УИД 35RS0021-01-2022-000139-21
Дело: 12-9/2022
РЕШЕНИЕ
с. Тарногский Городок 12 мая 2022 года
Судья Тарногского районного суда Вологодской области Еина Н.Н.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» (ИНН <***>, юридический адрес: 160009, <...>) на постановление № 19/11 от 11.03.2022 начальника Тарногского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 о привлечении к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 11.03.2022 № 19/11 общество с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» (далее ООО «Ломоватка-Лес») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в виде штрафа в размере 201 000 р.
ООО «Ломоватка-Лес» в лице представителя по доверенности ФИО1, обратилось в суд с жалобой на данное постановление, в обосновании указав, что в 2021 году согласно графику сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду по договору аренды лесного участка от 08.08.2008 № -02-16/269-2008, общество не выполнило работы по воспроизводству лесов, а именно рубки ухода в объеме 2,83 га. Планом установлен объем данных работ на 2001 год – 62,4 га, т.е. объем выполненных работ составил 59,57 га, лесоводственный уход не выполнен в объеме 10,6 га. Планом установлен объем работ на 2021 год 28,3 га, т.е. объем выполненных работ составил 17,7 га. Не выполненный объем работ относительно планового объема совсем небольшой.
Кроме того по указанному выше договору аренды лесного участка в соответствии с графиком сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2021 г. обществом в 2021 г. выполнено, а лесничеством принято 15 иных видов работ по охране, защите и воспроизводству лесов в полном объеме и без каких-либо замечаний. Обществом было заявлено ходатайство о возможности прекращения производства по делу в связи с малозначительностью либо снижением размера штрафа ниже низшего предела, однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано. Отмечают, что в настоящее время общество как и все другие организации в связи со сложившейся неустойчивостью финансово- экономической ситуацией в стране, находится с ложном положении. Разрабатываются и принимаются разные меры по сокращению затрат, принимаются все усилия для максимального сохранения рабочих мест. Общество стабильно и в сроки выплачивает заработные платы работникам, уплачивает налоги, сборы, другие обязательные платежи, имеет большие кредитные обязательства, возникшие по причине постоянного обновления автопарка, оборудования, улучшения условий труда работников, поэтому назначение наказания в виде штрафа в размере 201 000 рублей нанесет значительный урон по экономике предприятия. Со ссылкой на положения п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, правовые позиции, выраженные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25.02.2014 № 4-П, от 17.01.2013 № 1-П просит постановление 19/11 от 11.03.2022 отменить по малозначительности, а в случае если суд не усмотрит оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ просит снизить размер штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании представитель ООО «Ломоватка-Лес» ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме. Пояснила, что ООО «Ломоватка-Лес» находится в трудном финансовом положении в настоящее время работники переведены на режим неполного рабочего времени. В подтверждение трудного финансового положения представила приказ от 28.03.2022 «О ведении режима неполного рабочего времени». Просит жалобу удовлетворить.
Представитель Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 с доводами жалобы не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Из отзыва начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества ФИО3 следует, что 08 августа 2008 года между Департаментом лесного комплекса Вологодской области ( далее- Арендодатель) и ООО «Ломоватка-Лес» (далее- Арендатор) заключён договор аренды лесного участка № 02-02-16/269-2008, зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы 02.12.2008 г. за регистрационным номером 35-35- 10/023/2008-771, для осуществления заготовки древесины за плату, сроком действия до 02 апреля 2023 года. Арендатором ООО «Ломоватка-Лес» разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы (приказ Департамента от 10.12.2018 № 1850). Объемы и сроки выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов содержатся в разделе 4 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» Проекта освоения лесов. Арендатор лесного участка ООО «Ломоватка-Лес » в соответствии с п.п. «ж», «з» п. 11 раздела 3 договора аренды лесного участка № 02-02-16/269-2008 от 08.08.2008 года обязан осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством РФ и Проектом освоения лесов. Объемы и сроки выполнения работ установлены Проектом освоения лесов. Арендатор ООО «Ломоватка-Лес» за 2021 год обязан был выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов: рубки ухода в молодняках (осветление) на площади 62,4 га Фактически Арендатор выполнил и сдал Департаменту 59,6 га. Не выполнено работ на площади 2,8 га; лесоводственный уход за лесными культурами на площади 28,3 га. Фактически Арендатор выполнил и сдал Департаменту 17,7 га. Не выполнено работ на площади 10,6 га. В связи с тем, что ООО «Ломоватка-Лес» по договору аренды лесного участка № 02- 02-16/269-2008 от 08.08.2008 года не надлежащим образом исполнило взятые на себя обязательства в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а именно арендатор лесного участка ООО «Ломоватка-Лес» в соответствии с п.п. «ж», »з» п. 11 раздела 3 договора аренды лесного участка № 02-02-16/269-2008 от 08.08.2008 года, проектом освоения лесов, не выполнил и не сдал Департаменту лесного комплекса Вологодской области за 2021 год (01.01.2021-31.12.2021) работы по охране, защите и воспроизводству лесов: рубки ухода в молодняках (осветление) на площади 2,8 га, лесоводственный уход за лесными культурами на площади 10,6 га на арендованном лесном участке, расположенном на территории Тарногского лесничества, переданном в аренду на основании договора аренды лесного участка № 02-02-16/269-2008 от 08.08.2008, согласно проекту освоения лесов, тем самым нарушило п.п. «ж», »з» п. 11 раздела 3 договора аренды лесного участка № 02-02-16/269-2008 от 08.08.2008 г., п.п.»а» п.6 раздела 1 «Правил лесовосстановления», утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.2020 № 1014, п.п.3,4 раздела 1 «Правил ухода за лесами», утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 № 534, ст. 64 Лесного кодекса РФ. ООО «Ломоватка-Лес» привлечено к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ. На момент вынесения постановления о привлечении ООО «Ломоватка-Лес» к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ, работы по охране, защите и воспроизводству лесов арендатором были не выполнены и не сданы Департаменту лесного комплекса Вологодской области. Правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется. Доводы представителя ООО «Ломоватка-Лес», указанные в жалобе, об отмене постановления о назначении административного наказания по малозначительности, снижении размера штрафа ниже низшего предела являются несостоятельными, так как при вынесении постановления о назначении административного наказания ООО «Ломоватка-Лес» установлено, что ООО «Ломоватка-Лес » ранее привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по главе 8 КоАП РФ в период с 11.03.2021 по 11.03.2022, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При указанных выше обстоятельствах по делу совершенное административное правонарушение ООО «Ломоватка-Лес» не может быть признано малозначительным, так как могло причинить значительный вред окружающей среде. Просят постановление № 19/11 от 11.03.2022 оставить без изменения, жалобу ООО «Ломоватка-Лес» - без удовлетворения.
Заслушав участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положения статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках. Воспроизводство лесов включает в себя лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
08.08.2008 между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ООО «Ломоватка-Лес» заключен договор № 02-02-16/269-2008 аренды лесного участка, арендатору предоставлен лесной участок площадью 52 262 га, местоположение: Вологодская область, Тарногский муниципальный район, Тарногский районный отдел – государственное лесничество, Илезское участковое лесничество – кварталы № 9ч, 17ч, 26ч, 28ч, 37ч, 54ч, 59ч, 68ч, 78ч, 85ч, 86ч, 93ч, 105ч (целевое назначение – защитные леса), 9ч,10,16,17ч,19ч,20,25,26ч,27ч,28ч,29,31,32,33,34,37ч,38,39,41,42,43,44,47,48,49,50,54ч,56,57,59ч,61,62,63,64,65,66,68ч,69,70,75,76,78ч,80,81,83,84,85ч,86ч,90,91,93ч,105ч (целевое назначение – эксплуатационные леса), Спасское участковое лесничество – кварталы № 10,11,12,18,19,29,38,49,50 (целевое назначение – эксплуатационные леса), В-Кокшеньгское участковое лесничество – кварталы № 9,10,11,12,23,27,28,29,35,36,37,38,40,41,42,43,44,45,47,50,51,54,57,58,59,60,61,6465,66,67,68,70,71,72,76,78,80,84,85,86,99,100,101,102,107,108,109,110,114,115,116,122,123 (целевое назначение – эксплуатационные леса). Кадастровый номер 35:08:0000000:0176. Срок действия договора – с 08.08.2008 по 02.04.2023.
Согласно п.п. «а» п. 11 данного договора арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе соблюдать лесохозяйственные требования при заготовке древесины, предусмотренные действующими Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, не допускать причинение вреда лесам вследствие нарушений требований лесного законодательства.
Подпунктом «ж» пункта 11 данного договора предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объеме и сроки, указанные в Проекте освоения лесов и приложении № 6.
Исходя из положений подпункта з пункта 11 договора на арендатора возложена обязанность по сдаче по окончанию сроков выполнения работ по охране, защите и воспроизводству на арендуемом лесном участке согласно приложению № 6 к договору указанные работы на основании акта выполненных работ, с подписанием данного акта уполномоченными представителями сторон настоящего договора. Приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, ежегодно устанавливаемого соглашением сторон.
Начальником Тарногского территориального отдела – государственного лесничества утвержден график сдачи-приемки работ на 2021 год по охране, защите, и воспроизводству лесов на лесном участке по договору аренды от 08.08.2008 № № 02-02-16/269-2008 с ООО «Ломоватка-Лес», где общество обязано было выполнить в 2021 году, в том числе, рубки ухода в молодняках (осветление) на площади 62,4 га; лесоводственный уход за лесными культурами на площади 28,3 га. График согласован с представителем арендатора.
Вина ООО «Ломоватка-Лес» по ст. 8.27 КоАП РФ подтверждаются исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 11 от 25.02.2022, договором аренды лесного участка для заготовки древесины № 02-02-16/269-2008 от 08.08.2008, графиком сдачи-приемки работ на 2021 год, актами приемки работ по охран, защите, воспроизводству лесов, расположенных на лесном участке в границах земель лесного фонда, переданного в аренду, проектом освоения лесов и всеми материалами дела в их совокупности.
ООО «Ломоватка-Лес» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 27 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ломоватка-Лес» вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.27 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, и правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Обстоятельств для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в ходе рассмотрения дела не установлено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления должностного лица в части назначения административного наказания.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
В силу положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства ООО «Ломоватка-Лес» административного правонарушения, финансовое и имущественное положение привлекаемого лица, а так же, что уплата штрафа в размере 201 000 рублей может поставить привлекаемое лицо в тяжелое материальное положение, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, судья полагает возможным изменить постановление должностного лица в части назначения административного наказания и назначить ООО «Ломоватка-Лес» административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией ст. 8.27 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7. ч. 1 п. 2 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника Тарногского территориального отдела государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 от 11.03.2022 № 19/11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» изменить.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Ломоватка-Лес» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 500 рублей 00 копеек.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Н. Еина