НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского районного суда (Тамбовская область) от 21.12.2017 № 12-291/17

Дело 12-291/2017

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2017 года г.Тамбов

Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Симонова Т.А.,

рассмотрев жалобу ООО «Тамбовский бекон» на постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Артамоновой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Артамоновой О.В. ООО «Тамбовский бекон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 56 000 рублей.

Государственным инспектором труда установлено, что ООО «Тамбовский бекон» нарушены требования трудового законодательства РФ, а именно: Д. принята на работу по срочному трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительных соглашений от 20.02.2016 г., 11.04.2017 г. приказ от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с Постановлением РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от ДД.ММ.ГГГГ и с Законом Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 72-3 "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 474) для женщин, работающих в сельской местности, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю).

В нарушение ст. 57 ТК РФ, Постановления РСФСР №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 года в трудовых договорах с женщинами, работающими в сельской местности (п. 1.1. ч. 1 ТД указано место работы: 392520, Тамбовская обл., Тамбовский район, Борщевка с., Придорожная ул., д. 1) п. 6.2. ч. 6 ТД установлен режим рабочего времени: нормальная продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю. В силу ст. 57 ТК РФ обязательным условием для включения в ТД является - режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

За ненадлежащее оформление трудовых договоров предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Тамбовский бекон» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указано, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовой кодекс Российской Федерации требует от работодателей соблюдения ими требования о форме трудового договора: «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами» (ч. 1 ст. 67).

Постановлением Минтруда России от 14 июля 1993 г. № 135 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора в письменной форме и примерная форма трудового договора, а также Постановлением Минтруда России от 23 июля 1998 г. № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Крайнего Севера. В настоящее время эти Рекомендации могут быть использованы в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

Нормы об оформлении трудового договора содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации в главе 11 «Заключение трудового договора» (ст. ст. 66 - 68). Следовательно, заключение трудового договора является более широким понятием, чем оформление трудового договора. Толковый словарь русского языка под оформлением понимает внешний вид чего-то; оформить - значит придать чему-нибудь окончательную, установленную или необходимую форму.

Трудовой кодекс Российской Федерации требует от работодателей соблюдения ими требования о форме трудового договора: «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами» (ч. 1 ст. 67).

Под ненадлежащим оформлением трудового договора следует понимать нарушение процедурных и материальных норм Трудового кодекса Российской Федерации в части придания трудовому договору необходимой (установленной в законе) формы, в том числе заключение договора ненадлежащим лицом (т.е. лицом, не обладающим соответствующими полномочиями) или с ненадлежащим лицом (дисквалифицированным, лишенным права заниматься определенной деятельностью, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся уголовному преследованию в случаях, установленных законодательством); оформление договора с нарушением определенных сроков, в меньшем количестве экземпляров и др.

Факт ненадлежащего оформления трудовых договоров отсутствует, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Вина ООО «Тамбовский бекон» в том, что трудовые договора оформлены ненадлежащим образом, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствует, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 2 части 1 статьи 29.9 данного Кодекса является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (отсутствие вины в совершении административного правонарушения).

Кроме того, указывает, что срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления истек, постановление вынесено не уполномочным лицом.

В судебном заседании представитель ООО «Тамбовский бекон» Горюнова Т.А. настаивает на удовлетворении данной жалобы. Кроме того, представила дополнение к жалобе, указав, что требования Постановления РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 года распространяются только в отношении женщин, проживающих в сельской местности. Д. проживает в <адрес>, следовательно, данные положения в отношении неё не применяются.

Представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области Селюков А.Ю. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно статье 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Обязательными для включения в трудовой договор, в соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ, является условие об оплате труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); условие об обязательном социальном страховании работника.

Согласно ст. 68 ТК РФ приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

Согласно п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 01 ноября 1990 г. установлена с ДД.ММ.ГГГГ для женщин, работающих в сельской местности 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час), а также один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в результате проверки в отношении ООО "Тамбовский бекон» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение положений ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре, заключенном с Д. (п. 1.1. ч. 1 ТД указано место работы: 392520, Тамбовская обл., Тамбовский район, Борщевка с., Придорожная ул., д. 1) п. 6.2. ч. 6 ТД установлен режим рабочего времени: нормальная продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю, а должно быть 36 часов в неделю.В силу ст. 57 ТК РФ обязательным условием для включения в ТД является - режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) заключенных с работниками, указанными в постановлении. Данное нарушение допущено в отношении Д.

Нарушены положения Постановления «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 01 ноября 1990 г., ч. 2 ст. 22, 129, 135, ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Заработная плата Д. начислялась из расчета 40-часовой рабочей недели. Тогда как, для данной категории работников нормальная продолжительность рабочего времени установлено не более 36-ти часов в неделю, а соответственно заработная плата должна выплачиваться в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: актом проверки №ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении нарушений трудового законодательства протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Дудовой от ДД.ММ.ГГГГ, срочным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

При разрешении настоящего дела должностное лицо административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установил все юридически значимые обстоятельства совершения должностным лицом описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, правильно применил положения действующего законодательства, дал надлежащую юридическую оценку действиям (бездействию) привлекаемого лица.

Доводы жалобы о том, что под ненадлежащим оформлением трудового договора следует понимать нарушение процедурных и материальных норм Трудового кодекса Российской Федерации в части придания трудовому договору необходимой (установленной в законе) формы, в том числе заключение договора ненадлежащим лицом (т.е. лицом, не обладающим соответствующими полномочиями) или с ненадлежащим лицом (дисквалифицированным, лишенным права заниматься определенной деятельностью, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся уголовному преследованию в случаях, установленных законодательством); оформление договора с нарушением определенных сроков, в меньшем количестве экземпляров, противоречит диспозиции ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ из которой следует, что административная ответственность по указанной части статьи наступает при условии ненадлежащего оформления трудового договора.

Ненадлежащее оформление трудового договора выразилось в нарушении ст. 57 ТК РФ.

Несостоятельны доводы представителя Горюновой Т.А. об истечении срока привлечения к административной ответственности, так как вменяемое Обществу нарушение является длящимся, поскольку начиная со дня заключения трудового договора – ДД.ММ.ГГГГ и на протяжении всего срока наличия трудовых отношений с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ нарушение трудовых прав работника Д., выражено в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обществом предусмотренных обязанностей. Таким образом, дату совершения нарушения следует исчислять с момента его обнаружения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Довод о том, что постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено неуполномоченным должностным лицом, основан на неправильном толковании норм КоАП РФ.

Как следует из содержания части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 таким органом является Федеральная служба по труду и занятости.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 статьи 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе государственные инспектора труда (пункт 8 части 2 статьи 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Довод о том, что положения Постановления РСФСР № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» от 1 ноября 1990 года не могут быть применены в отношении рассматриваемой ситуации, поскольку Д. зарегистрирована в <адрес>, а не в сельской местности, несостоятельны и основаны на неверном понимании закона, поскольку Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03 февраля 2010 года N 149-О-О (пункт 4), согласно которой предусматривая меры, направленные на дополнительную защиту трудовых прав работников, в том числе на сокращение продолжительности рабочего времени, в том числе для женщин, работающих в сельской местности, законодатель в силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 5) и 55 (часть 3) Конституции РФ должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации, как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре.

Законом Тамбовской области от 21.06.1996 N 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» <адрес>, в котором осуществляла трудовую деятельность Д., наделено статусом сельского населенного пункта.

С учетом изложенного, постановление о привлечении ООО «Тамбовский бекон» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями части 1 статьи 28.3 и частей 1, 2 статьи 23.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Артамоновой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Артамоновой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Тамбовский бекон» оставить без изменения, а жалобу ООО «Тамбовский бекон» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в вышестоящий суд в порядке, предусмотренном ст.30.2 -30.8 КоАП РФ.

Судья - Т.А.Симонова