№ 12-32/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Маркман О.М.,
рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Тюменнефтегаз» на постановление государственного инспектора Ново-Уренгойского комплексного отдела, Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «Тюменнефтегаз» (далее ОАО «Тюменнефтегаз») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ОАО «Тюменнефтегаз» не согласившись с постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
Указывает, что выводы государственного инспектора о том, что эксплуатация скважин №№, № куста № осуществляется без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта, являются ошибочными. Поскольку ОАО «Тюменнефтегаз» и АО «Страховое общество газовой промышленности» 10 октября 2015 года заключили договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте №ТНГ-188-15 на все эксплуатируемые юридическим лицом объекты, в том числе «Фонд скважин Русского месторождения». Несвоевременное предоставление сведений, характеризующих опасный производственный объект «Фонд скважин Русского месторождения» Страховщику не влечет за собой состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не изменяет существенных условий договора страхования в части страховой суммы, а только изменяет первоначальную сумму страхового взноса.
В судебном заседании представители ОАО «Тюменнефтегаз» ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы жалобы.
Выслушав законных представителей юридического лица, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Тюменнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. эксплуатации опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, а именно, что ОАО «Тюменнефтегаз» осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию скважин №№, № куста № Русского месторождения, расположенных на территории Тазовского района ЯНАО без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Пунктом 1 приложения 1 установлено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, включая горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Пункт 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ относит эксплуатацию опасного производственного объекта к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно п.1 ст.9 ФЗ Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Материалами дела установлено, что ОАО «Тюменнефтегаз» на основании свидетельства о регистрации А 57-00040 от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует ОПО Фонд скважин Русского месторождения, в состав которого входило 24 скважины.
В 2014 году ОАО «Тюменнефтегаз» завершило строительство скважин №№ куста № Русского месторождения и приказами ввело их в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (скважина №) и ДД.ММ.ГГГГ (скважины №) соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ОАО «Тюменнефтегаз» в карту учета производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов Ростехнадзором внесены сведения о трех новых технических устройствах - скважинах №№.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Тюменнефтегаз» и АО «Страховое общество газовой промышленности» заключен договор №№ от ДД.ММ.ГГГГ обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
ДД.ММ.ГГГГ в связи изменением, входящим в состав ОПО скважин на основании заявления ОАО «Тюменнефтегаз» заключено дополнительное соглашение к договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо в обоснование виновности юридического лица ссылается на пункты 2, 3 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее Закон N 225-ФЗ), согласно которым, ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом. В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также ссылается на п.1 ч.1 ст.5 Закона N 225-ФЗ, согласно которому, к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Между тем, в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 07 апреля 2011 года N 168 (ред. от 17.10.2012) "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" в состав фонда скважин входят скважины всех категорий (пробуренные), замерные устройства, блок распределения воды, блок закачки химреагентов, КИПа, расположенные на территории месторождения (участка, площадки).
Таким образом, скважины, входящие в состав ОПО не являются самостоятельным объектом, подлежащим регистрации.
Согласно ст.2 Закона N 225-ФЗ страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования. Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему дифференцированы в зависимости от характеристик конкретного ОПО и максимально возможного числа потерпевших.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Тюменнефтегаз» и АО «Страховое общество газовой промышленности» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте №ТНГ-188-15 на все эксплуатируемые юридическим лицом ОПО, в том числе «Фонд скважин Русского месторождения». Указано, что в ОПО «Фонд скважин Русского месторождения» входит 24 скважины, страховая сумма составляет 10 млн. рублей. Указан срок действия данного договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи изменением входящих в состав ОПО скважин на основании заявления ОАО «Тюменнефтегаз» между ОАО «Тюменнефтегаз» и АО «Страховое общество газовой промышленности» заключено дополнительное соглашение к договору №ТНГ-188-15 от ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что страхованию подлежит 26 скважин (вместо 24) ОПО «Фонд скважин Русского месторождения». При внесении изменений в договор страхования страховые выплаты и страховая сумма не изменились.
При этом суд принимает во внимание, что Закон N 225-ФЗ не устанавливает какие-либо сроки по подаче указанного заявления.
Учитывая, что скважины входят в состав ОПО «Фонд скважин Русского месторождения», которое застраховано по договору страхованию и не являются самостоятельными ОПО, они не подлежат самостоятельному страхованию гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта.
Ответственность по ст.9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Поскольку со стороны ОАО «Тюменнефтегаз» не установлено нарушений при эксплуатации скважин №№ куста № Русского месторождения без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта, то в действиях ОАО «Тюменнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения.
В силу п. 1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи отсутствием состава и события административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.
Руководствуясьп.1 ч.1 ст. 24.5, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Ново-Уренгойского комплексного отдела, Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Открытого акционерного общества «Тюменнефтегаз» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Тазовский районный суд.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья О.М. Маркман