля 2020 года