НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Темниковского районного суда (Республика Мордовия) от 21.08.2020 № 12-2-12/20

Дело № 12-2-12/2020

Р Е Ш Е Н И Е

с. Теньгушево 21 августа 2020 г.

Судья Темниковского районного суда Республики Мордовия Аладышев Д.В., при секретаре судебного заседания Турковой Н.Ю., с участием:

должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – главного инженера Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Левина А.Н.,

его защитника – Ивановой Е.Н., действующей на основании доверенности от 20 августа 2020 г. и ходатайства Левина А.Н. о допуске ее в качестве защитника,

старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Левина А.Н. на постановление №01-15/4554/ДЛ-02 от 16 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 16 июля 2020 г. главный инженер Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Левин А.Н признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Из фабулы постановления следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия выявлена неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, а именно ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия не уплатило в установленный срок экологический сбор за 2019 г. Дата совершения правонарушения указана 13 мая 2020 г., место совершения <адрес>, Республика Мордовия. Срок уплаты экологического сбора осуществляется, начиная с 2017 г. ежегодно – до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2019 г. готовых товаров, подлежащих утилизации (по следующим наименованиям: мешки и сумки конические из полимера, мешки и сумки конические кроме полимера), отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 г. (по следующим наименованиям: мешки и сумки конические из полимера, мешки и сумки конические кроме полимера), форму расчета суммы экологического сбора за 2019 г., подтвердив тем самым, что является производителем товаров, и обязано, согласно требованиям законодательства, представить в срок до 15 апреля 2020 г. расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор (сумму экологического сбора за отчетный 2019 г. уплатить до 12 мая 2020 г. согласно письму Росприроднадзора от 21 апреля 2020 г. №СР-03-02-31/12473). Таким образом, сумму экологического сбора необходимо было уплатить до 12 мая 2020 г. включительно. Однако в установленный срок ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия экологический сбор уплачен не был. Сумма экологического сбора для ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия согласно представленному расчету составляет 468,86 рублей. Экологический сбор согласно платежному поручению №105578 был уплачен 29 июня 2020 г. Должностным лицом ответственным за совершенное правонарушение является главный инженер ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия (далее также – главный инженер) Левин А.Н.

Главный инженер Левин А.Н. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление.

В обоснование своих доводов, изложенных в жалобе, указал, что с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в России с конца 1 квартала 2020 г. в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №206, от 02 апреля 2020 г. №239 и от 28 апреля 2020 г. №294 дни с 30 марта по 03 апреля, с 04 апреля по 30 апреля и с 06 мая по 08 мая соответственно объявлены нерабочими днями. Следовательно, последним днем срока является 11 мая 2020 г. (включительно). Постановлением главного государственного санитарного врача Федеральной службы исполнения наказаний от 04 апреля 2020 г. №89 в учреждениях подведомственных УФСИН России по Республике Мордовия введены режимно-ограничительные мероприятия, а именно: ограничен доступ всех посетителей и личный состав дежурных смен, караул и других смен учреждения переведен на двухнедельный режим работы без возможности выхода за пределы учреждения, с 04 апреля 2020 г. до особого указания. В связи со сложившейся сложной ситуацией отчетность была предоставлена в Межрегиональное управление 21 мая 2020 г. 26 марта 2020 г. была сформирована декларация о количестве товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 г., подписана электронной подписью и отправлена. При попытке 27 марта 2020 г. зайти в программу «модуль природопользователя» было отказано в доступе пользователю. ФКУ ЛИУ-3 обратилось в отдел эксплуатации ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия по оказанию помощи в устранении неполадок в работе программы «модуль природопользователя». Но в связи с ограничением доступа всех посетителей сотрудники ЦИТОВ не выезжали по требованию. В постановлении указано о нарушении ч. 1 ст. 39 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», согласно которой эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействию на окружающую среду, по рекультивации земель с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Указанная норма природоохранного законодательства не имеет отношения к указанному административному правонарушению, так как речь идет о производстве товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации. Также полагает, что имеются основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде штрафа на предупреждение, а также для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным. Считает постановление о назначении административного наказания от 16 июля 2020 г. необоснованным, несправедливым и подлежащим отмене.

В судебном заседании главный инженер Левин А.Н., его защитник Иванова Е.Н. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Просили обжалуемое постановление отменить, а производство по делу прекратить.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишенина М.А. пояснила, что считает жалобу на постановление необоснованной и просила в ее удовлетворении отказать.

Выслушав Левина А.Н., его защитника Иванову Е.Н., должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания Ишенину М.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

На основании ч.1 ст.29.5 и ст.30.1 КоАП РФ, учитывая, что деяния, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, совершены на территории Теньгушевского района Республики Мордовия, настоящее дело об административном правонарушении относится к юрисдикции Темниковского районного суда Республики Мордовия.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 8.41.1 КоАП РФ предусмотрено, что неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.

Согласно пунктам 1,2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1). Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (пункт 2).

В силу п. 2 ст. 24.2 названного Федерального закона перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

Из анализа содержащихся в утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р перечне наименований следует, что мешки и сумки конические из полимера, мешки и сумки конические кроме полимера подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» предусмотрено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

Из письма Росприроднадзора от 21 апреля 2020 г. №СР-03-02-31/12473 следует, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение установленных законодательством сроков уплаты платежей, с учетом особенностей введения нерабочих дней в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» считает, что привлечение к административной ответственности за несоблюдение установленных законодательством сроков уплаты платежей в период установленных нерабочих дней будет противоречить указанным выше актам. Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. №294 дни с 06 мая по 08 мая 2020 г. также были объявлены нерабочими. Из чего следует, что последним днем срока оплаты экологического сбора является 12 мая 2020 г.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ к видам деятельности ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия относятся среди прочих смешанное сельское хозяйство, переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, переработка и консервирование фруктов и овощей, производство прочей одежды и аксессуаров одежды и т.д.

Следовательно, юридическое лицо является плательщиком экологического сбора. Что также не оспаривается заявителем жалобы.

Сумма экологического сбора для ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия согласно имеющемуся в деле расчету составляет за 2019 г. - 468 рублей 86 копеек.

Таким образом, в срок по 12 мая 2020 г. (включительно), ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия обязано было заплатить сумму экологического сбора за 2019 г.

Однако экологический сбор согласно платежному поручению №105578 был уплачен юридическим лицом только 29 июня 2020 г.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу начальника УФСИН России по Республике Мордовия от 30 июля 2018 г. № 338-лс Левин А.Н. назначен на должность главного инженера энергомеханического отдела ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия.

Из должностной инструкции главного инженера усматривается, что он обязан составлять проекты приказов о назначении ответственных лиц за природоохранную деятельность, осуществлять контроль за представлением отчетов, проводить мониторинг за состоянием окружающей среды. В судебном заседании Левин А.Н. не оспорил, что за выявленное нарушение сроков оплаты экологического сбора несет ответственность именно он.

Не исполнив должностные обязанности по своевременной уплате экологического сбора за 2019 г., главный инженер Левин А.Н. допустил совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина Левина А.Н. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Из чего следует, что выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и выводы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ, основаны на правильно и всесторонне установленных по делу фактических данных, подтверждены собранными по делу доказательствами.

Каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления должностными лицами не допущено. Бездействие главного инженера ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Левина А.Н. правильно квалифицировано по статье 8.41.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.

Факт несвоевременного внесения суммы экологического сбора заявитель жалобы не отрицает.

Довод заявителя жалобы о возникших 27 марта 2020 г. неполадках при попытке войти в программу «модуль природопользователя», в связи с чем, ФКУ ЛИУ-3 обратилось в отдел эксплуатации ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия по оказанию помощи в устранении неполадок в работе программы «модуль природопользователя», судом отклоняется, поскольку у должностного лица было достаточно времени для устранения возникших неполадок, к тому же все риски, связанные с работой программы лежат именно на ФКУ ЛИУ-3, а не на других лицах. Факт сбоев в работе программы «модуль природопользователя» и их период какими-либо доказательствами заявителем жалобы не подтвержден.

Вопреки доводам заявителя жалобы, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ для замены наказания в виде штрафа на предупреждение по рассматриваемому делу не имеется, поскольку Левин А.Н. является должностным лицом ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, которое не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Вместе с тем доводы должностного лица о том, что выявленное нарушение фактически является малозначительным, заслуживают внимания.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Совершенное должностным лицом административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что в результате правонарушения причинен вред окружающей среде, либо создана угроза причинения такого вреда. Бездействие должностного лица ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Левина А.Н. существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не повлекло. Следовательно, вменённое заявителю жалобы правонарушение, выразившееся в неуплате в установленный срок экологического сбора, в рассматриваемом случае является малозначительным, сумма экологического сбора внесена юридическим лицом 29 июня 2020 г., ее размер является незначительным (468 рублей 86 копеек) и несоразмерен наложенному на Левина А.Н. административного штрафа (5 000 рублей). Доказательства, что главным инженером Левиным А.Н. ранее совершались однородные правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, прекращению, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу должностного лица – главного инженера ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Левина А.Н., удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ишениной М.А. от 16 июля 2020 г., которым главный инженер ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия Левин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный суд Республики Мордовия в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья Темниковского районного

суда Республики Мордовия Д.В.Аладышев

Дело № 12-2-12/2020