Дело № 2а-282\2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ст. Тбилисская 16 апреля 2019 года
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Нечаева Е.А.,
при секретаре Радякиной Ж.В.,
с участием:
административного истца – помощника прокурора Титова П.Ю.,
административного ответчика – представителя администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района ФИО1,
согласно доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района о признании незаконным бездействия администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района в части непринятия мер по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и финансового аудита, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, выразившееся в непринятии мер по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и финансового аудита; обязать администрацию Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района обеспечить осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и финансового аудита.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Тбилисского района в ходе осуществления прокурорского надзора выявлены нарушения в деятельности администрации Нововладимировского сельского поселения, выраженные в непринятии мер по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В ходе проверки установлено, что администрацией Нововладимировского сельского поселения в 2017 - истекшем периоде 2019 годах внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит не проводился, полномочия органами местного самоуправления в данной сфере фактически не реализуются. При этом, администрацией планировались и проводились проверки только в сфере соблюдения законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
Бездействие администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района по исполнению бюджетного законодательства в указанной части является незаконным, поскольку препятствует достижению целей и задач, предусмотренных положениями статей 160.2-1, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе цели предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере, чем нарушается требование п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обеспечению принципа законности использования бюджетных средств сельского поселения, создает условия для нарушения бюджетного законодательства, что в итоге затрагивает права муниципального образования и неопределенного круга лиц на надлежащее исполнение задач и функций органов местного самоуправления.
Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании административный истец просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Согласно ч. 2 ст. 52 Закона № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (часть 2 ст. 269.2 БК РФ).
В силу ч. 1 ст. 160.2-1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:
соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
На основании ч. 2 ст. 160.2-1 БК РФ главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета.
В соответствии с ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях: оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Согласно ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы внутреннего муниципального финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 0 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В ходе, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией Нововладимировского сельского поселения в 2017 — истекшем периоде 2019 г.г. внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит не проводился, полномочия органами местного самоуправления в данной сфере фактически не реализуются. При этом, администрацией планировались и проводились проверки только в сфере соблюдения законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 № 356 и от 30.12.2016 № 822 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Согласно пункту 5 рекомендаций, утвержденных Приказом Минфина России от 07.09.2016 № 356, внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении, в том числе следующих внутренних бюджетных процедур: составление и представление в финансовый орган соответствующего бюджета документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований; составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета; составление и представление документов в финансовый орган муниципального образования, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств; составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет; составление и исполнение бюджетной сметы; принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств; осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет; ведение бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций; составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.
Задачами внутреннего финансового контроля являются (пункт 3 указанных рекомендаций): управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (бюджетные риски); оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства; повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
В силу пункта 2 рекомендаций, утвержденных Приказом Минфина России от 30.12.2016 № 822, организация внутреннего финансового аудита осуществляется с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый аудит направлен: а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности; б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; в) на подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В ходе внутреннего финансового аудита проводится оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств (пункт 7 рекомендаций).
В соответствии со статьёй 265 (части 1,3) БК РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Неисполнение в данной части требований федерального законодательства препятствует достижению целей, предусмотренных положениями ст.ст. 160.2-1, 265 БК РФ.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органов, если полагает, что оспариваемое бездействие нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, соответствует ли содержание совершенного оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемое бездействие.
Бездействие органа, наделенного публичными полномочиями, может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые действия и применить необходимые мерь, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований законодательства в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы в данном случае неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Бездействие администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района по исполнению бюджетного законодательства в указанной части является незаконным, поскольку препятствует достижению целей и задач, предусмотренных положениями статей 160.2-1, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе цели предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере, чем нарушается требование п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обеспечению принципа законности использования бюджетных средств сельского поселения, создает условия для нарушения бюджетного законодательства, что в итоге затрагивает права муниципального образования и неопределенного круга лиц на надлежащее исполнение задач и функций органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспоренное бездействие, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.
При таких обстоятельствах неисполнение требований в указанной области может создавать угрозу нарушения прав неограниченного круга граждан.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Тбилисского района Краснодарского края удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, выразившееся в непринятии мер по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и финансового аудита.
Обязать администрацию Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района обеспечить осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и финансового аудита.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий \подпись\
Копия верна: Судья Е.А. Нечаев