Дело № 2-60/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Тамбовка ДД.ММ.ГГГГ
Тамбовский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Р.А.Колдина,
при секретаре Е.П.Тюриной,
с участием истца Ступникова В.М.,
главы администрации Козьмодемьяновского сельсовета Л.И. Игнатюк,
представителя администрации Тамбовского района М.М. Морозовой, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступников В.М. к администрации Козьмодемьяновского сельсовета Тамбовского района Амурской области, администрации Тамбовского района Амурской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, как лицу замещавшему муниципальную (выборную) должность незаконным, об обязании назначить пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную (выборную) должность,
У с т а н о в и л :
Ступников В.М. обратился в суд с данным иском к администрации Козьмодемьяновского сельсовета Тамбовского района Амурской области, администрации Тамбовского района Амурской области. В обоснование указал, что в январе 2011 года он обратился к Главе Козьмодемьяновского сельсовета Игнатюк Л.И. о назначении ему пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных Уставом Козьмодемьяновского муниципального образования. В ответ получил устный отказ, мотивированный тем, что на сессии Козьмодемьяновского сельского Совета было принято решение об отмене назначения выплаты пенсии за выслугу лет, хотя такое изменение от ДД.ММ.ГГГГ№ было внесено только ДД.ММ.ГГГГ. После он обратился в Тамбовский районный Совет народных депутатов, где ему пояснили, что он имеет право на муниципальную пенсию, но по закону Амурской области муниципальный служащий не может получать 2 доплаты. В то время он уже был «Почетным гражданином Тамбовского района» и получал денежное вознаграждение, которое было приблизительно равно доплате за выслугу лет как муниципальному служащему. В настоящее время, взвесив все обстоятельства, он принял решение о переходе на пенсию за выслугу лет как лицу, занимавшему муниципальную должность в порядке и на условиях муниципального образования. При обращении в Козьмодемьяновский сельсовет он получил отказ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Считает, в момент выхода на пенсию в декабре 2010 года он имел право на пенсию за выслугу лет как лицо замещавшее выборную должность Козьмодемьяновского сельсовета. Просит признать отказ Комиссии по вопросам муниципальной службы Козьмодемьяновского сельсовета в назначении Ступников В.М. пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную (выборную) должность, выразившийся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать назначить Ступников В.М. пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную (выборную) должность.
В судебном заседании истец Ступников В.М. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что считает решение комиссии по вопросам муниципальной службы Козьмодемьяновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Изменения в Устав Козьмодемьяновского сельсовета были внесены спустя семь месяцев после его ухода на пенсию. Он является «Почётным гражданином Тамбовского района», получает за это доплату вместо пенсии за выслугу лет. Сейчас он решил отказаться от этой доплаты и перейти на пенсию за выслугу лет, так как доплату как «Почётному гражданину Тамбовского района» могут изменить в любой момент, а пенсия за выслугу лет гарантирована. В 2010 году он закончил работу в качестве главы Козьмодемьяновского сельсовета, позже обратился к главе сельсовета, где ему сказали, что исключили статью 37 Устава, регламентирующую пенсионное обеспечение выборных должностных лиц Козьмодемьяновского сельсовета, и отказали в назначении пенсии. С заявлением о назначении муниципальной пенсии в администрацию он обратился ДД.ММ.ГГГГ. До указанного срока в администрацию с письменным заявлением с приложением необходимого пакета документов он не обращался. Просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Глава администрации Козьмодемьяновского сельсовета Л.И. Игнатюк исковые требования не признала. Считает исключение статьи 37 из Устава Козьмодемьяновского сельсовета правомерным. До ДД.ММ.ГГГГСтупников В.М. с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, с приложением необходимого пакета документов в администрацию не обращался.
Представитель администрации Тамбовского района исковые требования не признала. Указала, что изначально Устав муниципального образования Козьмодемьяновского сельсовета Тамбовского района Амурской области был утвержден в 2001 году и предусматривал только выплату заработной платы при высвобождении выборной должности, про пенсионное обеспечение ничего не было. Потом в 2002 году в данный Устав были внесены изменения, где уже говорится про пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом № 64-ОЗ и Положением о муниципальной службе в Тамбовском районе, пункт 1.3 которого распространяется и на выборные муниципальные должности, но на какой период – не сказано, указано в каких случаях не выплачивается пенсия за выслугу лет. Так, согласно ст.12 Федерального закона № 260-ОЗ в пункте 8 пенсия за выслугу лет не устанавливается лицам, получающим другую доплату. Ступников В.М. в 2011 году было известно, что статья 37 исключена из Устава Козьмодемьяновского сельсовета, он поздно обратился в сельсовет с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Заслушав истца, представителей ответчиков и исследовав представленные доказательства по делу, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Ступников В.М. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости.
Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№Ступников В.М. присвоено звание «Почетный гражданин Тамбовского района».
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСтупников В.М. замещал должность главы администрации Козьмодемьяновского сельсовета.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе администрации Козьмодемьяновского сельсовета с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность главы администрации Козьмодемьяновского сельской администрации.
Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Козьмодемьяновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГСтупников В.М. отказано в назначении пенсии за выслугу лет, поскольку на момент его обращения данные гарантии не предусмотрены Уставом сельсовета и другими муниципальными актами.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 30.06.2008 № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области». В соответствии со ст. 4 и 5 названного областного закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений в 2010-2011 годах) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1637-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Назаровой И.М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 12 части 1 статьи 11 и частью 1 статьи 24 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Из приведенных положений нормативных правовых актов, с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальную (выборную) должность, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Учитывая, что пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную (выборную) должность, выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, а также отмена установленных гарантий, не может рассматриваться как нарушающее право лиц, замещавших муниципальную (выборную) должность.
Решением Козьмодемьяновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ принята новая редакция Устава Козьмодемьяновского сельсовета.
Статьей 37 данного Устава предусматривалось пенсионное обеспечение выборных должностных лиц Козьмодемьяновского сельсовета. В том числе было указано, что право на пенсию за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании постановления Козьмодемьяновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, главой Козьмодемьяновского сельсовета принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№, которым статья 37 из Устава исключена.
Постановлением Главы Козьмодемьяновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные должности сельсовета.
Согласно п. 2.5 Положения (действовавшего на момент увольнения истца с должности главы администрации сельсовета ДД.ММ.ГГГГ), пенсия за выслугу лет устанавливается со дня обращения, лиц замещавших выборные муниципальные должности сельсовета, со всеми необходимыми документами, но не ранее дня, следующего за днем освобождения прекращения полномочий и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
В соответствие с п. 3.5 Положения (действовавшего на момент увольнения истца с должности главы администрации сельсовета ДД.ММ.ГГГГ) пенсия за выслугу лет не выплачивается в случае назначения пенсии за выслугу лет, доплаты к государственной пенсии, ежемесячного пожизненного содержания, дополнительного ежемесячного материального обеспечения за счет средств федерального бюджета, бюджета иного субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
Постановлением главы администрации Козьмодемьяновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено.
Как пояснил в судебном заседании Ступников В.М. с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет он обратился ДД.ММ.ГГГГ. До указанного времени с таким заявлением он не обращался, поскольку получал денежные выплаты как «Почетный гражданин Тамбовского района». При этом он с 2010 года знал, что ему положена только одна из этих выплат на выбор, и данные выплаты были примерно равны по размеру.
Таким образом, на момент увольнения Ступников В.М. с должности главы администрации Козьмодемьяновского сельсовета (ДД.ММ.ГГГГ) действовал заявительный порядок назначения пенсии за выслугу лет, лицу замещавшему выборную должность сельсовета, который в дальнейшем был отменен. Выбор между получением данного вида пенсии, либо иных дополнительных выплат был предоставлен гражданам.
Согласно пункту 9.1 Положения «О звании «Почетный гражданин <адрес>» утвержденного решением районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) лица удостоенные Почетного звания, имеют право на получение пожизненной ежемесячной выплаты в размере 7000 рублей.
Распоряжением администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено производить ежемесячную выплату лицам, удостоенным Почетного звания (в том числе Ступников В.М.) в размере 3000 рублей.
Распоряжением администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено производить ежемесячную выплату лицам, удостоенным Почетного звания «Почетный гражданин Тамбовского района» (в том числе Ступников В.М.) в размере 5000 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено производить ежемесячную выплату лицам, удостоенным Почетного звания «Почетный гражданин Тамбовского района» (в том числе Ступников В.М.) в размере 7000 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.
На момент обращения Ступников В.М., с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет (ДД.ММ.ГГГГ) у администрации Козьмодемьяновского сельсовета уже отсутствовали расходные обязательства по выплате пенсий за выслугу лет, лицам замещавшим выборные муниципальные должности сельсовета.
Ступников В.М., имея право обратиться с заявлением назначении пенсии за выслугу лет, данное право не реализовал. При этом самостоятельно выбрал положенную ему ежемесячную выплату как лицу, удостоенному Почетного звания «Почетный гражданин <адрес>».
Соответственно, исковые требования Ступников В.М. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ступников В.М. к администрации Козьмодемьяновского сельсовета Тамбовского района Амурской области, администрации Тамбовского района Амурской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, как лицу замещавшему муниципальную (выборную) должность незаконным, об обязании назначить пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную (выборную) должность отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тамбовский районный суд Амурской области.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.А.Колдин
Копия верна, судья: Р.А.Колдин