НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского районного суда (Амурская область) от 03.08.2022 № 2-378/2022

Дело

УИД 28RS0-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года

Тамбовский районный суд в составе:

председательствующего судьи Губарь Н.В.,

при секретаре Волковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения – Управления социальной защиты населения по (ГКУ АО УСЗН по ) к Базылева Л.Л. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ – Управление социальной защиты населения по (далее ГКУ АО УСЗН по ) обратилось в суд с иском к Базылева Л.Л. о взыскании неосновательного обогащения, указав в обоснование своих требований, что Базылева Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в ГКУ АО УСЗН по .

ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. было подано заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «содействие в преодолении трудной жизненной ситуации», в соответствии с Постановлением правительства от 18.03.2021г. «Об утверждении порядков предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее - Порядок).

На основании протокола заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи ГКУ АО УСЗН по от ДД.ММ.ГГГГ принято Решение о назначении Базылева Л.Л. государственной социальной помощи. ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. направлено Уведомление о назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта и Уведомление о составлении Программы социальной адаптации семьи (гражданина). В соответствии с п. 4 Порядка, специалистом Тамбовского КЦСОН (далее куратором) совместно с заявителем была составлена Программа социальной адаптации Базылева Л.Л., разработан План Мероприятий по социальной адаптации на период до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по и семьей Базылева Л.Л. был заключен социальный контракт. Предметом настоящего контракта являлось сотрудничество между КЦСОН, УСЗН и Заявителем по реализации индивидуальной программы социальной адаптации Базылева Л.Л. и её семьи в целях преодоления трудной жизненной ситуации, по условиям которого Базылева Л.Л. ежемесячно осуществлялась денежная выплата в размере 13752 рубля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Программы социальной адаптации и сметы для оставления Программы, Базылева Л.Л. должна была приобрести на денежные средства социального контракта одежду, обувь и мебель на сумму 82 512 рублей. В соответствии с требованиями Порядка получатель государственной социальной помощи, заключивший социальный контракт должен ежемесячно предоставлять отчет по исполнению мероприятий Программы социальной адаптации с подтверждающими документами, однако Базылева Л.Л. представила отчет только на сумму 63 087 рублей. Отчет на сумму 19 425 рублей не представлен. В ходе обследования материально-бытовых условий жизни Базылева Л.Л. было выяснено, что Базылева Л.Л. потратила денежные средства социального контракта не по назначению, по данному факту имеются объяснительная Базылева Л.Л. Кроме того, в ходе обследования материально-бытовых условий жизни Базылева Л.Л. на предмет наличия мебели, одежды и обуви, приобретенной за счет средств социального контракта, Базылева Л.Л. не смогла показать комиссии диван и письменный стол, чеки на приобретение которых на сумму 33 380 рублей были представлены ею в отчетах. Таким образом, сумма необоснованно потраченных Базылева Л.Л. денежных средств составила 52 805 рублей (33380 +19425).

ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. было направлено уведомление о необходимости возврата средств государственной социальной помощи в областной бюджет, однако в течение 30 календарных дней со дня получения возврат денежных средств Базылева Л.Л. не произведен, каких-либо письменных заявлений и возражений со стороны ответчика в адрес ГКУ АО УСЗН по не поступало.

Истец просит суд взыскать с Базылева Л.Л. сумму неосновательного обогащения в размере 52805 рублей.

В судебное заседание представитель истца ГКУ АО УСЗН по в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик Базылева Л.Л., надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении не заявляла, возражений по иску не представила.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7).

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 178-ФЗ под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Целью социального контракта является стимулирование активных действий субъектов по преодолению трудной жизненной ситуации. Существенные условия договора определяются законом, и к договору в обязательном порядке прилагается программа социальной адаптации. Это самодостаточная юридическая конструкция социально-обеспечительного договора.

Целью социального контракта является стимулирование активных действий субъектов по преодолению трудной жизненной ситуации. Существенные условия договора определяются законом, и к договору в обязательном порядке прилагается программа социальной адаптации. Это самодостаточная юридическая конструкция социально-обеспечительного договора.

В целях создания условий для обеспечения государственных социальных гарантий и прав населения Амурской области на получение социальной поддержки и социальных услуг постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 444, утверждена государственную программа Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области".

Согласно Постановления Правительства Амурской области №444 от 25.09.2013г «Об утверждении государственной программы Амурской области «Развитее системы социальной защиты населения Амурской области» предоставление мер социальной поддержки и услуг по социальному обслуживанию различным категориям граждан. Координацию действий и контроль за деятельностью подведомственных учреждений осуществляет министерство социальной защиты населения Амурской области, являющееся органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения области в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 3 августа 2007 г. N 459 «Об утверждении Положения о министерстве социальной защиты населения Амурской области».

В целях реализации государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области», Постановлением правительства Амурской области №149 от 18.03.2021года утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.(далее Порядок)

Согласно положениям Порядка, социальный контракт заключается с Заявителем, проживающим на территории Амурской области, имеющим среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума на душу населения по Амурской области/по северной зоне Амурской области, установленной Правительством Амурской области на текущий год, и попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В соответствии с условиями социального контракта Центр обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта, а Заявитель - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации является неотъемлемой частью социального контракта, разрабатывается Центром совместно с Заявителем.

Мероприятия программы социальной адаптации направлены на преодоление трудной жизненной ситуации и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий. Заявитель, претендующий на заключение социального контракта, обращается в Центр с письменным заявлением о заключении социального контракта по форме согласно приложению к настоящему Положению.

Основными принципами назначения государственной социальной помощи являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, индивидуальный подход при определении мероприятий программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь предоставляется заявителю на реализацию следующих мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: 1) поиск работы; 2) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) ведение личного подсобного хозяйства (ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"); 4) содействие в преодолении трудной жизненной ситуации. КУ-УСЗН в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления и документов рассматривает их и принимает одно из решений 1) о назначении государственной социальной помощи; 2) об отказе в назначении государственной социальной помощи.

В случая принятия решения о назначении государственной социальной помощи заявитель уведомляется о принятом решении и приглашается в Уполномоченную организацию для собеседования в целях составления программы социальной адаптации.

Уполномоченная организация в течение 1 рабочего дня назначает ответственного специалиста для совместной разработки с получателем государственной социальной помощи программы социальной адаптации (далее - Куратор). При необходимости в целях разработки программы социальной адаптации и содействия в реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, Куратор может инициировать привлечение членов экспертной комиссии и (или) иных лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере деятельности по выбранному получателем государственной социальной помощи мероприятию.

В программе социальной адаптации указываются виды мероприятий, в том числе обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи, объем и порядок их реализации, сроки исполнения и представления отчетности об их выполнении с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий

Социальный контракт заключается между Заявителем и Центром в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения Центром о заключении социального контракта.

Размер, продолжительность и периодичность предоставления государственной социальной помощи определяются в зависимости от нуждаемости в помощи и обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: по мероприятию, «содействие в трудной жизненной ситуации » ежемесячная выплата социального пособия в размере, равном величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Амурской области за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, на срок, установленный программой социальной адаптации, но не более 6 месяцев.

Получатель государственной социальной помощи, заключивший социальный контракт, ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в Уполномоченную организацию (Куратору) отчет по исполнению мероприятий программы социальной адаптации (далее - отчет) и подтверждающие документы, форма и перечень которых устанавливаются приказом МСЗН. Отчет представляется в течение срока действия социального контракта начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен социальный контракт.

Отчет проверяется на соответствие сведений, указанных в отчете, данным из прилагаемых документов, данным из прилагаемых документов, в случае согласования отчета, отчет приобщается к учетному делу. В случае принятия решения о несоответствии сведений, указанных в отчете, информации, имеющейся в прилагаемых к отчету документах, заявителю направляется Уведомление о необходимости внесения исправлений в отчет. Непредставление получателем государственной социальной помощи исправленного отчета в установленный срок, является основанием для прекращения оказания государственной социальной ной помощи и расторжения социального контракта в одностороннем порядке.

Основаниями для прекращения оказания государственной социальной помощи и расторжения социального контракта в одностороннем порядке являются:1) невыполнение получателем государственной социальной помощи (членами его семьи) мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, 2) представление получателем государственной социальной помощи недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации;3) непредставление получателем государственной социальной помощи отчетов без уважительных причин;4) выезд получателя государственной социальной помощи на постоянное место жительства за пределы Амурской области;5) смерть получателя государственной социальной помощи;6) нецелевое расходование получателем государственной социальной помощи полученного социального пособия;7) отказ получателя государственной социальной помощи от предоставления государственной социальной помощи.

Сумма государственной социальной помощи на основании социального контракта, излишне выплаченная Заявителю подлежит возврату в областной бюджет и осуществляется получателем государственной социальной помощи в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и расторжении социального контракта, по реквизитам и коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в уведомлении.

В случае отказа получателя государственной социальной помощи от возврата полученных средств государственной социальной помощи добровольно их взыскание производится ГКУ-УСЗН в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. обратилась в ГКУ АО УСЗН по с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «содействие в трудной жизненной ситуации».

На основании заседания комиссии по оказанию адресной социальной помощи ГКУ АО УСЗН по от ДД.ММ.ГГГГ принято Решение о назначении Базылева Л.Л. государственной социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.

ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. направлено уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, она была приглашена для собеседования в целях составления программы социальной адаптации.

В соответствии с п. 4 Порядка ДД.ММ.ГГГГ специалистом Тамбовского КЦСОН совместно с заявителем была составлена Программа социальной адаптации Базылева Л.Л., разработан План Мероприятий по социальной адаптации на период до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ АО УСЗН по и семьей Базылева Л.Л. был заключен социальный контракт.

Предметом настоящего контракта являлось сотрудничество между КЦСОН, УСЗН и Заявителем по реализации индивидуальной программы социальной адаптации Базылева Л.Л. и её семьи в целях преодоления трудной жизненной ситуации при реализации программы социальной адаптации в целях стимулирования активных действия Заявителя по преодолению им трудной жизненной ситуации в соответствии с Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением от 18.03.2021 (далее - Контракт), на срок до 25.12.2021г.

В соответствии с разделом 2 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная помощь предоставляется ежемесячно в размере 13752 рубля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем зачисления денежных средств на счет получателя.

По условиям социального контракта от ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. приняла на себя обязательства в том числе: выполнять программу социальной адаптации, с целью удовлетворения текущих потребностей приобрести товары первой необходимости: одежду, обувь, лекарственные препараты, товары, работы, услуги, необходимые для поддержания жизнедеятельности в соответствии с программой социальной адаптации; предоставлять в ГАУ АО «Тамбовский КЦСОН (куратору) отчет по исполнению мероприятий программы социальной адаптации и документы, подтверждающие расходование денежной выплаты по социальному контракту до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом месяцем, в течение всего срока действия контракта в котором были произведены расходы; возместить уполномоченному органу денежные средства, полученные неправомерно.

В соответствии с разделом 2 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по имеет право: проводить проверку материально-бытового положения заявителя, использовать полученную информацию для решения вопроса о предоставлении или отказе в предоставлении Заявителю государственной социальной помощи, прекращать оказание государственной социальной помощи в случае не выполнения Заявителем обязательств по программе социальной адаптации, осуществлять контроль за выполнением Заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, прекратить осуществление денежной выплаты, взыскать излишне выплаченные суммы денежной выплаты в случае установления фактов предоставления Заявителем недостоверных сведений

Согласно разработанной программа социальной адаптации по содействию в преодолении трудной жизненной ситуации Базылева Л.Л. представила смету, согласно которой она для преодоления трудной жизненной ситуации намерена была приобрести одежду на 30512 рублей, обувь на 11000 рублей, стол письменный за 9 000 рублей, диван за 22 000 рублей, школьные принадлежности на 10 000 рублей, итого 82512,00 рублей.

В силу раздела 4 социального контракта на реализацию мероприятия программы социальной адаптации по содействию в преодолении трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт вступает в силу с даты его подписания и действует в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, социальный контракт может быть расторгнут уполномоченным органом в одностороннем порядке. Подписав указанное соглашение Базылева Л.Л. согласилась с его условиями и обязалась выполнять их.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Из материалов дела усматривается, что обязательства по социальному контракту на реализацию мероприятия программы социальной адаптации по содействию в преодолении трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ в виде выплаты Базылева Л.Л. ежемесячной денежной помощи в размере 13752 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО УСЗН по исполнено надлежащим образом, что подтверждается справкой начальника ГКУ АО УСЗН по и не оспорено ответчиком.

При таких обстоятельствах, сумма произведенных выплат Базылева Л.Л. по оказанию государственной помощи за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 82512 рублей.

Судом установлено, что Базылева Л.Л. не исполнила принятых на себя обязательств по условиям социального контракта на реализацию мероприятия программы социальной адаптации по содействию в преодолении трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом, а именно не предоставила отчет на сумму 19425 рублей.

Как следует из отчетов о выполнении программы социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. предоставила информацию о расходовании государственной социальной помощи на основании социального контракта на сумму 63087 рублей. На данную сумму она приобрела одежду, обувь, товары с целью обеспечения возможности получения дошкольного и школьного образования на общую сумму 29707,00 рублей, диван на сумму 25 5000 рублей, письменный стол на сумму 7 880 рублей.

Согласно акта обследования условий проживания семьи по результатам проверки специалистами ГКУ АО УСЗН по при посещении Базылева Л.Л. по адресу проживания: , на момент проверки диван и письменный стол в доме отсутствовали.

Как следует из объяснений Базылева Л.Л. от ДД.ММ.ГГГГ, деньги, выделенные ей в рамках социального контракта она потратила не по назначению, вместо дивана приобрела уголь, письменный стол стоит у родителей в гараже, показать его не может.

Установленные судом обстоятельства ненадлежащего исполнения Базылева Л.Л. принятых на себя обязательств являются основанием для расторжения социального контракта и взыскания суммы денежных выплат по социальному контракту.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГБазылева Л.Л. направлено уведомление о возврате необоснованно полученных денежных средств в связи с невыполнением обязательств по социальному контракту.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив нарушение ответчиком, принятых на себя обязательств по социальному контракту на реализацию мероприятия программы социальной адаптации по содействию в преодолении трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит исковые требования ГКУ АО УСЗН по о взыскании с Базылева Л.Л. неосновательного обогащения в сумме 52805 рублей подлежащими удовлетворению,

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика в размере, предусмотренном п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного казенного учреждению – Управления социальной защиты населения по к Базылева Л.Л. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Базылева Л.Л. в пользу Государственного казенного учреждения – Управления социальной защиты населения по неосновательное обогащение в размере 52 805 (пятьдесят две тысячи восемьсот пять) рублей.

Взыскать с Базылева Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 784 (одна тысяча семьсот восемьдесят четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тамбовский районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый Кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, край, , через Тамбовский районный суд , в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья Н.В.Губарь

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.