Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2017 года Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жоровой А.М., при секретаре Калининой Е.Н., с участием представителя административного истца - помощника Тайшетского межрайонного прокурора Наерхановой А.К., представителя административного ответчика - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-182/2017 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Тайшетский лесхоз» о признании незаконным бездействия ОГАУ «Тайшетский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, возложении обязанности тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, возложении обязанности укомплектовать пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток,
У С Т А Н О В И Л:
Братский межрайонныйприродоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование своих требованийуказывая, что в сентябре 2016 года по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров, в ходе которой установлено, что ОГАУ «Тайшетский лесхоз» не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади.
Как указывает прокурор, в соответствии со ст. 19 Лесного Кодекса РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим кодексом.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах (ст.52 ЛК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 52 ЛК РФ тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, которое является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (п/п.7 п.7 Положения).
Как указывает прокурор, до ДД.ММ.ГГГГ функции по охране лесов, в том числе в части осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров было возложено на Агентство лесного хозяйства <адрес>.
Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 ЛK РФ.
ОГАУ «Тайшетский лесхоз» создано распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ра.
Согласно п.1.3, п.2.3 устава ОГАУ «Тайшетский лесхоз» учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности Иркутской области. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории Иркутской области является основной целью деятельности учреждения.
Для достижения целей, установленных п. 2.3 Устава учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров всоответствиями с заданиями учредителя (п.п.2.4, 2.5).
В соответствии с Положением о порядке отнесения территорий лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд РФ лесов к зонам и районам охраны, утвержденным зам. руководителя Рослесхоза 19.09.1997г., охраняемая территория входящихв лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов.
Прокурор указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Агентством лесного хозяйства Иркутской области утверждено Государственное задание № на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Тайшетскийлесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Тайшетского лесничества Иркутской области силами наземных пожарных формирований на площади 1 022 283 га.
В соответствии со ст.53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.
Правила тушения лесных пожаров утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.31 Правил тушения действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.
Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров - в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров.
Из буквального толкования изложенных норм Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п. 8.1 Правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ.
Как указывает прокурор, в течение пожароопасного сезона 2016 г. на территории Тайшетского лесничества зарегистрировано 34 лесных пожара, из них тушение 2 крупных лесных пожаров в Шиткинском и Верхнебирюсинском участковых лесничествах осуществлялось более суток.
Согласно информации ОГАУ «Тайшетский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. ОГАУ «Тайшетский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.
Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности.
Однако данные доводы для освобождения от обязанности по тушению пожаров в темное время суток приняты быть не могут, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения, а не установлено исключение необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований.
Кроме того, согласно п. 4.2.2. Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующее вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. Поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить (ограничить распространение) ночью. Следует приложить все возможные усилия для полной локализации лесного пожара, чтобы на следующий день, когда создадутся условия его распространения, он не мог выйти за пределы локализованной площади. Это не означает, что следует отказаться от попытки тушения пожаров днем. Однако, если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.
В нарушение ст. 52, 53.4 JIK РФ, Правил тушения лесных пожаров тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Тайшетский лесхоз» не осуществляется.
Статьей 42 Конституции РФ гарантированно, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.
Прокурор указывает, что в результате бездействия ОГАУ «Тайшетский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
На основании изложенного, Братский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
В ходе рассмотрения дела Братский межрайонный природоохранный прокурор уточнил административные исковые требования, указав, что из положений ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что к пожарно-технической продукции относится только специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, иные средства предупреждения и тушения пожаров.
Согласно ст. 20 указанного закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законом о техническом регулировании.
В силу п. 3 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил.
В соответствии с п. 2.30 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» предусмотрен пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
В соответствии с нормами пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждёнными приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, пожарные автомобили связи и освещения могут модернизироваться на различных автомобильных шасси, а также автобусах, разрабатываться и реконструироваться с учётом соблюдения указанных технических требований, при соблюдении которых такое пожарное оборудование будет сертифицировано в установленном законодательством о стандартизации, метрологии и техническом регулировании порядке на предмет соответствия ГОСТ-Р 53247-2009 в Системе сертификации пожарной безопасности. Автомобили связи и освещения указаны в п. 6 совместного приказа МВД РФ, Главного управления противопожарной службы «Об утверждении перечня пожарно-технической продукции» от 18.06.1996 № 33.
Пунктом 6.32 НПБ 192-2000 установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входить в комплектацию пожарной машины.
Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели автомобиля связи и освещения должны соответствовать СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п.6.32.4).
Таким образом, в соответствии с п. 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, при тушении лесных пожаров в темное время суток лесхозом должно быть обеспечено искусственное освещение места работ оборудованием, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009, с учётом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000.
В связи с указанным, Братский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний»,
утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, в течение
месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора - помощник Тайшетского межрайонного прокурора Наерхановой А.К. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям:
ГОСТы пожарной техники, на которые ссылается административный истец, применимы к противопожарной технике, использующейся при тушении пожаров в границах населенных пунктов (с развитой системой дорог общего пользования) и на специальных объектах (режимных предприятиях). При этом использование такой техники при тушении лесных пожаров не представляется возможным в силу труднодоступности мест пожара, рельефа местности, и прочих природных условий.
ГОСТ Р 53247-2009 - это стандарт, который разработан на два вида пожарных автомобилей: основной пожарный автомобиль общего применения и основной пожарный автомобиль целевого применения.
Согласно п. 2.4. стандарта автомобиль общего применения предназначен для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах. Согласно п. 2.5 стандарта автомобиль целевого применения предназначен для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах. Лесной массив не относится к специальным объектам.
То есть, данные типы автомобилей не могут применяться при тушении пожаров в лесных массивах.
НПБ 192-2000 регламентирует нормы пожарной безопасности при эксплуатации автомобиля АСО - автомобиль связи и освещения.
Согласно п. 2.1 автомобиль АСО предназначен для доставкик месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования. АСО может обеспечить работу штаба, является одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру связи и специальное оборудование. Рассматривая вопрос о целесообразности применения данного вида автомобиля, необходимо учитывать, что на данный момент ПХС-3 автономного учреждения укомплектовано необходимой техникой по доставке к месту пожара личного состава, средствами связи, специального оборудования, т.е. функциональными качествами автомобиля АСО (что подтверждается актом проверки подготовки к пожароопасному периоду 2017 года № 252 от 05.05.2017г.)
Согласно техническим характеристикам АСО суммарная мощность при работе данного автомобиля, как электростанции, не может превышать 6 кВт при включении прожектора на мачте. То есть финансовая составляющая при рассмотрении вопроса о приобретении АСО просто как мобильной электростанции или дизельной станции, говорит о нецелесообразности данного действия, т.к. переносная электростанция и прожектор в наличии у автономного учреждения имеется.
Кроме того необходимо учесть, что при эксплуатации АСО необходимо будет доставлять дополнительно топливо в зону пожара, что несет очередные риски для охраны жизни и здоровья работников ПХС. К тому же местность, в которой автономное учреждение производит тушение пожаров, в основном труднодоступна, со сложным рельефом, труднопроходимыми, болотистыми местами, а АСО в основном эксплуатируются на шасси ГАЗ-66-01 и ПАЗ-672 (техника на колесном ходу).
Кроме того, согласно пункта 651 Приказа Минтруда России от 02.11.2015 г. № 835н «Об утверждении правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», согласно пункта 2.3 Типовой инструкции по охране труда (тушение лесных пожаров) ТОИ Р-07-010-98, утвержденной приказом Рослесхоза от 23.12.1998 г. № 213, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров должны производиться в светлое время суток.
На основании вышеуказанных норм разработана Инструкция по охране труда для рабочего пожарно-химической станции третьего типа, созданной на базе автономного учреждения.
Ссылаясь на пункты 31, 67, 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 г. № 313, статьи 52, 53.4 Лесного кодекса РФ, статью 42 Конституции РФ, прокурор трактует их в пользу своих исковых требований. Однако ни в одном из вышеназванных документов дословно не обозначено требование круглосуточного тушения лесных пожаров.
Таким образом, тушение лесных пожаров в пожароопасный период 2016 года работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения не осуществлялось с целью соблюдения правил техники безопасности в связи с запретом использования человеческих сил при тушении лесных пожаров в темное время суток.
Кроме того, в период 2016 года (равно как и в предшествующие периоды) фактов непринятия мер по тушению лесных пожаров (в том числе в темное время суток) в отношении автономного учреждения, его должностных лиц, установлено не было, что подтверждается справкой директора ОГАУ «Тайшетский лесхоз» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ
На базе автономного учреждения создана пожарно-химическая станция третьего типа. Деятельность пожарно-химических станций регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 г.. № 167.
Согласно пункту 3 раздела 1 Положения о ПХС ПХС-3 организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон и являются наиболее горящими в регионе. Формируется в лесхозах (национальных парках, государственных природных заповедниках), находящихся в центре пожароопасной зоны, для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. Оснащается мощной техникой, транспортом для оперативной доставки команд к пожарам, средствами пожаротушения, связи, инвентарем и прочим имуществом.
Оснащение ПХС регулируется разделом 6 Положения о ПХС. Пунктами 1, 4 которого установлено, что ПХС в зависимости от типа оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 Положения о ПХС.
Названное Приложение является примерным (в зависимости от типа ПХС, особенностей местности и т.д.) и не содержит в себе требования оснащения ПХС любого типа оборудованием искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток.
По результатам проверки подготовки к пожароопасному периоду 2016 года ПХС-3 на базе автономного учреждения было укомплектовано не полностью по следующим показателям: в наличии 1 лесопожарный вездеход вместо запланированных 2-х, 2 автомобиля бортовых повышенной проходимости вместо 4-х, отсутствуют насосная станция 800-1600 л/мин. и передвижное звуковещательное устройство, 4 бензиномоторных пилы вместо 10-ти, 8 пожарных стволов вместо 10-ти, 12 головок переходных напорных, соединительных, разветвлений, 4 пилы поперечные вместо 20-ти,при этом отсутствие приборов искусственного освещения для тушения пожаров в темное время суток комиссией не выявлено, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите могут осуществляться автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
Согласно Уставу, автономное учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации обнаружения лесных пожаров, профилактики и тушения лесных пожаров. Выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах земель лесного фонда на территории <адрес> является одним из видов деятельности автономного учреждения. Пожарохимическая станция третьего типа является специализированным структурным подразделением, организованным в автономном учреждении с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ), и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 83 ЛК РФ).
Из указанных норм следует вывод, что приобретение средств искусственного освещения, не предусмотренных утвержденным Перечнем Положения о ПХС, при проведении проверки проверяющим органом или учредителем, будет расцениваться как необоснованное нецелевое расходование денежных средств.
С учетом вышеизложенного представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований Братскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного комплекса <адрес> - ФИО2, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно представленных возражений на административное исковые заявление, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора полагал не подлежащими удовлетворению, поскольку административным истцом не указано из каких именно норм материального права следует обязанность автономных учреждений приобретать приборы искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Законодательство не содержит понятия (дефиниции) «приборы искусственного освещения». Следовательно, свет автомобильных фар, либо фонарей, имеющихся нагусеничной техники, используемой при тушении лесных пожаров, бытовые фонарики - также можно считать приборами искусственного освещения.
Таким образом, представитель заинтересованного лица указывает, что правовых оснований для возложения на автономное учреждение обязанности приобретать источники искусственного освещения не имеется.
Кроме того, представитель заинтересованного лица полагает, что заявленные требования не отвечают принципам справедливости и исполнимости судебных актов, поскольку возложение на автономное учреждение обязанности тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения приведет к объективной невозможности исполнить данное решение суда в силу отсутствия установленных государственных стандартов (нормативов) относительно требований к приборам искусственного освещения, их наименования, вида, количества, отсутствия необходимого финансирования.
Представитель заинтересованного лица указывает также, что не один из трех типов пожарно-химических станций, создаваемых на базе автономных учреждений с учетом их целевого назначения, уровня оснащения, структуры и порядка комплектования, не содержит в своем Перечне противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, приборов искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток.
ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении к положению о ПХС, которое не содержит в указанном перечне приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток.
Указанные приборы в Перечне противопожарного инвентаря не указаны, поскольку в российском законодательстве не утверждены государственные стандарты на приборы искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток. Более того в законодательно не определено само понятие «искусственного освещения». В связи с чем, возникает вопрос, какими государственными стандартами руководствоваться автономному учреждению при приобретении (оснащении) автономным учреждением оборудования для искусственного освещения, какие технические средства являются искусственным освещением, какое количество приборов, какой мощности необходимо приобретать.
Кроме того, представитель заинтересованного лица полагает, что без четкого регламентирования вышеуказанных обстоятельств на законодательном уровне, не имеется необходимости прибегать к тушению лесных пожаров в темное время суток (за исключением возникновения угрозы населенным пунктам, жизни, здоровью или имуществу граждан) с применением искусственного освещения в силу высокой степени риска гибели или увечья людей, участвующих в тушении пожара.
Суд, выслушав доводы административного истца, объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Части 1, 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривают, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. № 178-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, которое является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, в том числе охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Распоряжением <адрес>№-ра от ДД.ММ.ГГГГ создано ОГАУ «Тайшетскийлесхоз».
Согласно п. 1.3, п.2.3 Устава ОГАУ «Тайшетский лесхоз», в редакции от 2014г., ОГАУ «Тайшетский лесхоз» является специализированной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В соответствии с Положением о порядке отнесения территорий лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд РФ лесов к зонам и районам охраны, утвержденным зам. руководителя Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ, охраняемая территория входящих в лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Агентством лесного хозяйства <адрес> утверждено Государственное задание № на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Тайшетский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Братского лесничества <адрес> силами наземных пожарных формирований на площади 1 022 283 га, которое включает в себя все предусмотренные ст.53.4 ЛК РФ виды работ.
В соответствии с п.31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.
Согласно п. 67 указанных Правил тушения лесных пожаров ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся.
Пунктом 73 Правил тушения лесных пожаров предусмотрено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Согласно пункту 8.1 Правил тушения лесных пожаров прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в целях обеспечения охраны лесов, пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Как следует из материалов дела, в течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Тайшетского лесничества зарегистрировано 5 лесных пожаров, тушение которых осуществлялось более суток, в том числе два крупных лесных пожара на территории Шиткинского и Верхнебирюсинского лесничества, что подтверждается карточками учета лесных пожаров.
Согласно имеющейся в материалах дела пояснительной записки начальника ПХС - Г тушение пожаров в ночное время суток не производилось, техническая возможность для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток отсутствует.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г суду пояснил, что в 2016 г. было 2 крупных лесных пожара на территории Шиткинского и Верхнебирюсинского лесничества, тушение которых продолжалось более суток. В ночное время тушение указанных пожаров не производилось, поскольку по технике безопасности тушение пожаров и перевозка людей осуществляется только в светлое время суток. В ночное время работы по тушению пожара связаны с повышенной опасностью, поскольку часа в 2-3 ночи дым начинает давить к земле, видимость даже от фар машин небольшая метров 5-6, не более, при этом пожарная машина не может подъехать к кромке пожара. Когда видимость нулевая, тушение пожара прекращается.
Представитель административного ответчика в судебном заседании также пояснил, что тушение лесных пожаров в ночное время суток не производилось.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 51, 53.4 Лесного кодекса РФ, Правил тушения лесных пожаров тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Тайшетский лесхоз» не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению до категории крупных.
Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток исключает надлежащую охрану лесного фонда на территории Тайшетского лесничества, право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Доводы представителя ответчика ОГАУ «Тайшетский лесхоз» ФИО1 о невозможности тушения пожара в темное время суток в связи соблюдением техники безопасности, со ссылкой на п. 651 раздела 3 Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утв. Приказом Минтруда России от 02.11.2015 г. № 835 н, типовую инструкцию по охране труда на тушении лесных пожаров ТОИ Р-07-010-98, основаны на ошибочном толковании норм материального права, так как данными нормами регламентирована доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров - она должна проводиться в светлое время суток, между тем только указанной доставкой тушение лесного пожара, как следует из содержания ст. 53.4 Лесного Кодекса РФ, не ограничивается.
Из буквального толкования Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.
Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п.8.1 Правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ.
Кроме того, согласно п.4.2.2. Пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующие вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. Поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить (ограничить распространение) ночью. Следует приложить все возможные усилия для полной локализации лесного пожара, чтобы на следующий день, когда создадутся условия его распространения, он не мог выйти за пределы локализованной площади. Это не означает, что следует отказаться от попытки тушения пожаров днем. Однако, если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.
Согласно п. 31 Указаний по тушению лесных пожаров, утвержденных приказом начальника гражданской обороны от 06 июля 1977 г. № 90, при борьбе с лесными пожарами следует учитывать, что в ночное время скорость их распространения резко снижается, поэтому поздние вечерние и ранние утренние часы необходимо использовать для наиболее интенсивного тушения пожара.
Согласно требованиям п. 67 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды от 08.07.2014 г. № 313, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию.
Из п. 68 Правил тушения лесных пожаров следует, что наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50 - 70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.
В связи с указанным, суд находит обоснованным требование Братского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток исключает надлежащую охрану лесного фонда Иркутской области, право граждан на благоприятную среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ следует, что к мерам пожарной безопасности относится предупреждение лесных пожаров, которое включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Из положений ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» следует, что к пожарно-технической продукции относится только специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.
Согласно ст.20 указанного закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу п.3 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документа по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил.
В соответствии с п. 2.30 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» предусмотрен пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
В соответствии с нормами пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждёнными приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, пожарные автомобили связи и освещения могут модернизироваться на различных автомобильных шасси, а также автобусах, разрабатываться и реконструироваться с учётом соблюдения указанных технических требований, при соблюдении которых такое пожарное оборудование будет сертифицировано в установленном законодательством о стандартизации, метрологии и техническом регулировании порядке на предмет соответствия ГОСТ-Р 53247-2009 в системе сертификации пожарной безопасности. Автомобили связи и освещения указаны в п. 6 совместного приказа МВД РФ, Главного управления противопожарной службы «Об утверждении перечня пожарно-технической продукции» от 18.06.1996 № 33.
Пунктом 6.32 НПБ 192-2000 установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входить в комплектацию пожарной машины.
Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели автомобиля связи и освещения должны соответствовать СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п.6.32.4).
Таким образом, в соответствии с п.73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, при тушении лесных пожаров в темное время суток лесхозом должно быть обеспечено искусственное освещение места работ оборудованием, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 с учётом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000.
Как следует из письма начальника территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству К№ от ДД.ММ.ГГГГ, в ПХС 3 типа, созданной на базе ОГАУ «Тайшетский лесхоз», оборудования для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающего требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний»,
утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, не имеется.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанную информацию, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные нормы и ГОСТы применяются к противопожарной технике, используемой при тушении пожаров в границах населенных пунктах (с развитой системой дорог общего пользования) и на специальных объектах (режимных предприятиях), суд находит необоснованными, поскольку требования норм пожарной безопасности 192-2000 предусматривают возможность модернизации пожарной техники с учетом особенностей местности, в которой планируется ее применение.
В связи с указанным, довод представителя ответчика, относительно отсутствия стандартов, предъявляемых к осветительному оборудованию, не основан на законе и опровергается вышеуказанными нормами.
Необоснованными суд находит и доводы представителя ответчика, заинтересованного лица об отсутствии норм права, регулирующих обязанность приобретать приборы искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток, поскольку данная обязанность возникает из положений ст.73 Правил тушения лесных пожаров, предусматривающих тушение лесных пожаров только при условии обеспечения искусственного освещения.
Как следует из материалов дела, на базе ОГАУ «Тайшетский лесхоз» создана пожарно-химическая станция 3 типа, деятельность которых регулируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 г. № 167.
В соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, ПХС-3 (третьего типа) организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон и являются наиболее горимыми в регионе. Формируется в лесхозах (национальных парках, государственных природных заповедниках), находящихся в центре пожароопасной зоны, для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. Оснащается мощной техникой, транспортом для оперативной доставки команд к пожарам, средствами пожаротушения, связи, инвентарем и прочим имуществом. При ней могут создаваться резервные склады и средства пожаротушения. Команда ПХС-3 организуется как постоянное (круглогодичное) формирование.
Согласно разделу 6 Положения о пожарно-химических станциях пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 Положения о пожарно-химических станциях.
Приведенный в приложении к п. 1 раздела VI Положения о ПХС перечень оборудования является минимально необходимым, отсутствие в нем пожарной техники и оборудования для искусственного освещения в темное время суток не отменяет предусмотренную законом обязанность тушить пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения и, следовательно, иметь такое оборудование
Доводы представителя ответчика, заинтересованного лица об отсутствии в обоснование иска сведений относительно меры освещенности в целях обеспечения безопасности работников суд также находит необоснованными, поскольку формулирование исковых требований - есть распорядительное действие исключительно истца, указанное не препятствовало рассмотрению иска и не умаляет его обоснованность.
Доводы представителя ответчика о том, что в 2016 г. фактов не принятия мер по тушению лесных пожаров в отношении ответчика, его должностных лиц установлено не было, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку факт не тушения пожаров в ночное время установлен в ходе судебного заседания и подтверждается письменными доказательствами по делу.
Ссылки представителя ответчика ОГАУ «Тайшетский лесхоз» на решения судов Иркутской области по аналогичным делам не имеют правового значения при рассмотрении данного спора.
Также как не имеют правового значения доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение средств искусственного освещения.
В соответствии со ст. 1 ЛК РФ к основным принципам лесного законодательства относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Суд приходит к выводу, что в результате бездействия ответчика по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
В связи с указанным, суд находит требования Братского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, о возложении обязанности на Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, о возложении обязанности на Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний»,
утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика ОГАУ «Тайшетский лесхоз» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Тайшетский район» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Тайшетский лесхоз» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Обязать Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Обязать Областное государственное автономное учреждение «Тайшетский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний»,
утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от 26.09.2000 № 51, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Тайшетский лесхоз» в доход бюджета муниципального образования «Тайшетский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Административную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.М. Жорова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.