НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия) от 19.07.2019 № 2-2/19

04RS0022-01-2017-000552-06

Дело № 2-2/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия Зайцев Э.Е.,

при секретаре Фетисовой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в защиту интересов муниципального образования «Тарбагатайский район» к Главе муниципального образования «Тарбагатайский район» Максимову Виктору Логеевичу о взыскании неосновательного обогащения, и к Администрации муниципального образования МО «Тарбагатаский район» о признании недействительными распоряжений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования «Тарбагатайский район», просит взыскать с главы муниципального образования «Тарбагатайский район» Максимова В.Л. сумму неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб. Исковые требования мотивированы тем, что по обращению депутата Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» ФИО6 проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности администрации МО «Тарбагатайский район». Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 975 0102 9990090100.21 в размере <данные изъяты> рублей. Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04.2016 № 818 в решение от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» внесены изменения. В частности, увеличены лимиты на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 975 0102 9990090100 121 на <данные изъяты> рублей, т.е. до <данные изъяты> рублей. 23.12.2016 состоялась очередная сессия Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», в повестку которой включено обсуждение и принятие (решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на 2016 год и плановый период 2016-2017 гг.». Согласно пояснительной записке, подготовленной начальником Управления финансов администрации МО «Тарбагатайский район» ФИО14, и проекту решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год», необходимость внесения изменений в указанное решение возникла ввиду не достижения показателей доходов бюджета в размере 2 500 тыс. рублей, и соответственно, в сокращении расходов бюджета на указанную сумму в части финансирования муниципальных программ. Проект решения принят большинством депутатов Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» без поправок. При этом вопрос о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на обсуждение депутатов Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на сессии 23.12.2016 не выносился и депутатами не принимался, соответственно лимиты по данной статье расходов составили <данные изъяты> рублей (в редакции Решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04.2016 № 818). Между тем, согласно своду начислений, удержаний и выплат на 2016 год Максимову В. Л. начислено и выплачено <данные изъяты> рубля, в том числе, оклад с учетом надбавок в размере <данные изъяты> рублей, отпускные в размере <данные изъяты> рублей, премии по итогам года в размере <данные изъяты> рублей, единовременной премии ко Дню местного самоуправления <данные изъяты> рублей. Указанное подтверждается расчетными листками главы МО «Тарбагатайский район» за январь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за февраль 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за март 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за апрель 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за май 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за июнь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за июль 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за август 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за сентябрь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за октябрь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за ноябрь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей, за декабрь 2016 года в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, главе МО «Тарбагатайский район» в отсутствие законных оснований и доведенных лимитов в 2016 году начислено и выплачено <данные изъяты> рубля. Превышение утвержденных бюджетом лимитов образовалось, в том числе, в связи с начислением и выплатой главе МО «Тарбагатайский район» премий в размере <данные изъяты> рублей по распоряжению от 26.04.2016 № 178 «О выплате премии ко Дню местного самоуправления», от 28.12.2016 № 708 «О выплате премии по итогам 2016 года», а также в связи с излишним начислением и выплатой отпускных за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей. Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 21.11.2014 № 19 утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений М О «Тарбагатайский район». Разделом Положения регламентирована оплата труда выборных должностных лиц. Так, оплата труда выборных должностных лиц включает в себя средства на выплату ежемесячного денежного содержания, состоящего из должностного оклада с применением районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в соответствии с Приложением № 1. Приложением № 1 к Положению установлен размер должностного оклада выборного должностного лица - Главы МО «Тарбагатайский район» в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109 утверждено Положение о поощрении выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. В соответствии с п. 2.3 Приложения № 1 к решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109 к материальным поощрениям выборных должностных лиц относятся выплата дополнительных премий по результатам работы за год в размере не более I предельного должностного оклада, выплата единовременного поощрения в связи с юбилейными датами в размере не более 1 предельного должностного оклада. Материальные поощрения в соответствии с п. 2.3 Приложения № 1 к решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109 могут быть выплачены при наличии экономии фонда оплаты труда, доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о бюджете на текущий финансовый год (п. 2.4 Решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109). Таким образом, представительный орган муниципального образования, самостоятельно определяет муниципальными правовыми актами размер и условия оплаты труда выборного должностного лица местного самоуправления. П.2.3 Приложения № 1 к решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109 предусмотрел исчерпывающий перечень оснований для премирования выборного должностного лица. Решением общего собрания работников МКУ «Администрация МО «Тарбагатайский район», МКУ «Хозяйственно-транспортный отдел» администрации МО «Тарбагатайский район», МКУ «Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» утвержден коллективный договор на 2016-2017 годы. Соглашением в коллективный договор внесены изменения: в раздел 4 «Оплата труда. Гарантийные и компенсационные выплаты» включен пункт 4.7.1, в соответствии с которым согласно ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ работникам, добросовестно исполняющим трудовые обязанности, при наличии финансовой возможности у Работодателя ко Дню местного самоуправления выплачивается единовременная стимулирующая выплата. Основываясь на указанных положениях коллективного договора, и раздела 4 Положения об оплате труда, утвержденного Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 21.11.2014 № 19, который регулирует оплату труда муниципальных служащих, а не выборных должностных лиц, главой МО «Тарбагатайский район» 26.04.2016 издано распоряжение о выплате работникам МКУ «Администрация МО «Тарбагатайский район» премии ко Дню местного самоуправления в размере 0,5 ежемесячного денежного содержания в пределах утвержденного фонда оплаты труда. На основании данного распоряжения в отсутствие принятого по данному вопросу в установленном законом порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления главе МО «Тарбагатайский район» Максимову В.Л. также начислена и выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручением № 290899 от 28.04.2016 г. Более того, при отсутствии экономии средств фонда оплаты труда и доходов, полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о бюджете на текущий финансовый год, а также в превышение доведенных лимитов, т.е. в отсутствие законных оснований, предусмотренных решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109, согласно распоряжению заместителя главы МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2016 № 708 главе МО "Тарбагатайский район» Максимову В.Л. начислена и выплачена премия по итогам года в размере <данные изъяты> рублей. Данное исковое представление подается в интересах муниципального образования «Тарбагатайский район», из бюджета которого незаконно выбыли денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, а также необходимостью восстановления нарушенных финансовых прав данного муниципального образования как экономической основы местного самоуправления путем возмещения ответчиком суммы неосновательного обогащения с целью обеспечения исполнения муниципальным образованием своих финансовых обязательств в рамках решения вопросов местного значения.

Впоследствии представителем истца заявлено ходатайство об увеличении исковых требований, просила признать недействительным распоряжение заместителя главы МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2016 № 708 «О выплате премии по итогам 2016 года»; признать недействительным распоряжение главы МО «Тарбагатайский район» от 26.04.2016 № 178 «О выплате премии ко Дню местного самоуправления» в части, устанавливающей премию ко Дню местного самоуправления в размере 0,5 ежемесячного денежного содержания в пределах утвержденного фонда оплаты труда главе МО «Тарбагатайский район» Максимову В.Л.

Определением от 28.05.2019 в качестве соответчика привлечено МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район».

В судебном заседании помощник прокурора Чебунина Д.С. исковые требования поддержала.

Ответчик глава МО «Тарбагатайский район» Максимов В.Л. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в ранее поданном отзыве на исковое заявление указал, что Заявленная в иске сумма составляет разность между фактически выплаченной суммой (<данные изъяты> руб.) и суммой, предусмотренной бюджетом МО «Тарбагатайский район» на 2016 год на функционирование высшего должностного лица муниципального образования (<данные изъяты> руб.). В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 21 Устава МО Тарбагатайский район Максимов В.Л. является главой МО «Тарбагатайский район», избранным на муниципальных выборах. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 21 Устава МО Тарбагатайский район Максимов В.Л. одновременно является руководителем Администрации МО «Тарбагатайский район». Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П, выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. В Постановлении от 27 июня 2013 г. N 15-П Конституционный Суд РФ отметил, что выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем. Согласно части 1 ст.11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. В соответствии с частью 2 ст.11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит положений о том, что деятельность главы муниципального образования (муниципального района) регулируется нормами ТК РФ. Согласно пункта 2 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими. Такие признаки деятельности выборного должностного лица местного самоуправления - главы муниципального района как отсутствие трудового договора (основание для наделения полномочиями - результаты выборов, зарегистрированные избирательной комиссией), отсутствие непосредственного работодателя, подотчетность народу (людям, проживающим на территории данного муниципального образования), избрание на должность не предусматривает наличие у главы определенной профессии (глава работает не по профессии). Таким образом, глава Тарбагатайского района, хотя и возглавляет местную администрацию, не является муниципальным служащим и не работает по трудовому договору. Обращаясь к нормам гражданского законодательства, при помощи ст.1109 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что в деятельности (работе) Максимова В.Л. имеются признаки трудовых отношений, такие как его подчинение внутреннему распорядку работы Администрации (глава МО «Тарбагатайский район» одновременно является руководителем МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район», у которой имеются определенные часы работы, выходные дни), наличие ежегодного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (п.10 ст.21 Устава МО «Тарбагатайский район»), занесение сведений о работе в должности главы района, а также сведений о поощрениях (п.2.2 Приложения №1 к решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015г. №109) в трудовую книжку. П.10 ст.21 Устава МО «Тарбагатайский район» к главе МО «Тарбагатайский район»: 10. Главе муниципального образования «Тарбагатайский район» предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. К нему суммируется дополнительный оплачиваемый отпуск: за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - 8 календарных дней; за ненормированный рабочий день - не более 17 календарных дней. Необходимо отметить, что глава МО «Тарбагатайский район» является также руководителем МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район», что дает основание говорить о наличии трудовых отношений. На главу МО «Тарбагатайский район» распространяется действие ст.6 Закона Республики Бурятия от 8 мая 2009 г. N 798-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» Статья 6. Гарантии трудовых прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления: 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выборному должностному лицу местного самоуправления за счет средств местного бюджета устанавливается оплата труда в соответствии с муниципальными правовыми актами с учетом положений федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия. В МО «Тарбагатайский район» действует Положения об оплате труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений МО «Тарбагатайский район», утвержденное решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 21 ноября 2014 г. № 19. Указанное Положение распространяется на главу МО «Тарбагатайский район» - руководителя администрации, который указан как работник муниципального казенного учреждения Администрация МО «Тарбагатайский район». Раздел 2 Положения озаглавлен как «Оплата труда выборных должностных лиц МО «Тарбагатайский район»: 1. Оплата труда выборных должностных лиц включает в себя средства на выплату ежемесячного денежного содержания, состоящего из должностного оклада с применением районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, в соответствии с приложением №1. Обращаем внимание на словосочетание «оплата труда». Не применяется слова или словосочетания «вознаграждение», «оплата работы», «оплата за осуществление функций, полномочий», то есть, в любом случае речь идет о труде. Исполнение обязанностей главы района и по совместительству руководителя районной администрации есть работа Максимова В.Л., который не имеет иного источника в качестве средств к существованию. Законом запрещено главе муниципального образования, главе местной администрации заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (п.9 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3, п.9 ст.5 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417- III (ред. от 30.06.2016) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" (принят Народным Хуралом РБ 16.09.2003). На должностной оклад Максимова В.Л., установленного Приложением №1 к Положению об оплате труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений МО «Тарбагатайский район» начисляется районный коэффициент и стажевая процентная надбавка, что приравнивает выплаты Максимову В.Л. к заработной плате. Работники МКУ «Администрация муниципального образования «Тарбагатайский район» - члены соответствующей первичной профсоюзной организации являются членами Общероссийского профессионального союз работников государственных учреждений и указанного общероссийского профсоюза. Согласно пункта 8 раздела III Устава членами Профсоюза могут стать: 1) Работники, осуществляющие трудовую и служебную деятельность в Учреждениях. Глава Администрации МО «Тарбагатайский район» осуществляет трудовую служебную деятельность в администрации как муниципальном казенном учреждении, несмотря на то, что отсутствует трудовой договор или контракт. Устав профсоюза не устанавливает обязательного требования, чтобы член профсоюза работал по трудовому договору или контракту, следовательно, Максимова В.Л. можно считать членом Общероссийского профессионального союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, на которого распространяется коллективный договор от 25.05.2017г. (п.1.6 коллективного договора). Согласно пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Счетная ошибка отсутствует. Согласно правоприменительной практики под ней подразумевается арифметическая ошибка, которой нет. Недобросовестность также отсутствует, так как Максимов В.Л. не сам начислял себе взыскиваемые суммы и не принимал решения, явившиеся основанием для их начисления. Из содержания статьи 1109 ГК РФ следует, что действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного начисления приравненных к заработной плате платежей главе муниципального района (главе соответствующей районной администрации) и перерасхода средств муниципального бюджета при отсутствии недобросовестности со стороны получателя указанных сумм и счетной ошибки. Дополнительно следует дать пояснение по сумме <данные изъяты> руб. Во взыскиваемую сумму <данные изъяты> руб. входит <данные изъяты> руб. - излишнее, по выражению прокуратуры, начисление и выплата отпускных за 2016 год. Считает, что недоработки в проекте бюджета на очередной финансовый год (на 2017 год), то есть неполное заложение денежных средств необходимых для выплаты отпускных главе муниципального образования, не могут являться основанием для лишения главы района установленной законом (статья 6 Закона Республики Бурятия от 8 мая 2009 г. N 798-IV) выплату отпускных. Учитывая, что на сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», состоявшейся 23.12.2016 года депутатами принято решения № 159 о повышении лимитов по статье 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования), что было подтверждено пояснениями представителя финансового органа Администрации МО «Тарбагатайский район», а затем принятое Советом решение подписано и опубликовано в средствах массовой информации, вступило в законную силу и имеет юридическое значение, так как не отменялось, не оспаривалось и не подвергалось внесению изменений. Таким образом признаков незаконности получения и выплаты денежных средств нет. Администрация МО «Тарбагатайский район» и ее должностные лица не несут и не могут нести ответственность за принятые Советом депутатов решения, потому что принятие решения о бюджете в силу п.10 ст. 35 Федерального Закона № 131 и ч.1 ст. 153 Бюджетного Кодекса РФ относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, соответственно представительный орган муниципального образования муниципального района отвечает за принятое Советом решение, соответственно. На основании изложенного считает, что в соответствии со ст.1109 ГК РФ основания для взыскания отсутствуют, так как взыскиваются платежи, приравненные к заработной плате, и отсутствуют недобросовестность со стороны ответчика или счетная ошибка, в связи с чем иск прокурора не признает и считает не подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика Сафонов В.С. исковые требования не признал, пояснил, что доводы и возражения относительно исковых требований прокурора района представленные в суд представителем главы МО « Тарбагатайский район» Максимова В.Л. поддерживает в полном объеме, а принятое судом заявление об увеличении исковых требований содержащее иное требование об оспаривании распоряжения администрации МО « Тарбагатайский район» от 26.04.2016 г № 178 и № 708 от 28.12.2016 г. не подлежащими рассмотрению в одном производстве в рамках ранее заявленных требований. Решением судьи Верховного суда Республики Бурятия от 27 ноября 2018 г., вступившим в законную силу, решение совета депутатов МО « Тарбагатайский район» № 159 от 23.12.2016 г. « О внесении изменений в решение Совета депутатов МО « Тарбагатайский район» « О бюджете МО « Тарбагатайский район» на 2016 г. в части утвержденных расходов в приложении № 6» « распределение бюджетных ассигнований... на функционирование высшего должностного лица МО размере <данные изъяты>.. .» и в приложении № 7 « ведомственная структура расходов бюджета МО на 2016 г. расходов на фонд оплаты труда муниципальных органов в размере <данные изъяты> руб. признаны недействующими с момента принятия. Из текста решения следует, что данное решение признано недействующим исключительно по причине нарушения установленных процедур его принятия представительным органом муниципальной власти, к исключительной компетенции которого относиться вопросы принятия бюджета и внесения в него соответствующих изменений. При этом наличие или отсутствие объективных причин, явившихся основанием для инициирования данных изменений в соответствующие строки бюджета не являлось предметом рассмотрения в рамках указанного спора или в рамках иных судебных дел. Между тем, исковые требования прокурора обосновываются именно незаконностью внесенных в бюджет изменений в части увеличения расходов на содержание высшего должностного лица МО « Тарбагатайский район с <данные изъяты> руб. до указанных выше <данные изъяты> руб., подтвержденных в настоящее время указанным решением суда, постановленном по указанным выше основаниям. К указанному выше решению сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» глава и руководитель администрации МО « Тарбагатайский район» Максимов В.Л. прямого отношения не имеет, поскольку в его полномочия и в полномочия руководимой им администрации не входят вопросы принятия решений по утверждению бюджета или внесения в него изменений. Правовое положение главы МО и руководителя администрации МО «Тарбагатайский район» регулируется ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, Уставом МО « Тарбагатайский район», Положением об оплате труда выборных должностных лиц от 2014 г., иными нормативными актами органов республиканской и районной власти, которыми, в том числе, регламентируются некоторые вопросы, относящиеся к оплате деятельности данного выборного лица муниципального образования. Максимову В.Л. как главе и руководителю администрации МО « Тарбагатайский район» и как гражданину РФ, гарантируется защита его трудовых прав, в том числе в части оплаты труда. Как было установлено в рамках рассмотрения уголовного дела по обвинению начальнику ФУ администрации МО « Тарбагатайский район» Калашниковой В.И., в бюджет района на 2016 г. в целях его минимизации в строку бюджета «расходы на фонд оплаты труда» в части главы были внесены и утверждены средства в размере <данные изъяты> рублей, без учета изменений МРОТ, произошедшего в июне 2016 г. и выплаты отпускных, в связи с чем, в целях избежания нарушений трудовых прав Максимова В.Л. и соответствующего формирования кредиторской заложенности бюджета района, по инициативе финансовых органов администрации и в соответствии с положениями Постановления правительства РБ № 589 от 30.11.2015 г., в пределах установленных лимитов, был произведен соответствующий расчет средств, в пределах соответствующего раздела бюджета и за счет его перераспределения, гарантирующих соблюдение трудовых прав Максимова В. Л., которое было оформлено в виде распоряжения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись. Распоряжение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в этой части, принято в соответствии с требованиями норм соответствующих положений, оно никем не оспорено и не признано недействительным. Утверждение данных изменений в сводную бюджетную роспись решением о внесении изменений в бюджет района не требуется. Полагает, что требуемые истцом суммы являются ничем иным как заработанная плата и приравненные к ней выплаты, гарантированные ответчику в качестве единственного средства к существованию и не подлежащими возврату в соответствии с положениями норм ст. 1109 ГК РФ.

Представитель МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» Медведева А.С. пояснила, что не согласна с тем, что в распоряжении заместителя главы МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2016 № 708 «О выплате премии по итогам 2016 года» и распоряжении главы МО «Тарбагатайский район» от 26.04.2016 № 178 «О выплате премии ко Дню местного самоуправления» в части, устанавливающей премию ко Дню местного самоуправления в размере 0,5 ежемесячного денежного содержания в пределах утвержденного фонда оплаты труда главе МО «Тарбагатайский район» имеется неосновательное обогащение. Данные распоряжения касаются не только главы, но и муниципальных служащих. Считает, что пропущен срок исковой давности, т.к. у прокурора еще в 2017 году была возможность обжаловать данные распоряжения, но никто их не обжаловал и не отменял. Кроме этого решение Верховного суда РБ, которое было оставлено в силе, говорит не о том, что незаконно выплачены какие-то премии, суммы главе, а говорит о работе представительного органа, что представительным органом было неправильно принято решение, что им была нарушена процедура его принятия. Вопрос как раз стоял о нарушении процедуры принятия данного решения № 159, которое обжаловалось, где ответчиком выступал представительный орган. Доводы истца о том, что глава МО «Тарбагатайский район» не состоит в трудовых отношениях, не объективны, так как согласно Уставу МО «Тарбагатайский район» он является главой – руководителем Администрации и трудовой договор с ним не заключался, тем не менее, он состоит в трудовых отношениях с Администрацией, поскольку он является ее руководителем. Несмотря на то, что истец ссылается на решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 159, которое было отменено, причем отменено было не полностью, а в части, еще есть и решение 194, в котором было принято решение об исполнении бюджета за 2016 года, оно тоже не оспаривалось и не отменялось. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Истцом в обоснование иска были представлены следующие доказательства.

Согласно заявлению депутата районного <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ она просит принять меры по возврату денежной суммы незаконно полученной главой Тарбагатайского района.

Согласно заключению по соблюдению бюджетного законодательства при выплате денежного вознаграждения главе МО «Тарбагатайский район» и муниципальным служащим МО «Тарбагатайский район» в 2016 году.

Согласно решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 97 утверждены основные характеристики бюджета МО «Тарбагатайский район» на 2016 г., и предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно пояснительной записке к решению «О бюджете МО «Тарбагатайский район» на 2016 г.» в основу формирования бюджета заложены основные параметры прогноза социально-экономического развития Тарбагатайского района на 2016-2018; основные направления бюджетной и налоговой политики; предварительный реестр расходных обязательств района; прогнозные данные о поступлении доходов.

Согласно решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04.2016 № 118 внесены изменения в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете МО «Тарбагатайский» на 2016 год», увеличены лимиты расходов на функционирование высшего должностного лица муниципального образования до <данные изъяты> рублей.

Согласно пояснительной записке к внесению изменений в бюджет 2016 года доходы увеличены на <данные изъяты> тыс. руб., в т.ч. за счет увеличения безвозмездных поступлений из республиканского бюджета на <данные изъяты> тыс. руб.; за счет увеличения налоговых, неналоговых доходов на <данные изъяты> тыс. руб.

Согласно решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016 № 159 внесены изменения в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете МО «Тарбагатайский» на 2016 год», увеличены лимиты расходов на функционирование высшего должностного лица муниципального образования до <данные изъяты> рублей.

Решением Верховного суда Республики Бурятия от 27.11.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда РФ от 19.01.2019 года, признаны недействующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» от 23 декабря 2016г. № 159 «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016г.» в следующей части:

- в части утвержденных в приложении №6 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, видам расходов, ведомствам, а также по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2016 год» расходов на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 99 9 00 90100 121 975 01 02 в размере <данные изъяты> руб.;

- в части утвержденных в приложении № 7 «Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования на 2016 год» расходов на фонд оплаты труда муниципальных органов по строке 975 01 02 99 9 00 90100 121 в размере <данные изъяты> руб.

Согласно штатному расписанию Администрации МО «Тарбагатайский район» с 01.01.2017 г. оклад главы МО «Тарбагатайский район» составил <данные изъяты>, всего с 1,5 – <данные изъяты>.

Согласно распоряжению Администрации МО «Тарбагатайский район» от 26.04.2016 № 178 решено: ко Дню местного самоуправления выплатить премию работникам МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» в размере 0,5 ежемесячного денежного содержания в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Согласно распоряжению Администрации МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2016 № 708 решено: выплатить премию выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе по итогам года, в размере <данные изъяты> руб., в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Согласно представленным расчетным листкам Максимову В.Л. за 2016 год произведены выплаты на общую сумму <данные изъяты> рубля.

Согласно приговору Тарбагатайского районного суда от 13.05.2019 Калашникова В.И. (по факту внесения ею ложных сведений в решение совета депутатов муниципального образования «Тарбагатаский район» № 159 от 23.12.2016 года в части увеличения расходов на функционирования высшего должностного лица муниципального образования) осуждена по ч. 1 ст. 292 УК РФ к штрафу в размере 30000 руб. с рассрочкой его выплаты на 12 месяцев равными частями. Согласно ч. 8 ст. 302 УПК РФ Калашникова В.И. освобождена от отбывания наказания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 234 УПК РФ – в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса российской Федерации (ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (ч. 2 ст. 1102 ГК РФ).

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Органы местной администрации, являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

В соответствии со ст. 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В соответствии с п. 1 ст. 86 БК расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвёртом пункта 1 статьи 86 БК РФ, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (п. 2 ст. 86 РФ).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», (далее Федеральный закон № 25-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 25-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как разъяснил Конституционный суд РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова") Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).

Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

В судебном заседании установлено, что Максимов В.Л. 19.09.2014 года на основании решения избирательной комиссии муниципального образования «Тарбагатайский район» от 15.09.2014 года № 323 «О результатах выборов главы муниципального образования «Тарбагатайский район» 14 сентября 2014 года» приступил к исполнению обязанностей главы муниципального образования Тарбагатайский район, в которой состоит до настоящего времени.

Учитывая изложенные выше положения закона, суд полагает, что Максимов В.Л., осуществляя деятельность на выборной должности, не состоит на муниципальной службе и не является муниципальным служащим.

Доводы представителя ответчика о том, что Максимов В.Л. одновременно является руководителем Администрации МО «Тарбагатайский район», в силу приведенных выше разъяснений о природе публично-правового статуса выборного должностного лица местного самоуправления, не указывают на то, что он является муниципальным служащим.

Как установлено частями 1, 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Согласно п. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 11.03.2016 № 113 внесены изменения в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 21.11.2014 «Об утверждении Положения «Об оплате труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений МО «Тарбагатайский район» установлено, что оплата труда выборных должностных лиц включает в себя средства на выплату ежемесячного денежного содержания, состоящего из должностного оклада с применением районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в соответствии с приложением № 1.

Приложением № 1 предусмотрен должностной оклад главы МО «Тарбагатайский район» в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно Положению «О поощрении выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе МО «Тарбагатайский район» утвержденных решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 109 к материалным поощрениям относятся выплата дополнительных премий по результатам работы за год в размере не более 1 предельных должностных окладов, выплата единовременного поощрения в связи с юбилейными датами, в размере не более 1 предельных должностных окладов.

При этом материальные поощрения могут быть выплачены при наличии экономии фонда оплаты труда; доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» о бюджете на текущий финансовый год.

Вместе с тем, действующими лимитами расходов на функционирование высшего должностного лица муниципального образования указанных расходы предусмотрены в размере <данные изъяты> рублей.

Однако в соответствии с представленными бухгалтерскими документами Максимову В.Л. произведены выплаты на общую сумму <данные изъяты> рубля.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что выплаченные Максимову В.Л. денежные средства сверх установленных решением представительного органа местного самоуправления лимита являются неосновательным обогащением.

При этом суд полагает необходимым признать недействительным распоряжение заместителя главы МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2016 года № 708 «О выплате премии по итогам года», т.к. оно вынесено при фактическом отсутствии экономии фонда оплаты труда; доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» о бюджете на текущий финансовый год.

Оснований для признания недействительным распоряжения главы МО «Тарбагатайский район» от 26.04.2016 года № 178 «О выплате премии ко Дню местного самоуправления» суд не находит поскольку указанным распоряжением установлено выплатить премию работникам МКУ Администрация МО «Тарбагатаский район» в то время как Глава муниципального образования является выборным должностным лицом и работником Администрации МО «Тарбагатайский район» не является.

Вместе с тем, суд полагает, что указанное распоряжение не предоставляло права на указанную премию главе муниципального образования Максимову В.Л.

В связи с изложенным суд полагает, что исковые требования в части взыскания с Максимова В.Л. неосновательного обогащения подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика, представителей ответчиков о том, что денежные средства полученные Максимовым В.Л. являются заработной платой, которая не подлежит взысканию в силу ст. 1109 ГК РФ является несостоятельным, поскольку как указано выше Максимов В.Л. не состоял в трудовых отношениях с администрацией муниципального района, не заключал трудовой договор, не получал заработную плату, ему выплачивалось ежемесячное денежное содержание.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче данного иска прокурора был освобождён от уплаты государственной пошлины.

Поскольку исковые требования заместителя прокурора удовлетворены, с Максимова В.Л. в доход бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район» необходимо взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в защиту интересов муниципального образования «Тарбагатайский район» к Главе муниципального образования «Тарбагатайский район» Максимову Виктору Логеевичу о взыскании неосновательного обогащения, и к Администрации муниципального образования МО «Тарбагатаский район» о признании недействительными распоряжений удовлетворить частично.

Признать недействительным распоряжение заместителя главы МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2016 № 708 «О выплате премии по итогам 2016 года».

Взыскать с Максимова Виктора Логеевича в доход муниципального образования «Тарбагатаский район» неосновательное обогащением в сумме <данные изъяты> рубля, а также государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении исковых требований о признании недействительным распоряжения главы МО «Тарбагатайский район» от 26.04.2016 № 178 «О выплате премии ко Дню местного самоуправления» в части, устанавливающей премию ко Дню местного самоуправления в размере 0,5 ежемесячного денежного содержания в пределах утвержденного фонда оплаты труда главе МО «Тарбагатайский район» Максимову В.Л. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2019 года.

Судья: Зайцев Э.Е.

СОГЛАСОВАНО

Судья Тарбагатайского районного суда: Зайцев Э.Е.