НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 31.08.2017 № 3А-195/17

Дело № 3а-195/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2017 года город Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,

при секретаре Ермолаевой Е.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Бурводстрой» к Управлению Росреестра по Тамбовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

АО «Бурводстрой» обратилось 30 июня 2017 года в Тамбовский областной суд с административным иском к администрации Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав в обоснование своих требований, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, и земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***. В отношении указанных участков была установлена кадастровая стоимость, с размером которой административный истец не согласен, полагает ее размер завышенным, нарушающим его права как плательщика земельного налога.

В административном исковом заявлении АО «Бурводстрой» просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере, определенном независимым оценщиком, и определить период действия установленной кадастровой стоимости с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поскольку учреждение является ненадлежащим ответчиком. Пояснила, что кадастровая стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 года была установлена постановлением администрации Тамбовской области от 28 ноября 2014 г. № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области». Сведения о вышеуказанной кадастровой стоимости поступили в адрес филиала 08.12.2014 г. и были внесены в государственный кадастр недвижимости 13.12.2014 г. Ранее административный истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с административными исками об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков по состоянию на 01 января 2013 г., утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 11.11. 2013 г. № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области». Решениями Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 г. и от 05.08.2014 г. была установлена кадастровая стоимость земельных участков административного истца в размере, равном ее рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2013 года. В связи с поздним поступлением в филиал копий вышеуказанных решений суда, вступивших в законную силу, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленных вышеуказанными решениями суда, были внесены в государственный кадастр недвижимости только 18.12.2014 г. и 19.12.2014 г. Именно эти сведения на настоящий момент являются актуальными. Вместе с тем, закон различает понятия «дата внесения сведений о кадастровой стоимости» и «дата начала применения кадастровой стоимости».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.

С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В своих письменных отзывах административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенный оценщиком размер рыночной стоимости земельного участка, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требований по процессуальным основаниям.

Администрация Тамбовской области в письменном отзыве возражает против удовлетворения административного иска, ссылаясь на существенное отклонение величины рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки, что должно вызывать сомнения, а также на то, что Комиссией.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***.

На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 1 ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).

Из материалов дела следует, что земельный участок административного истца вошел в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2014 г. была утверждена постановлением администрации Тамбовской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» от 28.11.2014 г. № 1498. Кадастровая стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 г. составила:

- земельного участка с кадастровым номером *** – 85681755,56 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 25893686, 66 руб.

Сведения о вышеуказанной кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 декабря 2014 г.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровыми справками, иными материалами дела, сторонами не оспариваются.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01 августа 2014 года была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, составляющей 10597300 руб. Из текста решения следует, что данная кадастровая стоимость была установлена по состоянию на 01 января 2013 г.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01 августа 2014 года была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, составляющей 3777 800 руб. Из текста решения следует, что данная кадастровая стоимость была установлена по состоянию на 01 января 2013 г.

Как следует из представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о кадастровой стоимости земельных участков административного истца, установленной вышеуказанными решениями Арбитражного суда Тамбовской области, были внесены в государственный кадастр недвижимости соответственно 19 декабря 2014 г. и 18 декабря 2014 г., и именно эти сведения на данный момент являются актуальными.

Вместе с тем, начиная с 01 января 2015 года по настоящее время в целях расчета земельного налога налоговым органом применяется кадастровая стоимость земельных участков административного истца, установленная постановлением администрации Тамбовской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» от 28.11.2014 г. № 1498 по состоянию на 01 января 2014 г., что подтверждается решением ИФНС России по г.Тамбову № 13-16/12624 от 08.06.2017 г. по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2015 год.

Согласно п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, следует признать, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости названных земельных участков, поскольку на настоящий момент данная кадастровая стоимость используется в целях расчета земельного налога, следовательно затрагивает права административного истца как плательщика земельного налога.

Административный истец 17 июня 2015 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области (далее по тексту – Комиссия). Уведомлением от 19 июня 2015 г. № 280 Комиссия сообщила административного истца о том, что его заявление не принято к рассмотрению, так как величина кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0206014:1905 и 68:29:0206014:1908 ранее установлена в размере их рыночной стоимости по решению Арбитражного суда тамбовской области и актуальна на данный момент.

Суд полагает, что в данном случае следует признать, что административным истцом был соблюден досудебный порядок разрешения спора, поскольку непринятие Комиссией заявления к рассмотрению было связано не с непредоставлением административным истцом необходимых документов или неправильным их оформлением, а с ошибочным мнением специалистов Комиссии о том, что целью обращения административного истца был пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, установленных решениями Арбитражного суда Тамбовской области. Между тем, из отчета № 008-15 от 12.05.2015 г., составленного оценщиком ФИО3 – членом НП СРО СВОД, и представленного административным истцом в Комиссию вместе с заявлением, следует, что административный истец просит пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 г., в то время как решениями Арбитражного суда Тамбовской области была пересмотрена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2013 г.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил отчет об оценке объекта оценки №2017-05-11-О от 11.05.2017 г., составленный оценщиком ФИО4 – сотрудником ООО «Оценка+», членом НП СРО СВОД, согласно которому рыночная стоимость земельных участков административного истца по состоянию на 01 января 2014 г. составляет:

- земельного участка с кадастровым номером *** – 15674 642 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 4965 911 руб.

На указанный отчет получено положительное экспертное заключение НП СРО СВОД № 757/С-17, согласно которому отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, рыночная стоимость, определенная в отчете, подтверждена.

Оснований не доверять отчету и экспертному заключению у суда не имеется, поскольку они является допустимым по делу доказательством.

При составлении отчета оценщик руководствовался, в том числе нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение и отчет содержат всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики.

В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж.

При этом оценщиком подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.

По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в отчете имеются описание и расчет корректировок.

Выводы эксперта и оценщика содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта и оценщика, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.

Не согласиться с выводами эксперта и оценщика у суда оснований не имеется. Не приведено таковых и административными ответчиками и заинтересованными лицами в соответствии с частью 1 статьи 62 и частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В данном случае доказательств иной рыночной стоимости земельного участка административного истца, недостоверности сведений о величине рыночной стоимости названного земельного участка в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Доводы ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области о том, что оно является ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеет никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которым названное учреждение осуществляет функции по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области, утвердившей своим постановлением кадастровую стоимость земельного участка, и Управлением Росреестра по Тамбовской области, участвующим в процедуре утверждения кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление подано в суд 30 июня 2017 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец первоначально обратился 17 июня 2015 года.

Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 01 января 2015 года до внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление акционерного общества «Бурводстрой», поданное в Тамбовский областной суд 30 июня 2017г. после обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тамбовской области 17 июня 2015 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 15674642 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4965911 руб.

Период действия установленной кадастровой стоимости земельных участков определить с 01 января 2015 года до внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Е.Гурулева

Решение суда в окончательной форме составлено 01 сентября 2017 года.

Судья Т.Е.Гурулева