Дело № 7-364(2)/2020
Судья Карев О.В.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 15 июля 2020 года
Судья Тамбовского областного суда Епифанова С.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозова Сергея Евгеньевича на решение судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 21 мая 2020 года, вынесенное в отношении инженера по ОТ и ООС ООО «Русагро-Тамбов» Конобеева О.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением ведущего специалиста-эксперта, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области Морозова С.Е. от 9 декабря 2019 года № 04-233/2019 инженер по ОТ и ООС ООО «Русагро-Тамбов» Конобеев О.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Основанием для привлечения Конобеева О.И. к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в постановлении должностного лица от 9 декабря 2019 года № 04-233/2019 выводы о том, что общество допустило выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отсутствие действующего специального разрешения, при этом срок действия предыдущего специального разрешения истек 21 апреля 2019 года.
Ответственным должностным лицом по данному факту является инженер по ОТ и ООС Конобеев О.И.
Указанные обстоятельства выявлены в период с 5 ноября 2019 года по 2 декабря 2019 года в результате плановой выездной проверки.
На указанное постановление защитником Конобеева О.И. по доверенности Селезневой О.Л. была подана жалоба в суд.
Решением судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 21 мая 2020 года вышеназванное постановление должностного лица от 9 декабря 2019 года № 04-233/2019 изменено, Конобеев О.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, государственный инспектор Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозов С.Е., настаивая на законности вынесенного им постановления, просит отменить данный судебный акт от 21 мая 2020 года, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях на жалобу защитник Конобеева О.И. по доверенности Селезнева О.Л. просит отказать в удовлетворении данной жалобы.
Заявитель Морозов С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника должностного лица Конобеева О.И. по доверенности Селезневу О.Л., считавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Соловьёву И.В., прихожу к следующему.
Судья районного суда, приходя к выводу о переквалификации действий должностного лица Конобеева О.И. с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ на ст. 8.5 данного Кодекса, исходил из того, что в рассматриваемом случае инженер по ОТ и ООС ООО «Русагро-Тамбов» Конобеев О.И.должен был представить декларацию о воздействии на окружающую среду, чего сделано не было.
С таким выводом согласиться нельзя.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы; о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Частью 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В силу ч. 3 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.
Частью 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В силу ч. 1.2 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Таким образом, изменение природоохранного законодательства в части того, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, не требуется получать разрешение на выброс в атмосферный воздух, не устраняет нормативное требование об обязанности разработать и представить декларацию о воздействии на окружающую среду в случае осуществления выбросов в атмосферный воздух, которая (декларация о воздействии на окружающую среду) фактически является разрешительным документом на осуществление вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Конобеева О.И. к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в постановлении должностного лица от 9 декабря 2019 года № 04-233/2019 выводы о том, что общество допустило выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отсутствие действующего специального разрешения, при этом срок действия предыдущего специального разрешения истек 21 апреля 2019 года.
Ответственным должностным лицом по данному факту является инженер по ОТ и ООС Конобеев О.И.
Указанные обстоятельства выявлены в период с 5 ноября 2019 года по 2 декабря 2019 года в результате плановой выездной проверки, проведенной Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в филиале общества «Никифоровский», расположенном по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, являющимся объектом II категории, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении, протоколы результатов исследования (испытаний) и измерений промышленных выбросов, результаты замеров на источниках выбросов.
С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о том, что в рассматриваемом случае в действиях инженера по ОТ и ООС Конобеева О.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются ошибочными, поскольку данной нормой не предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него при отсутствии нормативно-разрешительной документации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Поскольку судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, обжалуемое решение от 21 мая 2020 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Никифоровский районный суд Тамбовской области.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л :
жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозова С.Е. удовлетворить.
Решение судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 21 мая 2020 года, вынесенное в отношении инженера по ОТ и ООС ООО «Русагро-Тамбов» Конобеева О.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе ООО «Русагро-Тамбов» на постановление ведущего специалиста-эксперта, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 9 декабря 2019 года № 04-233/2019 направить на новое рассмотрение в Никифоровский районный суд Тамбовской области.
Судья Тамбовского
областного суда - С.А. Епифанова