НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского районного суда (Амурская область) от 31.08.2023 № 2А-372/2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года с. Тамбовка Амурской области

Тамбовский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Ворониной О.В., при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к государственному казенному учреждению Амурской области Управление социальной защиты населения по <адрес> округу о признании недействительным решения об отказе в предоставлении социальной помощи,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес>ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> Амурской области, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу отказа ГКУ АО УСЗН по <адрес> в предоставлении адресной социальной помощи. По результатам проверки установлено, что согласно информации ОНПР по <адрес> УНПР ГУ МЧС России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в одноквартирном жилом доме произошел пожар, в результате которого огнем уничтожен жилой дом изнутри по всей площади. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГКУ АО УСЗН по <адрес> с заявлением о предоставлении ей адресной социальной помощи в связи с утратой имущества по причине пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в предоставлении адресной социальной помощи, в связи с тем, что на момент пожара жилое помещение в <адрес> не являлось для неё единственным. Согласно сведениям ЕГРН ФИО1 на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>. Вместе с тем, указанное решение является необоснованным. В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об адресной социальной помощи», получателями адресной социальной помощи являются, в том числе семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения. На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ АО УСЗН по <адрес>, у ФИО1 фактически отсутствовало жилое помещение пригодное для проживания. Жилое помещение по адресу: <адрес> в установленном порядке признано непригодным для проживания. Единственное жилое помещение, являющееся пригодным для проживания по <адрес>, было уничтожено в результате пожара. Таким образом, на момент обращения ФИО1 являлась не только лицом, утратившим имущество по причине пожара, но и лицом, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим пригодного жилого помещения для проживания. Нормы законодательства, регламентирующие порядок и основания предоставления гражданам адресной социальной помощи (Закон Амурской области от 19.01.2005 № 411-ОЗ, постановление Правительства Амурской области от 14.02.2011 № 64), не содержат обязательного требования об оказании адресной социальной помощи только тем гражданам, которые именно на момент произошедшей чрезвычайной ситуации, в данном случае пожара ДД.ММ.ГГГГ, по независящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, а не на момент обращения в органы социальной защиты (ДД.ММ.ГГГГ). Решение ГКУ АО УСЗН по <адрес> об отказе ФИО1 в предоставлении адресной социальной помощи идет вразрез с законодательным требованием о необходимости оказания адресной социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, административным ответчиком не применен индивидуальный подход для решения сложившейся ситуации и оказания помощи гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> было внесено представление начальнику ГКУ АО УСЗН по <адрес>, по результатам рассмотрения которого дан ответ об отсутствии у ФИО1 права на получение адресной помощи в связи с пожаром. Просит суд признать решение ГКУ АО УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении адресной социальной помощи незаконным.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Её представитель - помощник прокурора <адрес>ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГКУ АО УСЗН по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия. В письменных возражениях с иском не согласился, указав, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением на предоставление адресной социальной помощи в связи с происшедшим пожаром в жилом помещении по адресу: <адрес>. Предоставление адресной социальной помощи осуществляется на основании Закона Амурской области от 19.01.2005 №411-ОЗ «Об адресной социальной помощи» и постановления Правительства Амурской области от 14.02.2011 № 64 «Об утверждении Порядка назначения периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи». Статьей 3 Закона №411-ОЗ получателями адресной социальной помощи являются, в том числе семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения. Заявление подается от имени пострадавшего гражданина (для одиноко проживающих) или гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, или от имени всех членов его семьи в течение 6 месяцев со дня наступления: стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара, повлекших утрату единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества; возникновения чрезвычайной ситуации, повлекшей полную или частичную утрату имущества первой необходимости. Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принадлежат жилые помещения по адресам: <адрес>. По информации отдела надзорной деятельности и профилактики работы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в помещении по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого внутренне помещение дома уничтожено по всей площади. На момент пожара (ДД.ММ.ГГГГ) жилое помещение по адресу: <адрес> не являлось у ФИО1 единственным, так как помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.20 постановления основаниями для отказа в назначении адресной социальной помощи является, в том числе, неподтверждение факта утраты единственного жилого помещения либо иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара (в случае обращения за адресной социальной помощью в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 приложения к настоящему Порядку). Поскольку решение ГКУ АО УСЗН об отказе в предоставлении адресной социальной помощи ФИО1 является обоснованным, просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица – Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен, ходатайств об отложении не заявлял. В письменном отзыве с иском не согласился, указав, что порядок назначения и предоставления гражданам адресной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства Амурской области от 14.02.2011 № 64 (далее - Порядок). В силу пункта 2 Порядка назначение и предоставление гражданам адресной социальной помощи осуществляются государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским (муниципальным) округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН). Для получения адресной социальной помощи в виде единовременной выплаты в связи со стихийным бедствием (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожаром (из расчета на одно жилое помещение), предусмотренной пунктом 2 приложения к Порядку, и натуральной помощи пострадавшие граждане подают в ГКУ УСЗН (МФЦ) по месту жительства (пребывания) заявление и документы, предусмотренные п.8, 9, 10 Порядка. В случае если получателем по собственной инициативе не представлены документы, указанные в пунктах 8, 10 Порядка, ГКУ УСЗН (МФЦ) в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов самостоятельно запрашивает необходимые документы. В силу п. 15 Порядка решение о назначении (отказе в назначении) адресной социальной помощи принимается ГКУ УСЗН в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления. Пунктом 20 Порядка предусмотрены основания для отказа в назначении адресной социальной помощи. Одним из оснований для отказа в назначении адресной социальной помощи является неподтверждение факта утраты единственного жилого помещения либо иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара (в случае обращения за адресной социальной помощью в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 приложения к Порядку (подпункт 10п. 20 Порядка). По результатам рассмотрения заявления и документов ФИО1 ГКУ АО УСЗН по <адрес> было принято решение об отказе в назначении адресной социальной помощи, поскольку на момент пожара ДД.ММ.ГГГГ в собственности у ФИО1 имелось иное жилое помещение пригодное для проживания. Последующее предоставление сведений о признании иного жилого помещения непригодным для проживания не влечет возникновение права на получение адресной социальной помощи, поскольку такое право возникает именно в связи с наступлением неблагоприятного события (пожара). Доводы иска о том, что на момент пожара иное жилое помещение, находящееся в собственности у ФИО1 фактически было непригодным для проживания не могут быть приняты во внимание, поскольку ФИО1, зная о том, что такое жилое помещение находилось в аварийном состоянии, своевременно не предпринимала меры для признания его уполномоченным органом непригодным для проживания. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Амурской области от 19.01.2005 № 411-ОЗ "Об адресной социальной помощи" устанавливаются правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Законе.

Статьей 3 указанного Закона установлено, что получателями адресной социальной помощи, в числе прочих, могут быть семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения.

В целях реализации Закона Амурской области "Об адресной социальной помощи" Постановлением Правительством Амурской области от 14.02.2011 № 64 утвержден Порядок назначения, периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи (далее также - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка (здесь и далее - в редакции на момент спорных правоотношений) назначение и предоставление гражданам адресной социальной помощи осуществляются государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским (муниципальным) округам и муниципальным районам области.

Адресная социальная помощь предоставляется получателям, указанным в статье 3 Закона Амурской области "Об адресной социальной помощи". Семьям и одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара (далее - пострадавшие граждане), адресная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему Порядку, и натуральной помощи (п. 4 Порядка).

Пунктом 9 Порядка определено, что для получения адресной социальной помощи в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 3 Приложения № 1 к настоящему Порядку, и натуральной помощи пострадавшие граждане подают в ГКУ УСЗН по месту жительства либо по месту пребывания заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. Заявление подается от имени пострадавшего гражданина (для одиноко проживающих) или от имени всех членов его семьи в течение 6 месяцев со дня наступления стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения, повлекших утрату единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества.

В соответствии с пунктом 10 Порядка, по собственной инициативе пострадавшие граждане или граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, при подаче заявления в ГКУ УСЗН (МФЦ) вправе представить:

1) один из следующих документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением: свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, выписку из Единого государственного реестра недвижимости, договор социального найма, договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договор найма специализированного жилого помещения;

2) документ о признании жилого помещения непригодным для проживания (заключение об уничтожении жилого помещения в результате стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара (в случае обращения за адресной социальной помощью в виде денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1 к настоящему Порядку);

3) документ, содержащий заключение об уничтожении жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара (в случае обращения за адресной социальной помощью в виде денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2.2 пункта 2 приложения № 1 к настоящему Порядку);

4) документ, содержащий сведения о причине и виновнике пожара;

5) копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования либо копию документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета пострадавшего гражданина или гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (членов его семьи).

В случае если получателем по собственной инициативе не представлены указанные документы, ГКУ УСЗН в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов запрашивает, в том числе, в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - сведения из Единого государственного реестра недвижимости о том, что уничтоженное в результате стихийного бедствия (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожара жилое помещение являлось у пострадавшего гражданина и членов его семьи единственным.

Размер адресной социальной помощи определяется для каждого получателя индивидуально в зависимости от заявленного вида и назначения адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь в виде единовременной выплаты пострадавшим гражданам предоставляется один раз в год по одному из видов выплат, предусмотренных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему Порядку (п. 18).

Согласно п.2 Приложения № 1 к указанному Порядку, единовременная выплата в связи со стихийным бедствием (за исключением наводнения, затопления, подтопления), пожаром (из расчета на одно жилое помещение), при утрате единственного жилого помещения составляет 30000 рублей; при утрате жизненно необходимого имущества (части жилого помещения), в том числе продуктов питания, предметов обычной домашней обстановки и обихода, вещей индивидуального пользования (одежда, обувь), подсобного домашнего хозяйства (сельскохозяйственные животные, пчелы, птица), а также кормов, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для его содержания - 10000 рублей.

В соответствии с п. 20 Порядка одним из оснований для отказа в назначении адресной социальной помощи является неподтверждение факта утраты единственного жилого помещения либо иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения (в случае обращения за адресной социальной помощью в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 3 приложения № 1 к настоящему Порядку) (подп. 10).

Как следует из материалов дела, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником:

- 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ;

- 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар, что подтверждается отказным материалом от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Главного управления МЧС России по <адрес> отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту обследования ГАУ АО «<адрес> комплексный центр социального обслуживания населения» от ДД.ММ.ГГГГ, в результате пожара жилой дом по адресу: <адрес> значительно пострадал: огнем уничтожены оконные и дверные блоки, сгорел полностью потолок, крыша, обгорели стены. Утрачена мебель, бытовая техника, предметы быта, личные вещи членов семьи. Сгорели 8 рулонов сена, 16 мешков корма, 8 брикетов соли для коров. Документы, удостоверяющие личность членов семьи ФИО1, не утрачены. Сгорели документы и личные вещи ФИО4 и ФИО6. Люди при пожаре не пострадали. Ущерб, причиненный пожаром, значительный. Проживание в доме не представляется возможным.

Совершение противоправных действий со стороны ФИО1 и членов её семьи по факту уничтожения пожаром жилого дома, не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования межведомственной комиссии по <адрес>, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГКУ АО УСЗН по <адрес> с заявлением об оказании адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты при утрате единственного жилого помещения (в связи с пожаром).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в предоставлении адресной социальной помощи в связи с неподтверждением факта утраты единственного жилого помещения либо иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения в соответствии с п.п.10 п.20 Порядка назначения, периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 14.02.2011 №64.

Полагая указанное решение незаконным, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Как установлено судом, основанием отказа в оказании мер социальной поддержки ФИО1, как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, является тот факт, что для неё жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не является единственным жилым помещением, в связи с тем, что по данным Выписки из ЕГРН за истцом зарегистрировано право общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

По мнению суда, данный вывод административного ответчика является несостоятельным.

Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно п. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать вывод о том, что здание по адресу: <адрес> является жилым, поскольку заключением межведомственной комиссии по <адрес> по результатам обследования на предмет пригодности (непригодности) данного дома для постоянного проживания, жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

По мнению суда, меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, нуждающимся в предоставлении этой помощи.

Таким образом, при наличии заключения межведомственной комиссии по <адрес> о признании дома по адресу: <адрес> непригодным для проживания, законных оснований для отказа в оказании ФИО1 социальной помощи на возмещение ущерба в связи с полной утратой жилого помещения и (или) имущества, находившегося в жилом помещении по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что жилое помещение является для заявителя ФИО1, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, не единственным жилым помещением, не имеется.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения ГКУ АО УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении адресной социальной помощи незаконным и удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес>.

Доводы административного ответчика о том, что на момент пожара помещение по адресу: <адрес> не было признано непригодным для проживания, не могут быть приняты во внимание. Нормы законодательства, регламентирующие порядок и основания предоставления гражданам социальной помощи (Закон Амурской области от 19.01.2005 № 411-ОЗ, постановление Правительства Амурской области от 14.02.2011 № 64), не содержат обязательного требования об оказании адресной социальной помощи только тем гражданам, которые именно на момент произошедшей чрезвычайной ситуации - в данном случае пожара, по независящим от них причинам лишились единственного жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 104 КАС РФ суд не взыскивает с ответчиков государственную пошлину, поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к государственному казенному учреждению <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес> округу о признании недействительным решения об отказе в предоставлении социальной помощи – удовлетворить.

Признать решение государственного казенного учреждения <адрес> Управления социальной защиты населения по <адрес> округу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении адресной социальной помощи - незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, расположенный по адресу: 675000, <адрес>, через Тамбовский районный суд <адрес>, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Воронина

Решение суда принято

в окончательной форме 31.08.2023