Тандинский районный суд Республики Тыва
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тандинский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-326/10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 декабря 2010 года с.Бай-Хаак
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ажи С.А.,
при секретаре Яндугановой Ж.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тандинского района Соловьев С.С. в интересах муниципального образования лиц к Администрации сельского поселения сумон Арыг-Бажынский Тандинского кожууна Республики Тыва о наложении обязанности по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
у с т а н о в и л:
Прокурор Тандинского района Соловьев С.С. обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования к администрации сельского поселения сумон Арыг-Бажынский Тандинского кожууна о наложении обязанности по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, ссылаясь на то, что в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Арыг-Бажынский Тандинского района Республики Тыва не осуществляется заказ на проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Согласно п.п. 1,2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 55 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от местных налогов и сборов. Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц. Согласно статье 2 п. 1 Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". утвержденного Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года за № 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. В соответствии с п. 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Согласно данным ГП «Бюро технической инвентаризации» администрация сельского поселения сумон Арыг-Бажынский Тандинского района РТ не обращались в органы БТИ с заказами о проведении оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что влияет на начисление налога на имущество физических лиц. Данный вид налога зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения, следовательно, местный бюджет недополучает значительные денежные средства. Таким образом в нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией сельского поселения сумон Арыг-бажынский Тандинского района Республики Тыва не принято мер по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что не позволяет должным образом начислять налог на имущество физических лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Тандинского района Куулар К.К. поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд. наложить на администрацию сельского поселения сумона Арыг-Бажынский обязанность по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в трехмесячный срок.
В судебном заседании ответчик глава администрации сельского поселения сумон Арыг-Бажынский Тандинского района Республики Тыва ФИО1 с заявленными прокурором требованиями согласился в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.п. 1,2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственным доходам местных бюджетов относятся доходы от местных налогов и сборов.
Согласно статье 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.
Согласно статье 2 п. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденного Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года за № 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с п. 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.
Из представления прокурора Тандинского района от 10 мая 2010 года Соловьев С.С., адресованного главе сельского поселения сумона Арыг-Бажынский следует, что в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Арыг-Бажынский не принято мер по проведению оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, что не позволяет должным образом начислять налог на имущество физических лиц.
В последующем прокурором Тандинского района Соловьев С.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 декабря 2010 года по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения Арыг-Бажынский ФИО1
Согласно ответу ГУП Бюро технической инвентаризации Администрация сельского поселения Арыг-Бажынский Тандинского района в органы БТИ с заявками о проведении оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности за период 2009-2010 г.г. не обращались.
Администрация сельского поселения сумона Арыг-Бажынский не представило суду никаких доказательств того, что они обращались в органы БТИ с заявками о проведении оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности сумона Арыг-Бажынский, и глава сельского поселения согласился с предъявленными прокурором требованиями.
На основании п. 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор Тандинского района был вправе обратиться в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования.
Отсутствие данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений по состоянию на 1 января каждого года, заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом, которых выступают органы местного самоуправления, в результате чего не начислен налог на имущество физических лиц, местный бюджет недополучил доходы от местных налогов, так как данный вид налога зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора Тандинского района подлежат удовлетворению.
При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Арыг-Бажынский освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тандинского района Соловьев С.С. удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения сумона Арыг-Бажынский Тандинского кожууна провести оценку строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2010 года.
Судья Ажи С.А.