Административное дело № 2а-706/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 05 августа 2016 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 05 августа 2016 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к Ишмухаметову ФИО7 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Ишмухаметову С.С., указав, что Ишмухаметов С.С. указанную в налогом уведомлении сумму налога на имущество физических лиц в сумме 37998,58 рублей, земельного налога в сумме 50 рублей не уплатил. Инспекцией на сумму недоимки по налогу начислена пени по земельному налогу в сумме 3,64 руб., по налогу на имущество физических лиц в сумме 1291,93 руб. В соответствии со ст.69,70 НК РФ налоговый орган выставил и направил в адрес должника требования об уплате сумм налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013, за 2014 год в сумме 37998,58 рублей и по пени в сумме 1291,93 рублей, по земельному налогу за 2014 год в сумме 50 рублей и по пени в сумме 3,64 руб., а также предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ погасить указанную сумму задолженности. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанное требование Налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности. Просил суд взыскать с административного ответчика Ишмухаметова ФИО8 задолженность: по земельному налогу за 2014 год в сумме, а так же суммы пени в размере 3,64 рублей (в пользу регионального бюджета: р/с 40№, Банк получателя: Отделение Омск, БИК: 045209001, Получатель: УФК МФ РФ по <адрес> )Межрайонная ИФНС РФ № по <адрес>), ИНН 5535006970, КПП 553501001, госпошлина 1№, ОКТМО 52654101, КБК: 182№ (налог), 18№ (пеня); по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 37998,58 рублей, а так же суммы пени в размере 1291,93 рублей (в пользу регионального бюджета: р/с 40№, Банк получателя: Отделение Омск, БИК: 045209001, Получатель: УФК МФ РФ по <адрес> )Межрайонная ИФНС РФ № по <адрес>), ИНН 5535006970, КПП 553501001, госпошлина 1№, ОКТМО 52654101, КБК: 1№ (налог), 1№ (пеня).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федорова Н.А., суду пояснила, что после произведенного перерасчета, задолженность по оплате земельного налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, в связи с чем от требований о взыскании задолженности межрайонная ИФНС № отказывается, просила прекратить производство по делу в указанной части, пояснив, что последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны. В связи с произведенным перерасчетом заложенность по налогу на имущество физических лиц так же изменилась и составляет 32066 рублей, 55 копеек, сумма пени составляет 1291,93 руб. Представила заявление об уточнении заявленных требований и просила считать их следующими: взыскать с административного ответчика Ишмухаметова ФИО9 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2012 год (доначисления), 2013 год, 2014 год в сумме <данные изъяты> копеек, а так же суммы пени размере 1291,93 рублей (в пользу регионального бюджета: р/с 40№, Банк получателя: Отделение Омск, БИК: 045209001, Получатель: УФК МФ РФ по <адрес> )Межрайонная ИФНС РФ № по <адрес>), ИНН 5535006970, КПП 553501001, госпошлина 1№, ОКТМО 52654101, КБК: 1№ (налог), 1№ (пеня). Суду пояснила, что Ишмухаметов С.С. с 2004 года по настоящее время является собственником объекта недвижимости: асфальтовое покрытие, площадью 1917 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку согласно сведениям Росреестра, право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано за Ишмухаметовым С.С., начисление налога правомерно. Так же пояснила, что действительно, в базе ИФНС в 2015 году данный объект недвижимости фактически задвоился, то есть один и тот же объект имел разную инвентаризационную стоимость (346 727 рублей и 1817786 рублей). Специалистами ИФНС была произведена корректировка, объект с инвентаризационной стоимостью 346 727 рублей был удален из базы и оставлен объект с инвентаризационной стоимостью1817786 рублей. Почему был оставлен именно объект с кадастровой стоимостью в 1817786 рублей, пояснить не смогла. Ей не известно по какой причине в 2015 году был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц исходя из стоимости объекта в 1817786 рублей. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик Ишмухаметов С.С заявленные требования не признал, суду пояснил, что налог на имущество физических лиц по объекту недвижимости: асфальтовое покрытие, расположенное в <адрес> был начислен ему дважды. Как ему стало известно при получении искового заявления, первоначально налог за данный объект был начислен ему за 2012 – 2014 года исходя из инвентарной стоимости объекта 346 727 рублей, ему было направлено налоговое уведомление, а затем и требование об уплате налога, которые он не получал. Затем в 2015 году, не известно по какой причине, ИФНС ему был повторно начислен и предъявлен к оплате налог за указанные периоды, при этом, при расчете налога была указана инвентарная стоимость объекта 1817786 рублей, которая фактически является кадастровой стоимостью объекта. Налог на имущество физических лиц им был оплачен исходя из инвентаризационной стоимости объекта 345 564 рублей, в связи с чем считал свою обязанность по оплате налога исполненной. Просил в удовлетворении требований административному истцу отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего до 01.01.2015 года, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым относятся следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в ст. 2 указанного Закона.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, за Ишмухаметовым ФИО10ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право совместной собственности на объект недвижимости: асфальтовое покрытие, площадью 1917 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.79-80).
Таким образом, судом установлено, что ответчик Ишмухаметов С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет в совместной собственности объект недвижимости: асфальтовое покрытие, площадью 1917 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела установлено, что налоговым органом в адрес Ишмухаметова С.С. направлено налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц, в том числе за объект недвижимости: асфальтовое покрытие, <адрес> (исходя из инвентаризационной стоимости имущества в размере 346 727 рублей) за 2011 год в сумме 346,73 руб., за 2012 года в сумме 187,81 руб., за 2013 год в сумме 173 руб. Кроме того, указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется недоимка в сумме 16673,75 рублей и задолженность по пени в сумме 805, 5 рублей. В связи с тем, что Ишмухаметовым сумма задолженности и пени уплачена не была, в его адрес было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Ишмухаметову С.С. предлагалось оплатить сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 16965 рублей, 64 копейки и пени в сумме 513 рублей, 79 копеек. Кроме того, в адрес Ишмухаметова направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Ишмухаметову С.С. предлагалось оплатить сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 210 рублей и пени в сумме 218 рублей, 84 копеек. Указанные требования Ишмухаметовым исполнены не были.
Кроме того, ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в котором предлагалось не позднее ДД.ММ.ГГГГ оплатить налог на имущество физических лиц в сумме 37788,58 рублей, в том числе: за асфальтовое покрытие 55-31-33004984, расположенное в <адрес> (исходя из инвентаризационной стоимости 346 727 рублей и налоговой ставки 1,5% (за 2014 год), 1% (за 2012, 2013 год), за 2012 год в сумме: 1734 руб., за 2013 год в сумме 1733,64 руб. за 2014 год в сумме 2600 рублей; за асфальтовое покрытие 55:37:000340:144, расположенное в <адрес> (исходя из инвентаризационной стоимости 1817354,34 рублей и налоговой ставки 1,5% (за 2014 год), 1% (за 2012, 2013 год), за 2012 год в сумме: 9086,77 руб., за 2013 год в сумме 9087 руб., за 20214 год в сумме 13630 рублей.
Из представленных в материалы дела кадастрового паспорта, технического паспорта, свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером 55:37:000340:144 - асфальтовое покрытие по адресу: <адрес>, усматривается, что данный объект имел предыдущие номера: инвентарный – 9799, условный кадастровый №. Кадастровая стоимость данного объекта составляет 1817354,34 рубля.
Таким образом, за один и тот же объект недвижимости налоговым органом изначально было произведено начисление налога на имущество физических лиц в 2014 году исходя из инвентаризационной стоимости объекта 346 727 рублей и налоговой ставки 0,1%, 0,2 %, а в 2015 году исходя их инвентаризационной стоимости объекта 346 727 рублей и налоговой ставки 1,0%, 1,5 %, кроме того, исходя из налоговой ставки 1,0%, 1,5 % и стоимости объекта 1817354,34 рублей, которая в уведомлении указана как инвентаризационная, а фактически является кадастровой стоимостью объекта. Требованием № от ДД.ММ.ГГГГ Ишмухаметову С.С. было предложено указанные суммы налога в размере 37788,58 рублей оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. 22 июля 2010г. № 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02 ноября 2013г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. Федерального закона № 306-ФЗ от 2 ноября 2013г.) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. При этом, налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», без учета коэффициента-дефлятора (ч. 5 и 6 ст. 8 Федерального закона № 306-ФЗ от 2 ноября 2013г.).
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015г. введена в действие глава 32 « Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 части второй НК РФ). Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что законных оснований повторного начисления Ишмухаметову С.С. сумм налога на имущество физических лиц за асфальтовое покрытие расположенное в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, 2013, 2014 год, исходя из кадастровой стоимости данного объекта в сумме 1817353,34 рубля у ИФНС не имелось, в связи с чем основания для взыскания указанных сумм (за 2012 год - 9086,77 руб., за 2013 год - 9087 руб., за 20214 год - 13630 рублей) отсутствуют. Так же суд полагает необоснованным произведенный в 2015 году перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за названный объект недвижимости за 2012, 2013 год исходя из налоговой ставки 1,0%, а так же начисление налога за 2014 года по налоговой ставке 1,5%.
Согласно решению Совета Тарского городского поселении № от 28.10.2010г. «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории Тарского городского поселения» ставки налога установлены исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. до 300 тыс. рублей (включительно) 0.1 процент, свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей 0.2 процента, свыше 500 тыс. рублей 1,0 процент. Таким образом, суд полагает, что сумма налога на имущество физический лиц, за асфальтовое покрытие расположенное в <адрес> должна быть исчислена исходя из инвентаризационной стоимости объекта, сведения о которой были представлены в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в размере 346 727 рублей, и налоговой ставки 0,2% следующим образом: за 2012-214 год – 346 272 руб.* 0,2%*1/2 = 346 рублей,73 копейки.
На основании ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу положений ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд с административным иском о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и за 2012 -2013 год 18.04.21016 года, вместе с тем, 6 месячный срок для обращения в суд по последнему требованию не позднее 12.06.2015 года. Требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки по налогу, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку 2012-2013 года, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания. Таким образом, административным истцом пропущен срок на предъявление административного иска в суд о взыскании задолженности и пени за 2012, 2013 год. Истцом ходатайств о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока взыскания с налогоплательщика причитающихся к уплате сумм налога, пени не заявлялось.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что предусмотренный п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации, для подачи административного искового заявления с требованиями о взыскании с административного ответчика задолженности и пени за 2012 -2013 год, истек. При этом оснований для восстановления пропущенного срока судом не усматривается, поскольку административным истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности.
В соответствии с ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства, Ишмухаметовым была оплачена задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 1095,36 рублей, то есть задолженность по налогу на имущество за указанный в иске объект недвижимости, в том числе и за 2014 год им полностью погашена.
Таким образом, оснований для взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени заявленный период, у суда не имеется в связи с чем суд отказывает административному истцу в иске о взыскании с административного ответчика задолженности и пени по налогу на имущество за период 2012 - 2014 годов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Ишмухаметову ФИО11 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за 2012-2014 год отказать.
Производство по делу в части требований о взыскании с Ишмухаметова ФИО12 задолженности по земельному налогу за 2014 год и пени, прекратить в связи с отказом истца от иска.
Разъяснить Межрайонной ИФНС России № по <адрес> что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме будет подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Судья Н.Н. Казакова
Секретарь ФИО3