НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 18.10.2021 № 68О0000-01-2021-000118-90

Дело № 3а-174/2021

УИД № 68OS0000-01-2021-000118-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 г. г.Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,

при секретаре Насоновой Я.Б.,

с участием прокурора Судоргина Д.В.,

представителя административного ответчика по доверенности Гришиной А.Ю.,

представителя заинтересованного лица ПАО «Россети» в лице филиала «Тамбовэнерго» по доверенности Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Оборонэнерго» к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области о признании недействующими в части приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25 декабря 2020 г. № 184-э «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой акционерным обществом «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, на 2021-2025 годы», приказа от 28 декабря 2020 года № 190-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области на 2021 год», приказа от 25 декабря 2020 года 185-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы»,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Оборонэнерго» (далее –административный истец, общество) обратилось в Тамбовский областной суд с административным иском к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области (далее – административный ответчик, Управление) о признании недействующими в части приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25 декабря 2020 г. № 184-э «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой акционерным обществом «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, на 2021-2025 годы», приказа от 28 декабря 2020 года № 190-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области на 2021 год», приказа от 25 декабря 2020 года 185-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы».

В административном исковом заявлении Общество указывает, что Управлением при принятии оспариваемых приказов были нарушены положения ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – ФЗ «Об электроэнергетике»), пунктов 15-19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 40.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 (далее по тексту - Основы ценообразования), поскольку при расчете необходимой валовой выручки (НВВ) на 2021 года Управлением неправомерно исключены либо уменьшены заявленные Обществом расходы по следующим статьям затрат: расходы на оплату труда, взносы во внебюджетные фонды, прибыль на социальное развитие, коммунальные расходы, командировочные расходы, услуги связи, вневедомственная охрана, расходы на юридические и информационные услуги, транспортные услуги, услуги банка, аренда, кроме того, административный истец не согласен с примененной административным ответчиком методологией определения величины подконтрольных расходов.

С учетом уточнения, административный истец просит признать недействующими приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25 декабря 2020 г. № 184-э «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой акционерным обществом «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, на 2021-2025 годы», приказ от 28 декабря 2020 года № 190-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области на 2021 год», приказ от 25 декабря 2020 года 185-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы» в части невключения в расчет НВВ на 2021 год расходов на оплату труда в размере 8 576,58 тыс. руб.; взносов во внебюджетные фонды в размере 2 607,28 тыс. руб.; командировочных расходов в размере 130,75 тыс. руб.; расходов на коммунальные услуги в размере 154,45 тыс. руб.; расходов на услуги связи в размере 92,17 тыс. руб.; расходов на услуги банков в размере 6,72 тыс. руб.; денежных выплат социального характера в размере 673,34 тыс. руб.; расходов на вневедомственную охрану, юридические и информационные услуги в размере 660,57 тыс. руб.; расходов на транспортные услуги в размере 283,30 тыс. руб.; расходов на аренду нежилых помещений для размещения персонала АУП в размере 522,78 тыс. руб., а также в части определения индекса эффективности подконтрольных расходов.

В судебном заседании объявлялся перерыв, после которого представитель административного истца по доверенности, имеющий высшее юридическое образование, не явился. Ранее в судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и заявлениях об уточнении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети» в лице филиала «Тамбовэнерго» по доверенности в судебном заседании также возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Исследовав материалы дела и представленных на обозрение суда материалов тарифного дела с помощью специалистов Завьялова А.М. и Барановой О.В., выслушав представителей, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию, при этом государство гарантирует равные условия предоставления указанных услуг потребителям и равенство единых (котловых) тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, что следует из системного анализа положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 4 статьи 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно п. 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 № 1178 (далее по тексту – Правила регулирования), цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов.

Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25 декабря 2020 г. № 184-э «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой акционерным обществом «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, на 2021-2025 годы» и приказа от 28 декабря 2020 года № 190-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области на 2021 год» была установлена необходимая валовая выручка на 2021 года для АО «Оборонэнерго» без учета оплаты потерь в размере 26 385,64 тыс.руб.

С учетом вышеуказанного размера НВВ для АО «Оборонэнерго» на 2021 год Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25 декабря 2020 года 185-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы» были установлены двуставочные и одноставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» (в настоящее время - ПАО «Россети») на территории Тамбовской области и АО «Оборонэнерго».

Следовательно, названные приказы применяются в отношении Общества, при этом общество, оказывающее услуги по передаче электрической энергии, является субъектом отношений, регулируемых указанными нормативными правовыми актами, и полагает, что этими актами нарушены его права и законные интересы.

Учитывая изложенное, административный истец на основании ч. 1 ст. 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 7 - 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как указано выше, оспариваемыми приказами была утверждена НВВ административного истца на 2021 год, на основании которого утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Тамбовской области на 2021 год, а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» (в настоящее время - ПАО «Россети») на территории Тамбовской области и АО «Оборонэнерго».

С учетом изложенного, оспариваемые приказы взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Данный вывод, среди прочего, подтверждается и тем, что регулирующим органом было открыто одно тарифное дело, в рамках которого были приняты оспариваемые приказы.

Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение, устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, НВВ которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают всеми существенными признаками нормативных правовых актов.

Оспариваемые приказы приняты Управлением по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункту 53 части 4 статьи 10 Устава (Основного Закона) Тамбовской области к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 63 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

Исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов), является Управление по регулированию тарифов Тамбовской области в соответствии с постановлением главы администрации области от 06 ноября 2012 года № 110 «Об утверждении Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области» (далее - Положение об управлении). Функция по установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии закреплена подпунктом 3.1.1 Положения об управлении. Согласно подпункту 3.1.11 Управление при регулировании долгосрочных тарифов определяет необходимую валовую выручку организации на долгосрочный период регулирования.

Решение по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики принимается на заседании правления Управления (пункт 25 Правил регулирования, подпункт 5.7 Положения об управлении).

Персональный состав и порядок работы правления утвержден приказом Управления от 20 июля 2012 г. № 03/147 «О правлении управления по регулированию тарифов области». В преамбулах оспариваемых приказов указаны реквизиты протоколов заседаний правления Управления, на которых были приняты решения о величине необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2021 год и об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Оборонэнерго» на 2020 год.

Согласно части 2 статьи 72 Устава (Основного Закона) Тамбовской области, статьи 11 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 г. № 51-3 «О правовых актах Тамбовской области» органы исполнительной власти области издают приказы в пределах своей компетенции.

Форма оспариваемых приказов соответствует положениям пункта 27 Правил регулирования и Регламенту установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающему порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 г. № 834/18).

Оспариваемые приказы были опубликованы 29 декабря 2020 года в газете «Тамбовская жизнь» и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.

Государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Тамбовской области с целью придания им юридической силы законом не предусмотрена.

Дело об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, на 2021 год было открыто приказом управления от 12 мая 2020 № 03/49. По результатам рассмотрения дела было составлено экспертное заключение о результатах рассмотрения документов и расчетных материалов об установлении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области на 2021-2025 годы. Согласно пункту 25 Правил регулирования административный истец был заблаговременно уведомлен о дате заседания правления Управления (письмо от 10 декабря 2020 №02-09/2702), расчеты величины НВВ по каждой статье направлялись по электронной почте amzavyalov@vt.oen.su начальнику ПЭО филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» А.М. Завьялову. Проекты решений были опубликованы на сайте Управления.

Решение о величине НВВ, долгосрочных параметрах регулирования деятельности и установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области АО «Оборонэнерго» на 2021-2025 годы было принято на заседании правления Управления. Представители административного истца в заседании правления не участвовали, предоставили письменные возражения, которые были отражены в протоколе заседания правления Управления от 25 декабря 2020 № 75.

Протокол заседаний правления размещен на Интернет-сайте Управления https://www.kt.tmbreg.ru/reg-org/7726-protokol-zasedaniya-pravleniya-ot-25-12-2020-75.

Таким образом, оспариваемые приказы приняты как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, а также к процедуре их принятия, включая процедуру введения в действие.

Реализация принципа недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, далее по тексту – Правила № 861).

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность) (пункт 42 Правил № 861, пункт 63 Основ ценообразования).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод доходности инвестированного капитала. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.

Административный истец является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Тамбовской области по тарифам, подлежащим государственному регулированию. Регулирующим органом в данном случае выступает Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.

Тарифное регулирование деятельности АО «Оборонэнерго» на долгосрочный период регулирования 2021-2025 гг на территории Тамбовской области осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала и методом сравнения аналогов. 2021 год для Общества являлся первым годом нового долгосрочного периода регулирования, в связи с чем на 2021 год установление тарифов производилось с применением метода экономически обоснованных затрат.

Базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности подконтрольных расходов также рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСГ России от 18.03.2015 № 421-э (далее - Методические указания № 421-э).

Расчет индивидуальных тарифов производился согласно положениям статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861, Методических указаний № 98-э, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2, (далее - Методические указания № 20-э/2).

Величина базового уровня подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» определена в размере 19 017 тыс.руб.

В составе базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с пунктами 18 и 26 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний № 98-э установлен фонд оплаты труда в сумме 13,2 млн. рублей, что выше принятого на 2020 год на 3,8 млн. руб. или с ростом 140%. Указанная сумма рассчитана исходя из численности персонала 29 человек и средней заработной платы одного работника 37 926,2 рублей.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При определении размера фонда оплаты труда Управление исходило из положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» от 21 декабря 2018 г. (далее - Отраслевое тарифное соглашение).

В силу пункта 8.4 Отраслевого тарифного соглашения, расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по Организации.

Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда на 2021 год принята Управлением в размере 8 643,0 рублей в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения на уровне предложений Общества.

Согласно Учетной политике по бухгалтерскому учету АО «Оборонэнерго», утвержденной приказом АО «Оборонэнерго» от 26 декабря 2018 года №315 счет 20 «Основное производство» включает в себя прямые расходы, связанные с основными видами деятельности Общества: «передача электрической энергии» и «услуги по государственному контракту». Субсчет 20.03.1 «Основное производство (распределяемые затраты ПУ) является промежуточным бухгалтерским субсчетом, на котором собираются затраты основного производства, которые относятся к определенному подразделению Общества, но подлежат распределению между видами деятельности «передача электрической энергии» и «услуги по государственному контракту». Распределение основных производственных расходов, сформированных на счете 20.03.1, производится по видам деятельности на основании данных по условным единицам объектов электросетевого хозяйства в субъекте РФ.

Обществом на период регулирования 2021-2025 гг. заявлена численность 43 человека. В предыдущие периоды регулирования учтенная по предложениям АО «Оборонэнерго» в тарифе численность персонала составляла 29 человек. Обоснование потребности в увеличении штатной численности с 29 шт.единиц до 43 шт.единиц Обществом в Управление представлено не было. При этом на обслуживании сетевой организации не появилось высоковольтных линий электропередач, капитальные ремонты по-прежнему выполняются подрядным способом.

Среднегодовая фактическая численность РЭС «Тамбовский» по данными статистической отчетности № П4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за январь - декабрь 2019 года, составила 38,9 человек. Распределение фактической численности по видам деятельности (передача электрической энергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств, оказание услуг по государственному контракту, другие) АО «Оборонэнерго» не представило, то есть фактическая численность в полном объеме отнесена на вид деятельности «передача электрической энергии». Кроме того, из материалов дела следует, что персонал РЭС «Тамбовский» оказывает услуги по передаче электрической энергии также на территории Липецкой области.

Таким образом, Обществом не представлены подтвержденные сведения о фактическом объеме оплаты труда по регулируемому виду деятельности на территории Тамбовской области.

Письмом № 02-09/1796 от 21 сентября 2020 года Управление запросило дополнительные сведения по статье «Расходы на оплату труда», однако запрашиваемые сведения Обществом в орган тарифного регулирования представлены не были.

При таких обстоятельствах Управление обоснованно рассчитало размер фонда оплаты труда исходя из нормативной численности персонала Общества, осуществляющего регулируемый вид деятельности на территории Тамбовской области.

При этом нормативная численность на количество и состав оборудования, расположенного на территории Тамбовской области, составляет 24 человека (приложение 1 к экспертному заключению). Расчет выполнен в соответствии с приказом Госстроя РФ от 03 апреля 2000 года № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства». Для расчета потребности в численности использовано количество трансформаторных подстанций и протяженность линий электропередачи -1519,91 условных единиц, находящихся в собственности и безвозмездном пользовании сетевой организации. Для учета в тарифе на 2021 год АО «Оборонэнерго» заявило 1965,62 условных единиц оборудования, факт за 2019 год - 1933,25 условных единиц. Разница в количестве заявленных и принятых для расчета численности условных единиц оборудования обусловлена исключением разъединителей типа РВ, которые при расчете численности не учитываются.

В связи с тем, что состав оборудования с 2016 года остался неизменным, в целях стабильного поддержания качества и надежности оборудования, сохранена без снижения численность персонала на уровне утвержденной на предыдущий долгосрочный период регулирования 2016-2020 годы.

С учетом разъяснений в письме ФАС России от 14 октября 2020 года №ЦА/89287/20 численность персонала в количестве 29 штатных единиц является необходимой и достаточной для обслуживания количества и состава оборудования АО «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, и была принята Управлением для расчета фонда оплаты труда на новый долгосрочный период регулирования, что соответствует численности персонала, отнесенной на деятельность по передаче электроэнергии в предыдущий период регулирования.

Сумма выплат по премированию и вознаграждениям рассчитана Управлением исходя из рекомендуемых Отраслевым тарифным соглашением процентов и на основании дополнительно полученной информации АО «Оборонэнерго» о фактически выплаченной заработной плате за 2019 год по филиалу «Волго-Вятский» на территории Тамбовской области, Обществом данный расчет не оспаривается.

Среднемесячная заработная плата одного работника по расчету Управления на 2021 год составляет 37 926,20 руб., с ростом к плану 2020 года 140%, что соответствует уровню средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики, а также размеру оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Управлением при принятии оспариваемых приказов был правильно определен фонд оплаты труда, подлежащий включению в НВВ Общества на 2021 года, в размере 13 198,33 тыс.руб.

Расходы по статье «Страховые взносы» заявлены АО «Оборонэнерго» в сумме 6 619,57 тыс.руб., определены исходя из планового фонда оплаты труда размере 21 774,91 тыс.руб. и ставки отчислений 30,4%

Управлением расходы приняты в размере 4 012,29 тыс.руб., рассчитаны исходя из фонда оплаты труда 13 198,33 тыс.руб. и ставки отчислений 30,4% (ставка единого социального налога - 30% и страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4% в соответствии с 3 классом профессионального риска, присваиваемым виду деятельности «Передача электроэнергии»).

Постольку определенный управлением размер отчислений на социальные нужды соответствует действующему законодательству и обоснованно рассчитан от скорректированного размера расходов на оплату труда, расходы по статье также управлением определены правомерно.

Расходы на командировки приняты Управлением в сумме 27,82 тыс.руб. путем индексации утвержденных на 2020 год расходов в размере 26,85 тыс.руб. на ИПЦ 103,6% в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2021 год.

Административным истцом затраты по статье «Командировочные расходы» заявлены в размере 158,57 тыс.руб,. исходя из фактических расходов за 2019 год в размере 155,61 тыс.руб. и самостоятельно рассчитанного коэффициента индексации 1,019% со ссылкой на пункт 11 Методических указаний № 98-э. Данный подход не основан на законе, т.к. в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования определяется методом экономически обоснованных расходов с учетом результатов анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования.

Фактические расходы на командировки за 2019 год АО «Оборонэнерго» документально не подтверждены, в том числе не представлены приказы о направлении сотрудников в командировки с указанием цели командировки, платежные документы о проживании, авансовые отчеты о командировочных расходах, поэтому расходы 2019 года не могут приниматься как базовые для расчета плановых затрат на 2021 год.

Также административным истцом не представлен плановый расчет на 2021 год по составляющим суммы затрат на командировки, документы, подтверждающие место, срок и цель поездки, количество сотрудников, направляемых в командировку, не обосновано отнесение данных расходов на вид деятельности - «передача электрической энергии» на территории Тамбовской области.

Письмом № 02-09/1796 от 21 сентября 2020 года Управление запросило дополнительные сведения по статье «Командировки», однако запрашиваемые сведения Обществом в орган тарифного регулирования представлены не были.

Исходя из изложенного, Управлением обоснованно к учету в тарифах приняты экономически обоснованные расходы на предыдущий период регулирования 2016-2020 год, приведенные индексом к уровню 2021 года.

Затраты по статьям коммунальных расходов заявлены АО «Оборонэнерго» в сумме 328,75 тыс.руб., в том числе: на электроэнергию на хозяйственные нужды 109,01 тыс.руб., на водоснабжение, теплоснабжение, вывоз мусора 219,74 тыс.руб. При этом заявленные плановые расходы несопоставимо выше фактических расходов за 2019 год

В качестве обоснования сетевой организацией представлены договоры оказания коммунальных услуг с региональными компаниями, счета-фактуры за 2019 год, оборотно-сальдовые ведомости счета 20 «передача электроэнергии по РЭС «Тамбовский» за 2019 год. Развернутые расчеты в разрезе договоров, объемов и тарифов на коммунальные ресурсы, приведенные в таблицах в административном исковом заявлении, в материалы тарифного дела АО «Оборонэнерго» на 2021 год не были представлены. Данные оборотно-сальдовых ведомостей счета 20 «передача электроэнергии по РЭС «Тамбовский» за 2019 год в разрезе расходов на коммунальные услуги не соответствуют данным сводной оборотно-сальдовой ведомости счета 20 «передача электроэнергии по РЭС «Тамбовский» за 2019

В тарифе на 2021 год затраты на электроэнергию приняты по статье «Электроэнергия для хозяйственных нужд» в размере 44,4 тыс.рублей, из них:

в сумме 36,24 тыс.руб. по договору от 26.04.2018 № 5199/165-ВЛГ-2018 с АО «ТОСК» для энергоснабжения здания, гаража по адресу: г. Тамбов, Кавалерийская, д. 5, исходя из фактического объема электрической энергии 5,379 тыс.кВт.ч. в соответствии с актами оказания услуг и прогнозного тарифа на электрическую энергию на 2021 год 6,737 руб./кВт.ч. с учетом параметров прогноза показателей инфляции и системы цен Минэкономразвития России (103% на два года);

в сумме 8,16 тыс.руб. по договору от 30.11.2018 №6806001160053/263- BJIT-2018 с ПАО «ТЭСК» для энергоснабжения здания электроцеха № 231 в/ч Знаменка, исходя из фактического объема электрической энергии 1,24 тыс. кВт.ч. в соответствии с актами оказания услуг и прогнозного тарифа на электрическую энергию на 2021 год 6,578 руб./кВт.ч. с учетом параметров прогноза показателей инфляции и системы цен Минэкономразвития России (103% на два года).

Также по статье «Другие прочие подконтрольные расходы» приняты затраты на коммунальные услуги для обслуживания зданий, расположенных по адресу: г.Тамбов, Кавалерийская, д.5, и в р.п.Знаменка, в размере 129,90 тыс.руб. на основании фактических расходов за 2019 год и параметров прогноза показателей инфляции и системы цен Минэкономразвития России.

Управлением в состав НВВ не были включены расходы на коммунальные услуги, необходимые для содержания здания офиса филиала «Волго-Вятский» в г.Нижний Новгород.

Суд соглашается с доводами Управления об отсутствии оснований для включения в состав НВВ таких расходов, поскольку административным истцом не представлены договоры с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг, необходимых для содержания офиса филиала в г.Нижний Новгород, платежные документы и сведения, необходимые для расчета доли расходов на оплату коммунальных услуг на содержание здания филиала, подлежащих распределению на РЭС «Тамбовский» по виду деятельности «передача электрической энергии на территории Тамбовской области» в соответствии с учетной политикой Общества, а именно – сведения о размере ФОТ основных производственных рабочих филиала и доли ФОТ основных производственных рабочих, осуществляющих деятельность по передаче электроэнергии на территории Тамбовской области.

Также Обществом в составе подконтрольных расходов были заявлены затраты на услуги связи (141,28 тыс.руб.), вневедомственной охраны (50,16 тыс.руб.), юридические и информационные услуги (511,52 тыс.руб.), услуги банка (26,52 тыс.руб.).

Расходы на услуги связи определены в размере 49,11 тыс. рублей на уровне фактических расходов АО «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области за 2019 год с ИПЦ 103,2% и 103,6% с учетом анализа оборотно-сальдовых ведомостей счета 20 «передача электроэнергии по РЭС «Тамбовский» (факт 2019 год: интернет 13 167,22 руб. + проводная связь 17 512,35 руб. + сотовая связь 15 255,04 руб. = 45 934,61 руб. *1,032*1,036 = 49 111 руб.) с учетом представленного экономического обоснования по данной статье затрат: договоры от 16 апреля 2015 года № CSN-30161141, от 16 ноября 2012 №400/2012 с ОАО «МегаФон» об оказании услуг корпоративной связи, договоры с ОАО «Ростелеком», г.Тамбов, от 01 сентября 2011 № 102000018638 об оказании услуг телефонной связи, от 14 сентября 2011 № 102000018638/1 на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи, договор с ООО «Системы связи», г.Тамбов, от 13 мая 2013 № ЮЛ-111038 на оказание телематических услуг связи.

Затраты на услуги банка приняты по статье «Прочие услуги сторонних организаций» в сумме 19,80 тыс.руб., что составляет 0,15% от фонда оплаты труда на обслуживание сетевой организацией выплат денежных средств работникам с использованием банковских карт, эмитируемых Банком. В качестве обоснования представлены договоры от 11 апреля 2012 № 4155-К с ОАО «Банк ВТБ» по счетам по корпоративным банковским картам, от 17.03.2014 № 11512 с ОАО Акционерный банк «Россия» о порядке обмена электронными документами с использованием Системы «Клиент Банк», распределение 91 счета по факту за 2019 год. Расчет по составляющим суммы расходов на услуги банка сетевой организацией не представлен.

Расходы на услуги вневедомственной охраны, на юридические и информационные услуги, на аудиторские и консультационные отклонены в полном объеме как документально неподтвержденные. Не представлен договор оказания услуг вневедомственной охраны как за 2019-2020 годы, так и на 2021 год. Представленный административным истцом договор аренды здания от 16.12.2018 № 297-ВЛГ-2018 в г. Нижний Новгород не является подтверждением затрат на вневедомственную охрану.

Также не представлены расчеты-расшифровки заявленных расходов на юридические и информационные услуги, на аудиторские и консультационные услуги за 2019 год и на 2021 год, в том числе не исполнен запрос Управления от 21 сентября 2020 № 02-09/1796, не представлен расчет общей суммы затрат по статье в целом, затраты, распределенные по субъектам Федерации, в которых осуществляет деятельность филиал «Волго-Вятский», и расчет доли распределения на Тамбовскую область. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 за 2019 год фактические расходы на территории Тамбовской области отсутствуют.

Таким образом, АО «Оборонэнерго» не подтвердило факт отнесения расходов на вневедомственную охрану, юридические и информационные услуги, на аудиторские и консультационные услуги на вид деятельности «оказание услуг по передаче электрической энергии» на территории Тамбовской области.

Расходы по статье «Прибыль на социальное развитие» заявлены АО «Оборонэнерго» в размере 1 322,68 тыс.руб., исходя из численности персонала 43 единицы, с ростом к принятым на 2020 год на 826,64 тыс. рублей или в 2,7 раз.

Из расчета АО «Оборонэнерго» исключены затраты на выплаты, не предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением (к праздничным дням, к юбилейным датам, подарки детям к Новому году), которые не являются обязательными и могут быть осуществлены за счет экономии средств или из других источников.

В соответствии с пунктами 17, 19 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), которые включают в себя в числе прочих затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Следовательно, исходя из этой нормы названные затраты могут быть включены в состав необходимой валовой выручки как другие расходы из прибыли при условии их экономической обоснованности.

Раздел 6 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 21 декабря 2018 г., предусматривает обязанность работодателя обеспечить предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях, устанавливая перечень и размеры таких выплат, которое подлежало применению к спорным правоотношениям.

Предоставляя в обоснование тарифной заявки план расходов на выплаты социального характера на 2021-2025 годы и положение о социальных выплатах, действующее на предприятии, в перечень выплат регулируемая организация включила: единовременные выплаты в связи с праздничными днями 23 февраля, 8 марта т 22 декабря ( День энергетика); единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску, подарки детям к Новому году ( каждому работнику), исходя из планируемой численности работников – 43 человека; единовременную материальную помощь работнику при рождении ребенка, при первом вступлении в брак, в случае смерти близких родственников и к юбилеям 50,55,60 лет.

Между тем, Отраслевое тарифное соглашение на 2019-2021 годы предусматривает следующие виды единовременной материальной помощи:

а) при регистрации брака (если брак регистрируется впервые) - не менее 5750 (Пяти тысяч семисот пятидесяти) рублей. Выплата материальной помощи производится по факту предоставления свидетельства о регистрации брака, при условии что свидетельство предоставлено работодателю в течение 3-х месяцев с момента регистрации брака;

б) при рождении ребенка - в размере не менее 7050 (Семи тысяч пятидесяти) рублей. В случае рождения/усыновления 2-х и более детей выплата производится отдельно на каждого ребенка. В случае если оба родителя являются работниками Организации, материальная помощь по данному основанию предоставляется одному из них. Выплата материальной помощи производится по факту предоставления работодателю свидетельства о рождении ребенка не позднее 3-х месяцев с момента рождения ребенка;

в) семье работника в связи со смертью работника Организации - в размере не менее 8450 (Восемь тысяч четыреста пятьдесят) рублей;

г) на организацию похорон ветеранов Организации (порядок отнесения лиц к категории ветеранов определяется непосредственно в Организациях) - в размере не менее 8450 (Восьми тысяч четыреста пятьдесят) рублей;

д) работнику в связи со смертью его близких родственников (супруга(и), детей, родителей), - в размере не менее 6550 (Шести тысяч пятисот пятидесяти) рублей;

- предоставление единовременной выплаты при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Выплата по данному основанию производится один раз в год в размере не менее ММТС.

Из содержания экспертного заключения следует, что Управлением приняты к расчету в составе НВВ расходы на денежные выплаты социального характера в сумме 649,34 тыс.руб., которые включают выплаты, установленные Отраслевым тарифным соглашением, Положением о выплатах социального характера АО «Оборонэнерго», утвержденным приказом генерального директора от 19 февраля 2015 года № 43, исходя из плановой численности персонала 29 человек, с учетом данных сетевой организации о фактических выплатах за 2019 год.

Суд полагает, что указанный порядок расчета выплат социального характера, подлежащих включению в состав НВВ Общества на 2021 год, соответствует требованиям действующего законодательства.

В составе подконтрольных расходов Обществом заявлены затраты по статье «Транспортные услуги» в сумме 283,30 тыс.руб. на аренду спецтехники со ссылкой на фактические затраты за 2019 год. В административном исковом заявлении Общество указывает, что затраты на транспортные услуги включают в себя аренду специального транспорта, которого не имеется у Общества и которое необходимо для осуществления текущего и капитального ремонта электросетевого оборудования.

Расходы на транспортные услуги (аренду техники) Управлением были отклонены в полном объеме по следующим основаниям.

При планировании затрат административный истец не выполнил положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

Фактические затраты АО «Оборонэнерго» на транспортные расходы согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 за 2019 год составили 123,93 тыс. руб. Основания для увеличения расходов по расчету на 2021 год в 2,3 раза не выявлены, сумма затрат значительно завышена.

Ремонтные работы на объектах электросетевого хозяйства АО «Оборонэнерго» выполняются по договорам подряда, локально-сметные расчеты которых включают все необходимые затраты, в том числе выполнение работ с использованием спецтехники. Расходы на выполнение ремонтных работ подрядным способом приняты в тарифе на 2021 год в полном объеме по предложению административного истца. Необходимость и рациональность аренды дополнительных 7 единиц спецтехники при отсутствии изменений по составу и количеству оборудования не обоснована.

Потребность в автотранспорте на территории Тамбовской области определена приказом филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» от 15 июня 2018 № 197 «О наделении транспортными средствами». Расходы на ГСМ и обслуживание автотехники, в том числе автовышки, включены в тариф 2021 года в статье «Материалы». По анализу путевых листов имеется резерв по использованию спецтехники.

Из договора возмездного оказания услуг спецтехники с экипажем (аренды) с ИП Акопян Г.М. от 16 августа 2019 года № 197-ВЛГ-2019, представленного в качестве обоснования транспортных расходов на 2021 год, следует, что срок действия данного договора истек в 2019 году после подписания актов сдачи-приемки оказанных услуг, следовательно, расходы носят единичный характер, не являются постоянными на каждый год и не могут быть приняты на долгосрочный период регулирования в подконтрольных расходах. Не обоснована цель использования арендованного транспорта (при наличии собственного) для перевозки кабельно-проводниковой продукции и 9 трансформаторов из г. Казань Республика Татарстан в г. Тамбов с отсутствием объяснения дальнейшего использования на территории Тамбовской области указанных материалов по виду деятельности «передача электрической энергии». Не обоснована стоимость аренды, так как по конкурентному виду деятельности закупки проводились способом «у единственного поставщика».

Таким образом, экономическая обоснованность и целесообразность включения данных расходов в тариф 2021 года административным истцом не доказана.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Управлением расходы на транспортные услуги были обоснованно не включены в состав НВВ Общества на 2021 год.

В составе неподконтрольных расходов административный истец оспаривает затраты по статье «Аренда».

Расходы по статье «Аренда» к регулированию заявлены в размере 652,12 тыс.руб., в административном исковом заявлении - в размере 522,78 тыс.руб.

В качестве обоснования расходов на аренду представлен договор с ИП Балыкин А.В. от 16 декабря 2018 № 297-ВЛГ-2018 на аренду нежилого здания площадью 654,3 м2, расположенного в г. Нижний Новгород, с арендной платой 389,4 тыс. рублей в месяц или 4,7 млн.руб. в год, для размещения административно-управленческого персонала, а также счета-фактуры и платежные документы. Закупочные процедуры по договору проведены способом «у единственного поставщика». Затраты в доле распределены на Тамбовскую область.

Управлением расходы отклонены в полном объеме как экономически необоснованные и документально неподтвержденные по следующим основаниям.

При планировании затрат не выполнены положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц;

Обществом не обоснована общая сумма расходов на аренду в размере 8 913,93 тыс.руб., поскольку из текста договора аренды и по представленным счетам стоимость аренды составила 389,3 тыс.руб./мес.*12 мес.=4 671,6 тыс.руб. Направление использования другой части расходов в размере 4,24 млн.руб. не представлено.

Из пояснений представителя административного истца и специалиста Завьялова А.М. в судебном заседании следует, что между административным истцом и ИП Балыкиным А.В. 16 июля 2019 года было заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору аренды, согласно условиям которого была увеличена площадь арендуемого здания в связи с его реконструкцией и соответственно увеличена арендная плата до 697 221 руб. в месяц, однако данное дополнительное соглашение в составе тарифного предложения Обществом в Управление не представлено.

Кроме того, из содержания пунктов 5.1, 5.3 договора аренды следует, что он вступает в силу с 16 декабря 2018 года и действует по 15 ноября 2019 года и считается продленным на тот же срок не тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.

По смыслу положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в частности, ч. 5 ст. 4, ч.ч. 2, 3 ст. 3, действие которого в силу пункта 1 части 2 статьи 1 названного закона распространяется на административного истца, извещение и документация о закупке должны размещаться на официальном сайте до заключения договора.

Продление договора аренды по окончании срока аренды фактически означает, что по истечении срока договора аренды между сторонами начинает действовать новый договор аренды (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 № 59). Следовательно, возобновление договора аренды на новый срок приводит к заключению нового договора и должно рассматриваться как новая закупка, при осуществлении которой заказчик обязан руководствоваться положениями Федерального Закона № 223-ФЗ.

Между тем, сведений и документов, подтверждающих соблюдение требований закона о совершении закупочных процедур, связанных с продлением вышеуказанного договора аренды здания, Обществом Управлению не представлено.

Расчет расходов на услуги связи, электроэнергию, вывоз мусора, тепло- и водоснабжение, осуществляемых на основании вышеуказанного договора аренды, административным истцом в материалы тарифного дела не представлен; кроме того, указанные расходы относятся к другим статьям затрат согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования и не являются расходами на аренду.

Также Обществом в Управление не представлен расчет обшей суммы затрат по статье в целом, затраты, распределенные по субъектам Федерации, в которых осуществляет деятельность филиал «Волго-Вятский», и расчет доли распределения затрат на Тамбовскую область.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 за 2019 год фактические расходы на территории Тамбовской области отсутствуют.

При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для включения в состав неподконтрольных расходов для расчета НВВ административного истца на 2021 год названных расходов на аренду.

В административном исковом заявлении административный истец также не согласился с примененной Управлением методикой расчета индекса эффективности операционных расходов.

По расчету административного истца индекс эффективности подконтрольных расходов составил 5%. При этом в расчете применялись коэффициенты нормализации для 2012-2013 года. Уровень подконтрольных расходов рассчитан в доле 30% расходов, определенных по методу сравнения аналогов, и 70% экономически обоснованных расходов на 2021 год.

В соответствии с пунктами 2, 7, 16 Основ ценообразования под индексом эффективности операционных расходов понимается показатель, характеризующий динамику изменения уровня расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), позволяющий обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных расходов, определяемого методом сравнения аналогов или путем расчета эффективного уровня расходов, связанных с содержанием типового оборудования; под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования; под ценами (тарифами) понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями № 98-э на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э и от 30 марта 2012 года № 228-э, утвержденными Приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), и индекса эффективности операционных подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов.

С учетом изложенного, базовый уровень подконтрольных расходов является суммой доли уровня подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, который устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов с учетом статей расходов (затрат) и результатов анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, содержащихся в пункте 12 Методических указаний № 98-э, доли базового уровня операционных, подконтрольных расходов, который определяется в 70% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, и 30% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов для территориальных сетевых организаций, рассчитанного в соответствии Методическими указаниями № 421-э; индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов.

Порядок формирования индекса операционных подконтрольных расходов, принимаемых к расчету при установлении тарифов, определяется в соответствии с Методическими указаниями № 421-э в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых приказов.

Согласно пунктам 5, 6, 7, 8 Методических указаний № 421-э проведение сравнительного анализа осуществляется на основе собранных данных ФАС России. Период сбора данных для определения базового уровня операционных, подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов должен составлять не менее 3 последних отчетных лет или всего срока существования территориальных сетевых организаций, в случае, если территориальных сетевых организаций функционирует менее 3 лет.

Расчет индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов и величины базового уровня операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов осуществляется на основании распределения территориальных сетевых организаций по группам территориальных сетевых организаций, показатель рейтинга эффективности которых находится в заданном интервале фиксированных значений в соответствии с приложением № 3 к Методическим указаниям (далее - группа эффективности) по итогам расчета рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций, с учетом: уровня цен и климатических условий в регионе, в котором осуществляется деятельность территориальных сетевых организаций; натуральных показателей территориальных сетевых организаций, предусмотренных приложением № 1 к Методическим указаниям.

Расчет рейтинга эффективности, ранжирование уровней эффективности сетевой организации, проводится с использованием нормализованных (преобразованных в значения в диапазоне от 0 до 1) удельных показателей, определенных согласно приведенным в пункте 8 Методических указаний № 421-э формулам.

Согласно разъяснениям ФАС России от 6 августа 2019 года № ВК/67710/19, приложениями № 2 и 4 Методических указаний № 421-э предусмотрен расчет коэффициентов приведения затрат по уровню цен для территориальных сетевых организаций n в году i. Коэффициенты нормализации (преобразования в значения в диапазоне от 0 до 1) территориальных сетевых организаций n для года i определяются в соответствии с приложением № 2 к Методическим указаниям № 421-э. Коэффициенты нормализации на 2012 - 2013 годы определены на основе анализа репрезентативной выборки территориальных сетевых организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и на последующие годы рассчитываются в соответствии с приложением 7 к Методическим указаниям № 421-э. В последующие годы для проведения расчетов используется официальная статистическая и информация о стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в субъектах Российской Федерации за декабрь рассматриваемого года. Коэффициенты приведения затрат по уровню цен для субъектов Российской Федерации рассчитываются как отношение стоимости потребительской корзины в г. Москве к стоимости потребительской корзины в соответствующем регионе.

В связи с тем, что в отношении акционерного общества «Оборонэнерго» осуществлен переход на следующий долгосрочный период регулирования, в расчете показателя рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций приняты фактические показатели территориальных сетевых организаций, учитываемые в расчете значений приведенных удельных показателей территориальных сетевых организаций протяженность линий электропередачи; установленная трансформаторная мощность электрооборудования; максимальное за отчетный период регулирования число точек присоединения потребителей услуг к электрической сети территориальных сетевых организаций за два последних года (2018 - 2019 годы), то есть годы предыдущего периода регулирования.

Рейтинг эффективности рассчитан в соответствии с фактическими техническими показателями АО «Оборонэнерго» по составу оборудования (протяженность линий, мощность трансформаторов, количество точек присоединения) и фактическими затратами сетевой организации на обслуживание этого оборудования в сравнении с территориальными сетевыми организациями региона, занимающимися аналогичным видом деятельности (метод сравнения аналогов).

Коэффициенты нормализации Управлением определены на основе анализа репрезентативной выборки территориальных сетевых организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, и на последующие годы рассчитываются в соответствии с приложением 7 к Методическим указаниям № 421-э (действовало на момент регулирования). При расчете учтены разъяснения ФАС России от 16 января 2017 года № ВК/1555/17.

Индекс эффективности подконтрольных расходов рассчитан административным ответчиком в том числе, с учетом предоставленных акционерным обществом «Оборонэнерго» данных о фактических затратах Общества за 2018 год в размере 29 413,21 руб. и за 2019 год в размере 36 267,15 тыс.руб. в соответствии с пунктам 5, 6, 7, 8 Методических указаний № 421-э и разъяснениями ФАС России от 6 августа 2019 года № ВК/67710/19.

В соответствии с приложением № 3 к Методическим указаниям N 421-э, на основании показателя рейтинга эффективности 0,68 и планового значения экономически обоснованных подконтрольных расходов индекс эффективности подконтрольных расходов в соответствии с расчетами Управления составил 7%.

Расчет индекса эффективности показывает, что фактические затраты административного истца, отнесенные на количественные технические показатели, завышены относительно других сетевых организаций региона и требуют корректировки по сокращению затрат путем сокращения коэффициента индексации. При адекватном объеме фактических затрат индекс эффективности не превысил бы 3%. Таким образом, метод сравнения аналогов ориентирует сетевые организации к уровню затрат, сложившемуся в регионе на обслуживание аналогичного электросетевого оборудования и расходованию средств в рамках тарифного регулирования.

С учетом изложенного довод административного истца о необходимости определения индекса подконтрольных расходов с использованием коэффициента изменения рейтинга эффективности территориальных сетевых организаций на основе данных за 2012 - 2013 годы является несостоятельным.

В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями; максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.

Расчет подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, который устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов с учетом статей расходов (затрат) и результатов анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, производится в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э.

Согласно пункту 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования; оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

С учетом указанных в пункте 12 Методических указаний № 98-э статей затрат, административным ответчиком рассчитана сумма подконтрольных расходов на 2021 год с применением метода экономически обоснованных расходов в сумме 19 017,17 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний 421-э для территориальных сетевых организаций, переход на долгосрочный метод регулирования которых осуществляется в году, предшествующем периоду регулирования, значение фактических экономических обоснованных подконтрольных расходов (OPEXi) заменяется на плановое значение экономических обоснованных подконтрольных расходов. При этом значение индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов определяется в соответствии с приложением № 3 к Методическим указаниям на основании полученного расчетного рейтинга эффективности.

Пунктом 13 Методических указаний № 421-э установлено, что в случае, если в соответствии с представленными данными значение фактических операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций за один из двух лет, предшествующих периоду регулирования, превышает значение операционных подконтрольных расходов, установленных органом регулирования для территориальных сетевых организаций на соответствующий год, более чем на D процентов (формула 14, содержащаяся в пункте 13 Методических указаний № 421-э), установление базового уровня операционных, подконтрольных расходов осуществляется в соответствии с действующим для территориальных сетевых организаций долгосрочным методом регулирования, а в случае отсутствия превышения параметра D, базовый уровень подконтрольных расходов определяется с учетом рейтинга эффективности с применением метода сравнения аналогов.

В границах Тамбовской области для Общества D составило 0%, рост фактических подконтрольных расходов относительно утвержденных на 2019 год составил 258% (факт 36267,16 тыс.руб./план 14 049,16 тыс.руб.).

Базовый уровень операционных расходов определен методом сравнения аналогов для акционерного общества «Оборонэнерго» на 2021 год в размере – 19 017 тыс.руб. из расчета 100% от базового уровня операционных, подконтрольных расходов, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, индекс эффективности предприятия определен в размере 7% описанным выше методом.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым согласиться с методикой, примененной Управлением для расчета базового уровня операционных расходов на 2021 год, включая расчет индекса эффективности подконтрольных расходов.

Суд также обращает внимание на то, что весь период тарифного регулирования АО «Оборонэнерго» в Управление не представляло документального подтверждения ряда затрат в ответ на запрос от 21 сентября 2020 года № 02-09/1796, в связи с чем Управлением расчет отдельных затрат был выполнен исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) (пункт 24 Правил регулирования).

Таким образом, Управлением при определении НВВ АО «Оборонэнерго» на 2021 год правомерно исключены экономически необоснованные затраты административного истца при соблюдении процедуры регулирования.

Оспариваемые тарифные решения соответствуют принципу обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике) и достигают, баланса экономических интересов сетевой организации и потребителей ее услуг (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике).

Величина экономически обоснованной необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2021 год составляет 26 385,64 тыс.руб. (без учета потерь), индекс эффективности 7%. Основания увеличить НВВ без учета оплаты потерь на 13 707,94 тыс.руб. и уменьшить индекс эффективности до величины 5% административным истцом не доказаны.

Таким образом, доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативному правому акту субъекта Российской Федерации, имеющим более высокую юридическую силу, и не противоречит федеральному законодательству, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

На основании изложенного,

руководствуясь ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Оборонэнерго» к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области о признании недействующими в части приказа Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25 декабря 2020 г. № 184-э «Об определении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности по передаче электрической энергии, осуществляемой акционерным обществом «Оборонэнерго» на территории Тамбовской области, на 2021-2025 годы», приказа от 28 декабря 2020 года № 190-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тамбовской области на 2021 год», приказа от 25 декабря 2020 года 185-э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы» отказать.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в газете «Тамбовская жизнь».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тамбовский областной суд.

Судья /подпись/ Гурулева Т.Е.

Решение суда в окончательной форме составлено 27 октября 2021 года.

Судья /подпись/ Гурулева Т.Е.