РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2017 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клинова Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., с участием представителя административного истца - помощника Тайшетского межрайонного прокурора ФИО3, представителя ответчика - областного государственного автономно учреждения «Бирюсинский лесхоз» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-342/2017 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, <адрес> и неопределённого круга лиц к областному государственному автономному учреждению «Бирюсинский лесхоз» о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в тёмное время суток с обеспечением искусственного освещения, о возложении обязанности тушить лесные пожары в тёмное время суток с обеспечением искусственного освещения, возложении обязанности укомплектовать пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование своих требований, с учетом уточнения, указывая, что в сентябре 2016 года по обращению департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров, в ходе которой установлено, что областному государственному автономному учреждению «Бирюсинский лесхоз» не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, что влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади. Как указывает прокурор, в соответствии со ст. 19 Лесного Кодекса РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим кодексом. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах (ст.52 ЛК РФ). Согласно ч. 2 ст. 52 ЛК РФ, тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса <адрес>, которое является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории <адрес>, в том числе охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (пп.7 п.7 Положения). Как указывает прокурор, до ДД.ММ.ГГГГ функции по охране лесов, в том числе в части осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров было возложено на агентство лесного хозяйства <адрес>. Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 ЛK РФ. ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» создано распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ра. Согласно п. 1.3, п. 2.3 устава ОГАУ «Бирюсинский лесхоз», учреждение является специализированной некоммерческой организацией, созданной для организации авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров, профилактики, тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда (в том числе при условии заключения договоров и на лесных участках, переданных в аренду), а также в лесах, находящихся в собственности <адрес>. Выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах земель лесного фонда на территории <адрес> является основной целью деятельности учреждения. Для достижения целей, установленных п. 2.3 устава, учреждение выполняет работы по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в соответствии с заданиями учредителя (п.п. 2.4, 2.5). В соответствии с положением о порядке отнесения территорий лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд РФ лесов к зонам и районам охраны, утвержденным зам. руководителя Рослесхоза 19.09.1997г., охраняемая территория входящих в лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов. Прокурор указывает, что ДД.ММ.ГГГГ агентством лесного хозяйства <адрес> утверждено государственное задание № на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Бирюсинский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Бирюсинского лесничества <адрес> силами наземных пожарных формирований на площади 574 935 га. В соответствии со ст. 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара. Правила тушения лесных пожаров утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п. 31 правил тушения, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации. Пунктом 73 правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров - в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения. Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. Из буквального толкования изложенных норм правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения. Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п. 8.1 правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ. Как указывает прокурор, в течение пожароопасного сезона 2016 г. на территории Бирюсинского лесничества зарегистрировано 27 лесных пожаров, из них тушение 4 крупных лесных пожаров в Кондратьевском и Шелаевском участковых лесничествах осуществлялось более суток. Согласно информации ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ№ тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток. Таким образом, причиной прекращения тушения пожаров в темное время суток является отсутствие необходимого оборудования для обеспечения искусственного освещения и соблюдения техники безопасности. Однако данные доводы для освобождения от обязанности по тушению пожаров в темное время суток приняты быть не могут, поскольку правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения, а не установлено исключение необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований. Кроме того, согласно п. 4.2.2. пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года, ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующее вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. Поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить (ограничить распространение) ночью. Следует приложить все возможные усилия для полной локализации лесного пожара, чтобы на следующий день, когда создадутся условия его распространения, он не мог выйти за пределы локализованной площади. Это не означает, что следует отказаться от попытки тушения пожаров днем. Однако, если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.
Согласно ч. 2 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Из положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что к пожарно-технической продукции относится только специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, иные средства предупреждения и тушения пожаров. Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законом о техническом регулировании. В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил. Пунктом 2.30 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» предусмотрен пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи. В соответствии с нормами пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждёнными приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, пожарные автомобили связи и освещения могут модернизироваться на различных автомобильных шасси, а также автобусах, разрабатываться и реконструироваться с учётом соблюдения указанных технических требований, при соблюдении которых такое пожарное оборудование будет сертифицировано в установленном законодательством о стандартизации, метрологии и техническом регулировании порядке на предмет соответствия ГОСТ-Р 53247-2009 в системе сертификации пожарной безопасности. Автомобили связи и освещения указаны в п. 6 совместного приказа МВД РФ, Главного управления противопожарной службы «Об утверждении перечня пожарно-технической продукции» от ДД.ММ.ГГГГ№. Пунктом 6.32 НПБ 192-2000 установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входить в комплектацию пожарной машины. Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели автомобиля связи и освещения должны соответствовать СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п. 6.32.4).
Таким образом, в соответствии с п. 73 правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, при тушении лесных пожаров в темное время суток лесхозом должно быть обеспечено искусственное освещение места работ оборудованием, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009, с учётом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000.
В нарушение ст. 52, 53.4 ЛК РФ, правил тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» не осуществляется. Статьей 42 Конституции РФ гарантированно, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.
В результате бездействия ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
На основании изложенного, Братский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнения, просит суд признать незаконным бездействие областного государственного автономного учреждения «Бирюсинский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязать областное государственное автономное учреждение «Бирюсинский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения; обязать областное государственное автономное учреждение «Бирюсинский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора - помощник Тайшетского межрайонного прокурора ФИО3 административные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - директор Областного государственного автономного учреждения «Бирюсинский лесхоз» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что вся противопожарная техника имеет освещение (фары), дополнительное освещение не предусмотрено действующим законодательством, тушение пожаров в ночное время суток запрещено правилами охраны труда, ночью лес горит тише, все возникшие лесные пожары локализованы в течение суток. Тушение лесных пожаров в пожароопасный период 2016-2017 года работниками учреждения не осуществлялось с целью соблюдения правил техники безопасности в связи с запретом использования человеческих сил при тушении лесных пожаров в темное время суток.
Представитель заинтересованного лица - Министерства лесного комплекса <адрес> - ФИО5, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно представленным возражениям на административное исковые заявление, просил суд отказать в удовлетворении административного иска Братского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме, поскольку административным истцом не указано из каких именно норм материального права следует обязанность автономных учреждений приобретать приборы искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток. Законодательство не содержит понятия (дефиниции) «приборы искусственного освещения». Следовательно, свет автомобильных фар, либо фонарей, имеющихся на гусеничной техники, используемой при тушении лесных пожаров, бытовые фонарики - также можно считать приборами искусственного освещения.
Таким образом, представитель заинтересованного лица указывает, что правовых оснований для возложения на автономное учреждение обязанности приобретать источники искусственного освещения не имеется.
Кроме того, представитель заинтересованного лица полагает, что заявленные требования не отвечают принципам справедливости, законности и исполнимости судебных актов, поскольку возложение на автономное учреждение обязанности тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения приведет к объективной невозможности исполнить данное решение суда в силу отсутствия установленных государственных стандартов (нормативов) относительно требований к приборам искусственного освещения, их наименования, вида, количества, отсутствия необходимого финансирования.
Представитель заинтересованного лица указывает также, что ни один из трех типов пожарно-химических станций (далее ПХС), создаваемых на базе автономных учреждений с учетом их целевого назначения, уровня оснащения, структуры и порядка комплектования, не содержит в своем перечне противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, приборов искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток.
ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в приложении к положению о ПХС, которое не содержит в указанном перечне приборов искусственного освещения, необходимых для тушения лесных пожаров в темное время суток.
Указанные приборы в перечне противопожарного инвентаря не указаны, поскольку в российском законодательстве не утверждены государственные стандарты на приборы искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток. Более того, законодательно не определено само понятие «искусственного освещения». В связи с чем, возникает вопрос, какими государственными стандартами руководствоваться автономному учреждению при приобретении (оснащении) автономным учреждением оборудования для искусственного освещения, какие технические средства являются искусственным освещением, какое количество приборов, какой мощности необходимо приобретать.
Представитель заинтересованного лица полагает, что без четкого регламентирования вышеуказанных обстоятельств на законодательном уровне, не имеется необходимости прибегать к тушению лесных пожаров в темное время суток (за исключением возникновения угрозы населенным пунктам, жизни, здоровью или имуществу граждан) с применением искусственного освещения в силу высокой степени риска гибели или увечья людей, участвующих в тушении пожара.
Заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений не представили, не просили рассматривать дело в отсутствие их представителей, ходатайство об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Суд, выслушав доводы представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Части 1, 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривают, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Постановлением правительства <адрес> от 31.03.2016г. №-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса <адрес>, которое является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории <адрес>, в том числе охраны лесов, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Распоряжением администрации <адрес>№-ра от ДД.ММ.ГГГГ создано ОГАУ «Бирюсинский лесхоз».
Согласно п. 1.3, п. 2.3 Устава ОГАУ «Бирюсинский лесхоз», в редакции от 2014 г., ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» является специализированной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 53.4 Лесного кодекса РФ, тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В соответствии с положением о порядке отнесения территорий лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд РФ лесов к зонам и районам охраны, утвержденным зам. руководителя Рослесхоза ДД.ММ.ГГГГ, охраняемая территория входящих в лесной фонд лесов подразделяется на зоны наземной и авиационной охраны, а зона авиационной охраны лесов подразделяется на районы, в которых тушение пожаров производится авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров производится наземными силами и средствами (районы наземной охраны). Отнесение территорий лесного фонда к районам охраны производится ежегодно при подготовке к пожароопасному сезону с учетом изменений местных условий, вызванных строительством новых путей транспорта, передислокацией наземных сил и средств, организацией дополнительных противопожарных объектов.
Как следует из материалов дела, распоряжением Агентством лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-агр утверждено Государственное задание № на выполнение в 2016 году государственных работ ОГАУ «Бирюсинский лесхоз», пунктом 1.2 которого предусмотрено выполнение работ по тушению лесных пожаров в лесах на территории Бирюсинского лесничества <адрес> силами наземных пожарных формирований на площади 746 564 га, которое включает в себя все предусмотренные ст. 53.4 ЛК РФ виды работ.
В соответствии с п. 31 правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.
Согласно п. 67 указанных правил тушения лесных пожаров, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся.
Пунктом 73 правил тушения лесных пожаров предусмотрено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Согласно пункту 8.1 правил тушения лесных пожаров, прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в целях обеспечения охраны лесов, пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нём и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
Как следует из материалов дела, в течение пожароопасного сезона 2016 года на территории Бирюсинского лесничества (территории Кондратьевского, Шелаевского участковых лесничеств) зарегистрировано 4 лесных пожаров, тушение которых осуществлялось более суток, что подтверждается карточками учета лесных пожаров.
Согласно имеющейся в материалах дела информации начальника территориального отдела министерства лесного комплекса <адрес> по Бирюсинскому лесничеству ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, тушение пожаров в ночное время суток не производилось, в ПХС II типа, созданной на базе ОГАУ «Бирюсинский лесхоз», не имеется оборудования для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что тушение лесных пожаров в ночное время суток не производилось.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 51, 53.4 Лесного кодекса РФ, правил тушения лесных пожаров тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению до категории крупных.
Доводы представителя ответчика ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» ФИО4 о невозможности тушения пожара в темное время суток в связи необходимостью соблюдения учреждением правил по охране труда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку из буквального толкования правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.
Единственное основание для прекращения, приостановки работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики предусмотрено п.8.1 правил тушения лесных пожаров в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ.
Кроме того, согласно п. 4.2.2. пособия для лесных пожарных Федеральной службы лесного хозяйства России 1994 года ночью пожары горят (распространяются) медленно, так как горючие материалы поглощают влагу из более сырого ночного воздуха. Поглощение влаги горючим материалом, дующие вниз по склону ветры, более низкая ночная температура, а также другие элементы ночной погоды обычно облегчают работу пожарных. Поэтому пожары, которые вышли из-под контроля в дневное время, удается той же пожарной командой потушить (ограничить распространение) ночью. Следует приложить все возможные усилия для полной локализации лесного пожара, чтобы на следующий день, когда создадутся условия его распространения, он не мог выйти за пределы локализованной площади. Это не означает, что следует отказаться от попытки тушения пожаров днем. Однако, если не представляется возможным потушить пожар днем, основные усилия по борьбе с ним должны быть предприняты в ночное время.
Согласно п. 31 указаний по тушению лесных пожаров, утвержденных приказом начальника гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№, при борьбе с лесными пожарами следует учитывать, что в ночное время скорость их распространения резко снижается, поэтому поздние вечерние и ранние утренние часы необходимо использовать для наиболее интенсивного тушения пожара.
Согласно требованиям п. 67 правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ№, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию.
Из п. 68 правил тушения лесных пожаров следует, что наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50 - 70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.
В связи с указанным, суд находит обоснованным требование Братского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Областного государственного автономного учреждения «Бирюсинский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток исключает надлежащую охрану лесного фонда <адрес>, право граждан на благоприятную среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ следует, что к мерам пожарной безопасности относится предупреждение лесных пожаров, которое включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Из положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что к пожарно-технической продукции относится только специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.
Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу п.3 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документа по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил.
В соответствии с п. 2.30 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» предусмотрен пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
В соответствии с нормами пожарной безопасности 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждёнными приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, пожарные автомобили связи и освещения могут модернизироваться на различных автомобильных шасси, а также автобусах, разрабатываться и реконструироваться с учётом соблюдения указанных технических требований, при соблюдении которых такое пожарное оборудование будет сертифицировано в установленном законодательством о стандартизации, метрологии и техническом регулировании порядке на предмет соответствия ГОСТ-Р 53247-2009 в системе сертификации пожарной безопасности. Автомобили связи и освещения указаны в п. 6 совместного приказа МВД РФ, Главного управления противопожарной службы «Об утверждении перечня пожарно-технической продукции» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 6.32 НПБ 192-2000 установлены требования к осветительной мачте для подъема прожекторов, которая должна входить в комплектацию пожарной машины.
Типы, количество, сила света прожекторов для конкретной модели автомобиля связи и освещения должны соответствовать СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (п. 6.32.4).
Таким образом, в соответствии с п. 73 правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, при тушении лесных пожаров в темное время суток лесхозом должно быть обеспечено искусственное освещение места работ оборудованием, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 с учётом технических требований, изложенных в НПБ 192-2000.
Как следует из письма начальника территориального отдела министерства лесного комплекса <адрес> по Бирюсинскому лесничеству ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ, в ПХС II типа, созданной на базе ОГАУ «Бирюсинский лесхоз», оборудования для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающего требованиямГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не имеется.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанную информацию, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные нормы и ГОСТы применяются к противопожарной технике, используемой при тушении пожаров в границах населенных пунктах (с развитой системой дорог общего пользования) и на специальных объектах (режимных предприятиях), суд находит необоснованными, поскольку требования норм пожарной безопасности 192-2000 предусматривают возможность модернизации пожарной техники с учетом особенностей местности, в которой планируется ее применение.
В связи с указанным, довод представителя заинтересованного лица Министерства лесного комплекса <адрес>, относительно отсутствия стандартов, предъявляемых к осветительному оборудованию, не основан на законе и опровергается вышеуказанными нормами.
Необоснованными суд находит и доводы представителя ответчика, заинтересованного лица об отсутствии норм права, регулирующих обязанность приобретать приборы искусственного освещения для тушения лесных пожаров в темное время суток, поскольку данная обязанность возникает из положений ст.73 правил тушения лесных пожаров, предусматривающих тушение лесных пожаров только при условии обеспечения искусственного освещения.
Как следует из материалов дела, на базе ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» создана пожарно-химическая станция II типа, деятельность которых регулируется соответствующим положением, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с положением о пожарно-химических станциях, ПХС-2 (второго типа) организуется, в основном, в центральных усадьбах лесхозов (национальных парков, государственных природных заповедников), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории, оснащается более разнообразной и в большем количестве, чем ПХС-1, специализированной лесопожарной техникой, средствами пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На нее возлагается также проведение предупредительных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения. Команда ПХС-2 организуется как постоянное или сезонное формирование
Согласно разделу 6 положения о пожарно-химических станциях, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в приложении 2 положения о пожарно-химических станциях.
Приведенный в приложении к п. 1 раздела VI Положения о ПХС перечень оборудования является минимально необходимым, отсутствие в нем пожарной техники и оборудования для искусственного освещения в темное время суток не отменяет предусмотренную законом обязанность тушить пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения и, следовательно, иметь такое оборудование
Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии в обоснование иска сведений относительно меры освещенности в целях обеспечения безопасности работников, суд также находит необоснованными, поскольку формулирование исковых требований - есть распорядительное действие исключительно истца, указанное не препятствовало рассмотрению иска и не умаляет его обоснованность.
Не имеют правового значения доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение средств искусственного освещения.
В соответствии со ст. 1 ЛК РФ к основным принципам лесного законодательства относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Суд приходит к выводу, что в результате бездействия ответчика по тушению пожаров в темное время суток нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда.
В связи с указанным, суд находит требования Братского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Областного государственного автономного учреждения «Бирюсинский лесхоз», выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, о возложении обязанности на Областное государственное автономное учреждение «Бирюсинский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, о возложении обязанности на Областное государственное автономное учреждение «Бирюсинский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика ОГАУ «Бирюсинский лесхоз» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, <адрес>, неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению «Бирюсинский лесхоз» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Бирюсинский лесхоз», выразившееся в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Обязать Областное государственное автономное учреждение «Бирюсинский лесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Обязать Областное государственное автономное учреждение «Бирюсинский лесхоз» укомплектовать созданную на базе лесхоза пожарно-химическую станцию оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, отвечающим требованиям ГОСТ Р 53247-2009 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» и Нормам пожарной безопасности (НПБ) 192-2000 «Техника пожарная. Автомобили связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний», утверждённым приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Бирюсинский лесхоз» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Административную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Клинова