НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Татищевского районного суда (Саратовская область) от 20.06.2022 № 2А-373/2022

Дело № 2а-373/2022

64RS0036-01-2022-000454-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шутовой И.А.,

при секретаре Агафоновой Д.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Татищевского района Решетняк А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Татищевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие и обязании администрацию Татищевского муниципального района обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому,

установил:

прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Татищевского района Саратовской области, выразившееся в обеспечении горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому. Обязать администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому. В обоснование заявленных требований указывает на то, что прокуратурой Татищевского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в 6 муниципальных общеобразовательных организациях района дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием, не предусмотрена компенсация за питание для таких детей, обучающихся на дому. Возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов – субъекта Российской Федерации или муниципального образования – осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях Татищевского муниципального района, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования, не установлен.

Представитель административного истца Решетняк А.Е. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Найденова Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворении требований. Пояснила, что заявок от граждан не было, поэтому денежные средства не заправшивались.

Суд, изучив материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 15 части 3, пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона об образовании предусмотрено, что обучающимся предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 37 Закона об образовании регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В части 1 статьи 41 того же закона установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Согласно части 7 статьи 79 Закона об образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, поскольку статья 79 Закона об образовании является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.

Возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов - субъекта Российской Федерации или муниципального образования - осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях Татищевского муниципального района, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования, не установлен.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона об образовании и к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).

Поскольку положениями статьи 37 Закона об образовании полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.

Кроме того, согласно ст. 12 Закона Саратовской области от 28.11.2013 № 215-ЗСО «Об образовании в Саратовской области», детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются меры социальной поддержки в период получения образования, к которым относится, в том числе, организация предоставления питания.

Согласно ст. 1 Закона Саратовской области от 12.12.2011 № 190-ЗСО, органы местного самоуправления, в том числе Татищевский муниципальный район, наделяются государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, установленными в пункте 3 части 2 статьи 12, а также в частях 1, 3 статьи 13 Закона Саратовской области от 28 ноября 2013 года N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" (далее - Закон области), и по частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, установленными в пункте 4 части 2 статьи 12 указанного Закона области (далее - государственные полномочия).

При этом в соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области от 12.12.2011 № 190-ЗСО, органы местного самоуправления обязаны осуществлять в установленном законодательством порядке переданные государственные полномочия.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Татищевского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в 6 муниципальных общеобразовательных организациях района дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием, не предусмотрена компенсация за питание для таких детей, обучающихся на дому.

Реализуя свои полномочия, предоставленные частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд пришел к правильному выводу о том, что возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов - субъекта Российской Федерации или муниципального образования - осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на нормах действующего законодательства - Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" о том, что государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка; статей 5, 6, 7, 9, 28, 41, 37, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), закрепляющих, что реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Таким образом, учитывая, что порядок обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях Татищевского муниципального района, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования, не установлен, приняв во внимание тот факт, что в 6 муниципальных общеобразовательных организациях Татищевского муниципального района дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием, не предусмотрена компенсация за питание для обучающихся на дому.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона об образовании и к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).

В части 1 статьи 41 Федерального закона об образовании установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании.

Поскольку положениями статьи 37 данного закона полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, суд пришел к выводу, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Татищевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие и обязании администрацию Татищевского муниципального района обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Татищевского района Саратовской области, выразившееся в обеспечении горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому.

Обязать администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области обеспечить горячим двухразовым питанием либо денежной компенсацией несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, получающих образование по основным общеобразовательным программам на дому.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд.

Срок изготовления мотивированного решения суда 04 июля 2022 года.

Судья И.А. Шутова