НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тарногского районного суда (Вологодская область) от 19.11.2010 № 2-163

                                                                                    Тарногский районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Тарногский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело: № 2-163/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тарногский Городок 19 ноября 2010 г.

Тарногский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Поповой Н.В.,

с участием представителей истицы Силинской И.Н. Силинского С.Н., адвоката Едемской Е.В.,

представителя ответчика управления финансов Тарногского муниципального района Поповой Н.А.,

представителя ответчика МДОУ «Айгинский детский сад» Вячеславовой Г.В.,

представителя 3 –го лица администрации Илезского сельского поселения Бакшеевой Г.М.,

представителя 3-го лица Управления образования Тарногского муниципального района Гамиловой О.И.,

при секретаре Ординой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Силинской И.Н. к управлению финансов Тарногского муниципального района, МДОУ «Айгинский детский сад», Департаменту финансов Вологодской области, Департаменту труда и социального развития Вологодской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в связи с бездействием органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Силинская И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в связи с бездействием органа местного самоуправления. В обоснование иска указала, что с 16 августа 1973 года по 13 августа 2002 года она работала сначала в должности воспитателя детского сада, затем в должности заведующей детским садом. 28 сентября 1998 года ей была назначена пенсия за выслугу лет. С 14 августа 2002 года она уволилась из МДОУ «Айгинский детский сад» и находилась на пенсии за выслугу лет. До увольнения на пенсию ей предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг через администрацию Илезского сельского совета. 20 апреля 2010 года она обратилась в ГУ - Отдел ПФ РФ в Тарногском районе за оформлением пенсии по старости и в тот же день в отделе социальной защиты населения узнала, что за весь период после увольнения ей должны были предоставляться льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В администрации Илезского сельского поселения объяснили, что по ошибке она была исключена из списка получателей данных льгот, и что администрация поселения не является правопреемником администрации Илезского сельского совета. После обращения с заявлением о предоставлении льгот, компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг ей выплачена за апрель 2010 года, а с 1 мая 2010 года компенсация выплачивается через отдел социальной защиты населения администрации Тарногского района. Указанные льготы в 2002-2005 г.г. предоставлялись за счет районного бюджета, с 2006 по 2010 г.г. – за счет средств областного бюджета. Просит взыскать задолженность по компенсации коммунальных услуг с учетом инфляции с казны муниципального образования в лице финансового управления Тарногского муниципального района в сумме ...... руб. ...... коп., с казны субъекта Российской Федерации в лице Департамента финансов Вологодской области - ...... руб. ...... коп., компенсацию морального вреда в сумме ...... руб., госпошлину в порядке возврата солидарно в сумме ...... рублей. Просит также восстановить срок исковой давности, поскольку о нарушении своего права узнала только 20 апреля 2010 года.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент труда и социального развития Вологодской области и МДОУ «Айгинский детский сад».

В судебное заседание истица Силинская И.Н. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, заявлений и ходатайств об отложении дела слушанием в суд не направила.

Представители истицы Силинский С.Н. и Едемская Е.В., действующие на основании доверенности и соглашения, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснили, что ответчиком по настоящему делу является главный распорядитель средств, определить которого они доверяют суду. Пояснили, что Силинская И.Н. лишилась льгот по вине должностных лиц, право на получение льгот у нее имелось и имеется, но льготы ей не предоставлялись. Исковая давность на длящиеся отношения, каковым является право на компенсации в натуральной форме, не распространяется. Заявительный характер получения льгот, определенный Законом Вологодской области от 1 июня 2005 года, а также Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан от 19 сентября 2005 года, не может ухудшать положения Силинской И.Н., и то обстоятельство, что заявление ею не было написано, не является основанием для отказа в удовлетворении ее требований.

Представитель управления финансов администрации Тарногского муниципального района Попова Н.А. исковые требования не признала, пояснила, что управление финансов района главным распорядителем средств не является в соответствии с Положением о финансовом управлении Тарногского муниципального района. Полагает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд.

Представитель МДОУ «Айгинский детский сад» Вячеславова Г.В. иск не признала, пояснила, что лично ею списки льготников не составлялись, с каким–либо заявлением о выплате ЕДВ Силинская И.Н. к ней не обращалась. В 2002 года все денежные выплаты и их назначение проводилось бухгалтерией Илезского сельсовета. 5 июня 2005 года она издала приказ по детскому саду «О выплате ЕДВ» на основании списка, полученного в управлении образования. К ней обращались с заявлениями о назначении ЕДВ как действующие работники детского сада, так и пенсионеры, а также бывшие учителя Айгинской школы. Силинская И.Н. с заявлением не обращалась.

Представитель 3-го лица администрации Илезского сельского поселения Бакшеева Г.М. в судебном заседании пояснила, что Айгинский детский сад находился на балансе сельского совета, непосредственно подчинялся РОНО, отдел образования занимался подборкой кадров и составлением штатных расписаний. Бухгалтерия сельсовета занималась начислением заработной платы педагогическим работникам. Силинская И.Н. уволилась с работы в августе 2002 года. В ноябре 2003 года Силинская И.Н. обращалась к ней с вопросом – положены ли ей льготы. Она звонила в РОНО экономисту, которая пояснила, что льготы Силинской не положены, так как она находится на пенсии по выслуге лет, а не по старости. Решение по данному вопросу не принималось и никак не оформлялось, письменных распоряжений от работников РОНО о прекращении Силинской И.Н. выплат льгот на оплату жилья и коммунальных услуг не поступало, информация о прекращении предоставления льгот истице была доведена до нее устно.

Представитель 3-го лица Управления образования Тарногского муниципального района Гамилова О.И. по существу иска пояснила, что после увольнения Силинская И.Н. не утратила право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, но с письменным заявлением ни в отдел образования, ни к заведующей детским садом она не обращалась. Списки льготников формировали сами учреждения. Она должна была обратиться с заявлением в учреждение по последнему месту работы. Со стороны Управления образования бездействия проявлено не было. Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер и предоставляется с месяца обращения с заявлением по последнему месту работы. Истица обратилась в Центр бухгалтерского, хозяйственного, информационного, методического обеспечения образовательных учреждений Тарногского муниципального района в апреле 2010 года. С 1 мая 2010 года выплаты осуществляются через отдел социальной защиты населения.

Представитель Департамента финансов Вологодской области своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях на исковое заявление указали, что не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку договорных отношений с истицей не имеется и кредиторской задолженности за департаментом финансов не числится. Полагают, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование Тарногский муниципальный район и Департамент труда и социального развития. Указали также, что в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденным постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1019, пенсионеры, указанные в абзацах 7 и 8 п.1 Порядка и имеющие право на меры социальной поддержки для получения обращаются с заявлением в учреждение по последнему месту работы (в котором предоставлялась льгота по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячная денежная выплата) дополнительно предоставляют документ, удостоверяющий личность (паспорт) и трудовую книжку. Мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (оплата жилья, отопления, освещения) носит заявительный характер и предоставляется только с месяца обращения с заявлением в учреждение по последнему месту работы. Индексация невыплаченных сумм, предусмотренных в качестве меры социальной поддержки, в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов законодательством не предусмотрена. Заявили требование о применении срока исковой давности относительно периода с 2002 года по июль 2007 года, полагая, что истица узнала о нарушении своего права с момента прекращения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Представитель Департамента труда и социального развития в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, также просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в объяснении исковые требования не признали, полагая, что не являются надлежащим ответчиком по данному спору. В соответствии с действующим с 1 мая 2010 года Порядком предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства области от 16 апреля 2010 года № 402, предоставление ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещении, отопления, освещения отдельным категориям граждан (в том числе педагогическим работникам), осуществляется органом местного самоуправления, наделенным отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения. В Тарногском районе данные полномочия выполняет отдел социальной защиты населения.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.1 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогические работники областных государственных и муниципальных учреждений образования, а также пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в учреждениях образования в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом.

В силу ст. 6 указанного Закона, лицам, указанным в пункте 9 части 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) и 100 процентов платы за отопление и освещение.

В силу ст. 10 этого же Закона, финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Пунктом 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденным Постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1019 (утратил силу с принятием Постановления Правительства Вологодской области № 402 от 16 апреля 2010 года) определено, что Департамент финансов области осуществляет перечисление субвенций на обеспечение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, муниципальным образованиям области на основании сводной бюджетной росписи расходов областного бюджета в пределах лимита.

В соответствии со ст.29 ФЗ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные учреждения образования входят в муниципальную собственность.

Из Положения о финансовом отделе Тарногского муниципального района следует, что данный финансовый отдел распоряжается ассигнованиями из бюджета района.

Судом установлено, что Силинская И.Н. с 16 августа 1973 года по 13 августа 2002 года работала в должности воспитателя детского сада, затем в должности заведующей детским садом. 28 сентября 1998 года ей была назначена пенсия за выслугу лет. С 14 августа 2002 года она уволилась из Айгинского детского сада и находилась на пенсии за выслугу лет. До выхода на пенсию ей предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг через администрацию Илезского сельского совета. После выхода на пенсию по выслуге лет, льготы по оплате коммунальных услуг она не получала, с заявлением на получение указанных льгот не обращалась. В настоящее время меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются с момента обращения, то есть с апреля 2010 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что за период с 14 августа 2002 года по апрель 2010 года денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг Силинской И.Н. не назначалась и не выплачивалась.

Ответчиком по делам о возмещении расходов, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового органа.

Как следует из распоряжения главы районного самоуправления Тарногского муниципального района от 22 марта 2002 года № 89-р, решения комитета районного самоуправления Тарногского муниципального района от 31 октября 2003 года № 411, постановления главы районного самоуправления Тарногского муниципального района от 28 января 2004 года № 52, размеры коммунальных услуг на отопление, освещение, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» утверждались главой районного самоуправления и предоставлялись за счет районного бюджета.

С соответствии со ст. 1, 6, 10 Закона области № 1285 - ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года предоставление льгот было предусмотрено за счет средств районного бюджета.

В связи с изменениями, внесенными Законом Вологодской области от 26 мая 2006 года № 1450 – ОЗ «О внесении изменений в Закон области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», с 1 января 2006 года финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета.

Таким образом, за период с 14 августа 2002 года по 31 декабря 2005 года, и с 1 января 2006 года по 1 мая 2010 года предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в частности педагогическим работникам, являлось обязанностью Тарногского муниципального образования, от имени которого должно выступать управление финансов, и соответствующего субъекта РФ (Вологодская область), от имени которого выступает Департамент финансов Вологодской области.

Представителем ответчика управления финансов Тарногского муниципального района и Департаментом финансов Вологодской области заявлены требования о необходимости применения срока исковой давности до июля 2007 года.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 196, 199 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Силинская И.Н. уволилась с работы в связи с выходом на пенсию по выслуге лет с 14 августа 2002 года, с этого времени она перестала получать льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Но за разъяснениями о причинах невыплат и с заявлением на получение указанных льгот не обращалась. В суд с исковым заявлением она обратилась 13 июля 2010 года. Доводы представителей истицы о том, что Силинская И.Н. не знала о нарушении ее права, поэтому за защитой своих прав не обращалась, не могут быть приняты во внимание. О том, что льгота не предоставляется, ей было известно, она длительное время не обращалась за выяснением причин нарушения права, что свидетельствует о том, что истица не слишком была заинтересована в осуществлении своих прав.

Специальные сроки давности для требования о взыскании задолженности по возмещению затрат в части предоставления льгот за жилищно-коммунальные услуги Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Законом Вологодской области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» не установлены.

Поэтому с учетом заявлений представителей ответчиков о необходимости применения срока исковой давности к периоду с 2002 года по июль 2007 года, в удовлетворении исковых требований Силинской И.Н. должно быть отказано.

Согласно п.9 ч.1 ст.1 Закона Вологодской области от 1 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогические работники областных государственных и муниципальных учреждений образования, а также пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в учреждениях образования в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом.

В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденным Постановлением Правительства области от 19 сентября 2005 года № 1019 (утратил силу с принятием Постановления Правительства Вологодской области № 402 от 16 апреля 2010 года), для предоставления мер социальной поддержки пенсионеры из числа педагогических работников обращаются с заявлением в учреждение по последнему месту работы (в котором предоставлялась льгота по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячная денежная выплата) и дополнительно предъявляют документ, удостоверяющий личность (паспорт) и трудовую книжку. Предоставление ежемесячной денежной выплаты производится с месяца обращения (подачи заявления с необходимыми документами). Таким образом, мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (на оплату жилья, отопления, освещения) носит заявительный характер.

Свидетель Ч.И.П. показала, что в отдел социальной защиты населения Силинская И.Н. обратилась в апреле 2010 года, чтобы узнать, какие льготы ей положены. Она пояснила, что более 10 лет проработала педагогом и имела льготы в период работы. После увольнения льготы получать перестала. В соответствии с Законом области от 1 июня 2005 года № 1285 – ОЗ, право на меры социальной поддержки имеют пенсионеры из числа педагогических работников, проработавшие в учреждениях образования не менее десяти лет и при условии, что на момент выхода на пенсию имели право на ежемесячную денежную выплату. До 1 мая 2010 года начислениями выплат занималось управление образования. Поэтому она предложила Силинской обратиться в управление образования.

Как следует из материалов дела, 24 апреля 2010 года Силинская И.Н. обратилась с заявлением в Управление образования Тарногского муниципального района и с момента заявления ей была назначена ежемесячная денежная выплата.

Изложенное позволяет прийти к выводу что требования Силинской И.Н. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Силинской И.Н. к управлению финансов Тарногского муниципального района, МДОУ «Айгинский детский сад», Департаменту финансов Вологодской области, Департаменту труда и социального развития о возмещении материального ущерба в сумме ...... рублей ...... копеек и компенсации морального вреда в размере ...... рублей, причиненных в связи с бездействием органа местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья – Н.В. Попова

СПРАВКА.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 24 декабря 2010 года решение Тарногского районного суда от 19 ноября 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Силинской И.Н. – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 24 декабря 2010 года.