НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Темрюкского районного суда (Краснодарский край) от 25.01.2022 № 2А-4490/2021

К делу № 2а-605/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 25 января 2022 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.,

при секретаре Немченко Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по Темрюкскому району к Бессарабову В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Темрюкскому району обратилась в суд с административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Бессарабова В.А. задолженность в общей сумме 34 352 (тридцать четыре тысячи триста пятьдесят два) рубля 78 копеек, включающую в себя:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: взнос за 2017 год в размере 4232 (четыре тысячи двести тридцать два) рубля 18 копеек, пеня в размере 911 (девятьсот одиннадцать) рублей 28 копеек, начислены за неуплату налога за 2017 год, период начисления согласно расчету (код ОКТМО 03651413, КБК пени: 18);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: взнос за 2016 год в размере 2602 (две тысячи шестьсот два) рубля 68 копеек и пеня в размере 385 (триста восемьдесят пять) рублей 20 копеек, начислены за неуплату налога за 2016 год, период начисления согласно расчету (код ОКТМО 03651413, КБК пени: 18);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): взнос за 2017 год в размере 21 575 (двадцать одна тысяча пятьсот семьдесят пять) рублей 81 копейка, пеня в размере 4645 (четыре тысячи шестьсот сорок пять) рублей 63 копейки, начислены за неуплату налога за 2017 год, период начисления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно расчету (код ОКТМО 03651413, КБК пени: 18).

В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик Бессарабов В.А., , состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве адвоката, в связи с чем, является плательщиком страховых взносов.

В нарушение законодательства о налогах и сборах РФ административный ответчик не выполнил обязанности гражданина Российской Федерации по оплате налогов в установленный срок.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в установленный требованием срок обязанность уплатить неуплаченную сумму налога административным ответчиком исполнена не была, в связи с чем, мировым судьям <адрес> в соответствии со ст. 123.2 КАС РФ Инспекцией подавалось заявление о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника задолженности в сумме 34 352 рубля 78 копеек. По существу заявленных требований был вынесен судебный приказ а-2399/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, который в связи с поступившими возражениями должника был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

ИФНС России по <адрес> срок для подачи настоящего заявления о взыскании сумм недоимки с должника в связи с переходом налоговых органов Российской Федерации на новое программное обеспечение АИС «Налог-3» и наличия технических ошибок, возникающих при взыскании задолженности в части выявления недоимки и формирования документов по ст.48 НК РФ был пропущен. В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а следовательно неполучение государством денежных средств.

На момент обращения в Темрюкский районный суд общая сумма не погашенной задолженности по заявлению составляет 34 352 рубля 78 копеек.

В связи с изложенными обстоятельствами, ИФНС России по <адрес> вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца - ИФНС России по <адрес>, в судебное заседание не явился, в поступившем в суд ходатайстве, представитель Капустин А.И. просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Инспекции, заявленные требования просит удовлетворить в полном объёме, а также – просит восстановить Инспекции пропущенный процессуальный срок для обращения с настоящим иском в суд.

Административный ответчик Бессарабов В.А. в судебное заседание не явился, в поступившем в суд отзыве просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что по имеющимся у него данным все обязательные платежи за предыдущие периоды были им уплачены, после подачи возражений на судебный приказ он направил в ИФНС России по <адрес> письмо, в котором попросил предоставить выписку по его лицевому счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с информацией о датах возникновения обязанности по уплате налогов, взносов, пеней и датах исполнения обязанности по уплате налогов, взносов, пеней. В январе 2021 года он получил от ИФНС России по <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором инспекция сообщила, что задолженность по страховым взносам образовалась в связи с повторным программным начислением в автоматическом режиме от ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов за 2017 год, по причине наличия ошибок в сведениях об учете физического лица в налоговом органе (постановка на учет адвоката). К письму были приложены карточки расчетов с бюджетом, в которых содержались сведения о произведенных в 2017 году платежах, а также сведения о повторном начислении ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4232 рубля 18 копеек и обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 21 575 рублей 81 копейка. Сведения о задолженности по уплате страховых взносов за 2016 год отсутствовали. Ему были принесены извинения за доставленные неудобства и дано обещание разобраться с возникшей проблемой. О результатах проведенной работы инспекция должна была сообщить дополнительно, однако никакая дополнительная информация после этого ему не направлялась. Несмотря на признание факта отсутствия у него задолженности по уплате страховых взносов за 2016 и 2017 годы, спустя год после отмены судебного приказа инспекция снова обратилась в суд с требованием о взыскании с него несуществующей задолженности. При этом инспекция не сообщила суду о направлении в его адрес письма, в котором содержалась информация об ошибочном повторном начислении налоговым органом страховых взносов за 2017 год. В рамках настоящего дела техническая ошибка упоминается инспекцией только в качестве причины пропуска срока подачи административного искового заявления. Однако инспекция не представила никаких доказательств существования у него задолженности, которая не была своевременно выявлена из-за возникновения технической ошибки. В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу административного искового заявления инспекция не только не представила никаких доказательств технической ошибки, из-за которой якобы не была своевременно выявлена задолженность, но и не разъяснила, на каком основании негативные последствия некорректной работы используемого налоговым органом программного обеспечения должны перекладываться на налогоплательщика. Считает, что ссылки инспекции на ошибки в работе используемого налоговым органом программного обеспечения, особенно при отсутствии доказательств причинно- следственной связи между возникшей ошибкой и несвоевременным обращением в суд, не могут являться основанием для восстановления срока подачи административного искового заявления. После получения копии административного искового заявления он обратился в ИФНС России по <адрес> с жалобой на двойное начисление страховых взносов за 2017 год. Ответ на жалобу, зарегистрированную инспекцией под номером 31702008 от ДД.ММ.ГГГГ, на момент направления настоящего отзыва в суд ему не поступил.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования ИФНС России по <адрес> не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, 2) плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Бессарабов В.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> в качестве адвоката.

Таким образом, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ Бессарабов В.А. является плательщиком страховых взносов.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 НК РФ)

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 НК РФ. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса за расчетный период сумму страховых взносов, подлежащую уплате такими плательщиками.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется в следующем порядке (п. 1 ст. 430 НК РФ): в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам подлежит уплате в фиксированном размере 4590 рублей за расчетный период 2017 года, 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рубля за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года (пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как утверждает в своём иске Инспекция, в нарушение законодательства о налогах и сборах РФ административный ответчик не выполнил обязанности гражданина Российской Федерации по оплате налогов в установленный срок. В случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах срок в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляются соответствующие пени. Суммы пеней начислены за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст.69 НК РФ).

Согласно ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Однако, как утверждает Инспекция, в установленный требованием срок обязанность уплатить неуплаченную сумму налога административным ответчиком исполнена не была.

Нормой п. 1 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

Мировым судьям <адрес> в соответствии со ст. 123.2 КАС РФ Инспекцией подавалось заявление о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника задолженности в сумме 34 352 рубля 78 копеек. По существу заявленных требований был вынесен судебный приказ а-2399/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, который в связи с поступившими возражениями должника был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В обоснование причин пропуска срока обращения в суд, ИФНС России по <адрес> ссылается на переход налоговых органов Российской Федерации на новое программное обеспечение АИС «Налог-3» и наличие технических ошибок, возникающих при взыскании задолженности в части выявления недоимки и формирования документов.

Однако, суд не может признать указанную административным истцом причину уважительной, поскольку обеспечение бесперебойной деятельности учреждения и соблюдение установленных законом сроков является обязанностью и бременем административного истца.

Кроме того, как верно заметил административный ответчик в своём отзыве, в обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу административного искового заявления Инспекция не только не представила никаких доказательств технической ошибки, из-за которой якобы не была своевременно выявлена задолженность, но и не разъяснила, на каком основании негативные последствия некорректной работы используемого налоговым органом программного обеспечения должны перекладываться на налогоплательщика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Темрюкскому району к Бессарабову В.А. о взыскании задолженности в общей сумме 34 352 (тридцать четыре тысячи триста пятьдесят два) рубля 78 копеек, включающей в себя: - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: взнос за 2017 год в размере 4232 (четыре тысячи двести тридцать два) рубля 18 копеек, пеня в размере 911 (девятьсот одиннадцать) рублей 28 копеек, начислены за неуплату налога за 2017 год, период начисления согласно расчету (код ОКТМО 03651413, КБК пени: 18); - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: взнос за 2016 год в размере 2602 (две тысячи шестьсот два) рубля 68 копеек и пеня в размере 385 (триста восемьдесят пять) рублей 20 копеек, начислены за неуплату налога за 2016 год, период начисления согласно расчету (код ОКТМО 03651413, КБК пени: 18); - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): взнос за 2017 год в размере 21 575 (двадцать одна тысяча пятьсот семьдесят пять) рублей 81 копейка, пеня в размере 4645 (четыре тысячи шестьсот сорок пять) рублей 63 копейки, начислены за неуплату налога за 2017 год, период начисления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно расчету (код ОКТМО 03651413, КБК пени: 18) - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Назаренко