дело № 2а-360/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2020 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Т.А. Симоновой,
при секретаре С.А. Николюкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налога на по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., за 3-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на добавленную стоимость за период с 14.09.2018 по 29.11.2018 в сумме <данные изъяты>., штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость в сумме <данные изъяты> руб., по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме <данные изъяты> руб., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ период с 05.12.2018 по 05.12.2018 в сумме <данные изъяты> руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 28.02.2018 в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование административного иска указано, что 14.11.2018 года ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможениого союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанности налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой
ФИО1 11.09.2018 г. представила в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тамбовской области налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 г., где сумма к уплате в бюджет по сроку уплаты 25.07.2018 составила <данные изъяты> руб. (в связи с имеющейся переплатой в размере <данные изъяты> руб. на 01.09.2018, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по сроку уплаты 25.07.2018 года составила <данные изъяты> руб. ), по сроку уплаты 27.08.2018 сумма налога к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб.
ФИО1 25.09.2018 в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тамбовской области, представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 г. по сроку уплаты 25.09.2018, где сумма к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб.
Кроме того, ФИО1 представлены налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2018: представлена налоговая декларация по сроку уплаты 25.10.2018 - сумма к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб., представлена налоговая декларация по сроку уплаты 26.11.2018 - сумма к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 174 НК РФ уплата налога, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Однако, в нарушение ст. 174 НК РФ ФИО1 не перечислила в бюджет, вышеуказанные суммы налога на добавленную стоимость в общей сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ ФИО1 начислены пени по налогу на добавленную стоимость за период с 14.09.2018 года по 29.11.2018 года в сумме <данные изъяты> руб.
ФИО1 были направлены требования №15259 от 07.11.2018 года с предложением в добровольном порядке до 30.11.2018 года погасить задолженность, №13172 от 14.09.2018 года с предложением в добровольном порядке до 09.10.2018 года погасить задолженность, №15459 от 29.11.2018 года с предложением в добровольном порядке до 29.12.2018 года погасить задолженность, № 13270 от 28.09.2018 года с предложением в добровольном порядке до 23.10.2018 года погасить задолженность.
Требования налогового органа не исполнены, что послужило основанием для взыскания задолженности в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в судебном порядке. Остаток непогашенной задолженности по налогу и пени составляет <данные изъяты> руб.
Межрайонной ИФНС России №4 по Тамбовской области в порядке ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка налговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года, по результатам которой 01.03.2019 года принято решение №67 о привлечении ФИО1 к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Так как в установленные законодательством срок штраф уплачен не был, в соответствии со ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, должнику направлено требование об уплате налога (сбора), пени, штрафа № 32737 от 22.04.2019 с предложением в добровольном порядке уплатить сумму задолженности в срок до 04.06.2019.
В соответствии со ст. 207 НК РФ, 80 НК РФ ФИО1 представила в Межрайонную ИФНС России №4 по Тамбовской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год. В представленной декларации сумма исчисленного налога по данным налогоплательщика составила <данные изъяты> руб., срок уплаты 16.07.2018.
В нарушение п.4 ст. 228 НК РФ ФИО1 сумма исчисленного НДФЛ уплачена не в полном объеме: 16.08.2018 г: в сумме <данные изъяты> руб., 29.10.2018 г. в сумме <данные изъяты> и <данные изъяты> руб., 01.11.2018 г. в сумме <данные изъяты> руб. Остаток непогашенной задолженности составляет <данные изъяты> руб.
Кроме того, в нарушение ст. 432 НК РФ ФИО1 самостоятельно не исчислила и не уплатила суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2018 г. Таким образом, МИФНС № 4 по Тамбовской области произведено начисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.430 НК РФ фиксированный размер страховых взносов на пенсионное страхование в 2018 году равен <данные изъяты> руб., на обязательное медицинское страхование <данные изъяты> руб. Таким образом, ФИО1 за период с 01.01.2018 года по 14.11.2018 года подлежат уплате страховые взносы в ПФ РФ – <данные изъяты> руб. (за 10 мес), <данные изъяты> (за 14 дней в ноябре).
Ввиду наличия переплаты в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.11.2018, сумма страховых взносов в ПФ РФ за вышеуказанный период составляет <данные изъяты> руб.
В ФФОМС сумма задолженности к уплате составляет – <данные изъяты> руб: <данные изъяты> руб. (за 10 мес.), <данные изъяты> руб. (за 14 дней в ноябре). Ввиду наличия переплаты в размере <данные изъяты> по состоянию на 01.11.2018 года сумма страховых взносов, подлежащих уплате в ФФОМС за вышеуказанный период составила <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ, ФИО1 начислены пени за период с 05.12.2018 года по 05.12.2018 года на сумму <данные изъяты> руб.
В соответствии с п. 3 ст. 69, ст. 70 НК РФ должнику по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) направлено требование № 15565 от 05.12.2018г с предложением в добровольном порядке уплатить указанную сумму задолженности в срок до 09.01.2019.
До настоящего времени данное требование в добровольном порядке не исполнено, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика. Остаток непогашенной задолженности составляет 12 030,38 руб.
В соответствии со ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога. За 3 месяца владения в 2016 году ей начислен транспортный налог в сумме <данные изъяты> руб.
Ввиду отсутствия уплаты транспортного налога в устанвленный законом срок, в соответствии со ст.75 НК РФ, ФИО1 начислены пени за период с 02.12.2017 года по 28.02.2018 года на сумму <данные изъяты> руб.
В связи с неперечислением в бюджет, в установленные законом сроки суммы налога и пени, в адрес ФИО1, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 24403 от 01.03.2018, в котором предложено в добровольном порядке в срок до 13.03.2019 задолженность погасить. Остаток задолженности по налогу и пени составляет <данные изъяты> руб.
Требования налогового органа ФИО1 не исполнены, сведений об уплате задолженности не поступало, что послужило основанием для взыскания задолженности в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в судебном порядке.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлениями о вынесении судебных приказов.
Мировым судьей судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области были вынесены судебные приказы № 2А-1056 от 16.04.2019, № 2А-1284/2019 от 22.05.2019, № 2А-2386/2019 от 29.07.2019 г. Должник обратился в суд с возражением относительно исполнения данных судебных приказов. Судебные приказы были отменены (определения об отмене судебного приказа от 30.09.2019), однако задолженность до настоящего момента не погашена.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 4 по Тамбовской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования подержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, а также подержала заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд по требованиям №13173, №10850, №24403 по основаниям, изложенным в ходатайстве.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, по общему правилу в соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, п.2 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Кроме того, положением п.3 ст.48 НК РФ предусмотрен срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, согласно которому такое требование может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок обращения, предусмотренный ч.2 ст.286 КАС РФ, п.2 ст.48 НК РФ с настоящим административным иском налоговым органом по требованиям о взыскании суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года в размере <данные изъяты> руб., а также суммы пени в размере <данные изъяты> руб. по требованию № от 28.09.2018 года со сроком исполнения до 23.10.2018 года, за 3 кв. 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., а также суммы пени в размере <данные изъяты> руб. по требованию №15429 со сроком исполнения до 29.12.2018 года соблюден, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 10.04.2019 года, о взыскании суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., а также суммы пени в размере <данные изъяты> руб. по требованию №15229 со сроком добровольного исполнения до 30.11.2018 года., соблюден, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 14 мая 2019 года, о взыскании суммы штрафа в размере <данные изъяты> руб. по требованию №32737 от 22.04.2019 года со сроком добровольной уплаты до 04.06.2019 года соблюден, поскольку за вынесением судебного приказа налоговый орган обратился 23.07.2019 года, о взыскании суммы задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за период с 05.12.2018 г. по 05.12.2018 года в сумме <данные изъяты> руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб. по требованию № руб. от 02.12.2018 года со сроком исполнения до 09.01.2019 года соблюден, поскольку за судебным приказом к мировому судье налоговый обратился 10.04.2019 года.
Вместе с тем, судом установлен факт пропуска срока по следующим требованиям.
Материалами дела подтверждается, что у ФИО1 имелась задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. Налоговым органом выставлено требование №10850 руб. от 20.07.2018 года со сроком добровольного исполнения до 14.08.2018 года (л.д.46). С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 10.04.2019 года (л.д.96), срок для обращения в суд по данному требованию истекал 14.02.2019 года.
Также у ФИО1 имелась задолженность по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., в сумме <данные изъяты> руб., а также суммы пени в размере <данные изъяты> руб. Налоговым органом налогоплательщику направлено требование №13173 от 14.09.2018 года со сроком добровольного исполнения до 09.10.2018 года (л.д.21). Вместе с тем, административный истец обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа - 10.04.2019 года (л.д.96), срок для обращения в суд по данному требованию истекал 09.04.2019 года.
Кроме того, у ФИО1 имелась задолженности задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 года по 28.02.2018 года <данные изъяты> руб. Налоговым органом выставлено и направлено требование № от 01 марта 2018 года со сроком добровольного исполнения до 20.04.2018 года (л.д.58). Однако, за судебным приказом налоговый орган обратился 10.04.2019 года (л.д.96), срок для обращения в суд по данному требованию истекал 14.02.2019 года (требование №10850 от 20.07.2018 года со сроком исполнения до 14.08.2018 года, когда сумма задолженности суммарно превысила 3000 руб.(л.д.46).
Таким образом, административный истец обратился в суд за пределами установленного срока для обращения, поскольку со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в котором общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превысила 3000 рублей в соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, и до момента подачи налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа, прошло более шести месяцев.
Возможность удовлетворения административных исковых требований налогового органа обусловлена его обязанностью выставления налоговых уведомлений и требований, а также обращения о взыскании задолженности в судебном порядке в строго установленные действующим законодательством сроки.
При рассмотрении дел о взыскании налоговых платежей необходимо учитывать, что факт соблюдения либо несоблюдения налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд является юридически значимым обстоятельством по делу, которое должно устанавливаться судом независимо от наличия доводов по этому поводу со стороны административного ответчика.
При проверке соблюдения налоговым органом срока для обращения в суд необходимо устанавливать не только факт соблюдения либо несоблюдения шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, но и факт обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный законом срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 26 октября 2017 г. N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 П.ча на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации" указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьёй 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Судом установлено, что, несмотря на то, что шестимесячный срок, исчисляемый, с даты отмены судебного приказа, налоговым органом не пропущен, общий срок для обращения в суд является пропущенным.
По смыслу положений ч.5 ст.138 КАС РФ вопрос о том, пропущен ли срок для обращения в суд, а также причины его пропуска суд выясняет после принятия административного искового заявления к производству.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный данным кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд. В обоснование ходатайства указано, что причиной пропуска срока послужил тот факт, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем до 14.11.2018 года. Недоимка по требованиям №24403, №10850. №13173 была направлена на взыскание в ФССП в соответствии со ст. 47 НК РФ, однако 15.03.2019 года исполнительное производство было окончено в связи с невозможностью взыскания. В связи с утратой статуса индивидуального предпринимателя у инспекции отсутствовали основания для повторного обращения в службу судебных приставов для взыскания задолженности по вышеуказанным требованиям, в связи с чем, инспекция 19.04.2019 года обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, которые объективно препятствовали или исключали своевременное обращение налогового органа в срок, установленный ст.48 НК РФ, налоговым органом не представлено.
Из материалов дела усматривается, что с ФИО1 в порядке ст. 46 НК РФ 19.10.2018 года произведено взыскание задолженности по требованию №13173 в сумме <данные изъяты> руб. и суммы пени в размере <данные изъяты> руб. (л.д.115-116). 21.08.2018 года по требованию №10850 в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.111-112. Решения налогового органа были направлены в Тамбовский РОСП УФССП России по Тамбовской области для принудительного исполнения. Постановлением судебного пристава –исполнителя Тамбовского РОСП УФССП по Тамбовской области от 21.05.2019 года исполнительное производство №43773/18/68022-ИП на сумму требований <данные изъяты> руб. (постановление налогового органа №16900 от 19.10.2018 года по требованию №13173) окончено. Постановлением судебного пристава–исполнителя Тамбовского РОСП УФССП по Тамбовской области от 21.05.2019 года исполнительное производство №-ИП на сумму требований <данные изъяты> руб. руб. (постановление налогового органа №13615 от 19.10.2018 года по требованию. №10850.) окончено. (л.д.138,142).Налоговый орган обратился к мировому судье за взысканием суммы задолженности по требованиям №13173, №10850 – 10 апреля 2019 года (л.д.96, 125-126), то есть в период нахождения решений налогового органа на принудительном исполнении у судебного пристава. Следовательно, указание в ходатайстве в качестве уважительной причины – окончание исполнительного производства и невозможность повторного обращения в службу судебных приставов, является несостоятельным, поскольку, как подтверждается материалами дела, нахождение на исполнении решений налогового органа не препятствовало налоговому органу обращению 10.04.2019 года к мировому судье за вынесением приказа, в то время, как исполнительные производства были окончены 21.05.2019 года. Также следует отметить, что налоговый орган в качестве уважительной причины не ссылается на окончание исполнительного производства 21.05.2019 года, а, заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, ссылается на тот факт, что исполнительное производство окончено с актом в связи невозможностью взыскания 15.03.2019 года. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что 15.03.2019 года было окончено исполнительное производство по требованию №13270 на сумму недоимки <данные изъяты> руб., срок для обращения в суд по которому налоговым органом не пропущен.
Таким образом, налоговый орган в качестве уважительных причин приводит обстоятельства, не имеющие отношения к требованиям о взыскании задолженности, срок по которым пропущен.
Следует отметить, что ФИО1 14.11.2018 года прекратила статус индивидуального предпринимателя, обстоятельств, препятствующих обращению в суд с указанного времени, с учетов сроков выставления требований, налоговым органом не представлено.
Что касается требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме <данные изъяты> рублей, а также пени в сумме <данные изъяты> руб., (по требованию №24403), то налоговым органом не приведено никаких доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Таким образом, административный истец утратил возможность и право на принудительное взыскание с ФИО1 задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года в сумме в сумме <данные изъяты> руб., в сумме <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., задолженности по НДФЛ за 2017 год в сумме <данные изъяты> руб., задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 года по 28.02.2018 года в сумме <данные изъяты> руб.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года в сумме в сумме <данные изъяты> руб., в сумме <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., задолженности по НДФЛ за 2017 год в сумме <данные изъяты> руб., задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 года по 28.02.2018 года в сумме <данные изъяты> руб.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 Кодекса).
В соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС.
В соответствии с п.5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Из материалов дела следует, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем с 25.01.2017 года по 14.11.2018 года.
ФИО1 25.09.2018 в Межрайонную ИФНС России № 4 по Тамбовской области представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 г. по сроку уплаты 25.09.2018, где сумма к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб., а также налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2018 года: по сроку уплаты 25.10.2018 - сумма к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб., по сроку уплаты 26.11.2018 - сумма к уплате в бюджет заявлена <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 174 НК РФ уплата налога, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Однако, в нарушение ст. 174 НК РФ ФИО1 не перечислила в бюджет, вышеуказанные суммы налога на добавленную стоимость в общей сумме 77970 руб. 34506 р.+21732 руб.+21732 руб.).
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
В соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.
Учитывая, что ФИО1 не были уплачены суммы НДС в установленный законом сроки, ей в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 14.09.2018 года по 29.11.2018 года в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 69,70 НК РФ налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи (далее -ТКС) были направлены требования:
- требование №13270 от 28.09.2018 года о взыскании суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года в размере <данные изъяты> руб., суммы пени в размере <данные изъяты> руб., со сроком исполнения до 23.10.2018 года (л.д.23),
- требование № 15429 от 29.11.2018 года о взыскании суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., суммы пени в размере <данные изъяты> руб., со сроком добровольного исполнения до 29.12.2018 года (л.д.22);
- требование №15259 от 07.11.2018 года о взыскании суммы задолженности по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., суммы пени в размере <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до 30.11.2018 года (л.д.19).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанная задолженность не погашена до настоящего времени.
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебных приказов. Однако, определениями мирового судьи судебного участка №1 Тамбовского района Тамбовской области от 30.09.2019 года судебные приказы № 2а-1284/2019 года и №2а-1056/2019 года от 16.04.2019 года отменены по заявлению ФИО1
Расчеты задолженности, представленные административным истцом, арифметически верны и не вызывают сомнений у суда.
Доказательства, подтверждающие уплату задолженности по налогу на добавленную стоимость и пени, административным ответчиком ФИО1 суду не предоставлены.
Материалами дела подтверждается, что Межрайонной ИФНС России №4 по Тамбовской области в порядке ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года по результатам которой 01.03.2019 года принято решение № о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Так как в установленные законодательством срок штраф уплачен не был, в соответствии со ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, должнику направлено требование об уплате налога (сбора), пени, штрафа № 32737 от 22.04.2019 с предложением в добровольном порядке уплатить сумму задолженности в срок до 04.06.2019 (л.д.35-36).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанная задолженность не погашена до настоящего времени.
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Однако, определениями мирового судьи судебного участка №1 Тамбовского района Тамбовской области от 30.09.2019 года судебный приказ № 2а-2386/2019 года отменен по заявлению ФИО1
Расчеты задолженности, представленные административным истцом, арифметически верны и не вызывают сомнений у суда.
Доказательства, подтверждающие уплату задолженности по штрафу, административным ответчиком ФИО1 суду не предоставлены
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 в доход федерального бюджета задолженность по уплате налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., за 3-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на добавленную стоимость (с учетом отказа в административных исковых требованиях в сумме <данные изъяты> руб.) за период с 14.09.2018 по 29.11.2018 в сумме <данные изъяты>., штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме <данные изъяты> руб. (с учетом заявленных требований).
Статьей 419 Налогового кодекса РФ, статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 430 Налогового кодекса РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в случае, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В соответствии с ч.5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75 НКРФ).
Материалами дела подтверждено, что административный ответчик ФИО4 до 14.11.2018 года являлась индивидуальным предпринимателем.
В силу указанных выше норм закона ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов до 14.11.2018 года.
В нарушение ст. 432 НК РФ ФИО1 самостоятельно не исчислила и не уплатила суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2018 год.
За 2018 год ФИО1 в соответствии с положениями ст. 430 Налогового кодекса РФ начислены страховые взносы:
- в Пенсионный фонд РФ в размере <данные изъяты> рублей (за период с 01.01.2018 года по 14.11.2018 года) по следующему расчету: <данные изъяты> руб. - за один месяц, <данные изъяты> рублей (за 10 мес.) <данные изъяты>=<данные изъяты> (за 14 дней в ноябре)
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей по следующему расчету: <данные изъяты> руб. (за 1 мес.), <данные изъяты> (за 10 мес.), <данные изъяты> руб. (за 14 дней в ноябре).
Ввиду наличия переплаты в размере 2933,67 руб. по состоянию на 01.11.2018 года сумма страховых взносов в ФФОМС составила <данные изъяты> руб.
Поскольку плательщик обязанность по уплате налогов не выполнил, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ФФОМС за период с 05.12.2018 г. по 05.12.2018 г. в размере <данные изъяты> руб.
В связи с неуплатой налога в установленные сроки ФИО1 по ТКС направлено требование № 15565 об уплате налогов и пени по состоянию на 05.12.2018 г. со сроком уплаты до 09.01.2019 г.( л.д.54).
До настоящего времени данное требование не исполнено, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика. Остаток непогашенной задолженности составляет <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ период с 05.12.2018 по 05.12.2018 в сумме <данные изъяты> руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного иска взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым при разрешении коллизий между положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина является налоговым доходом бюджетов городских округов и муниципальных районов.
Учитывая, что административные исковые требования удовлетворены, а административный истец Межрайонная ИФНС №4 России по Тамбовской области освобождена от уплаты госпошлины при подаче указанного иска, с административного ответчика в доход муниципального образования муниципального района – Тамбовский район подлежит государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета: задолженность по уплате налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., за 3-й квартал 2018 года в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на добавленную стоимость за период с 14.09.2018 по 29.11.2018 в сумме <данные изъяты>., штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме <данные изъяты> руб., задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ период с 05.12.2018 по 05.12.2018 в сумме <данные изъяты> руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2018 год в сумме <данные изъяты> руб.
В части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тамбовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года в сумме в сумме <данные изъяты> руб., в сумме <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., задолженности по НДФЛ за 2017 год в сумме <данные изъяты> руб., задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 года по 28.02.2018 года в сумме <данные изъяты> руб. отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования муниципального района – Тамбовский район госпошлину в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 26 марта 2020 года.
Судья - Т.А. Симонова