НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 05.10.2020 № 7-593(2

Дело № 7-593(2)/2020

Судья Нищев В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 5 октября 2020 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу защитника Селезневой О.Л. в интересах Конобеева О.И. на постановление ведущего специалиста-эксперта, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 04-233/2019 от 9 декабря 2019 года и решение судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 25 августа 2020 года, вынесенные в отношении инженера по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» Конобеева О.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением ведущего специалиста-эксперта, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 04-233/2019 от 9 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 25 августа 2020 года, инженер по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» Конобеев О.И. (далее также должностное лицо Конобеев О.И.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, а также в поступивших к ней дополнениях, заявитель просит данные постановление должностного лица и решение судьи отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в административный орган.

Указывает, что декларация о воздействии на окружающую среду должна быть предоставлена главным инженером ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» в орган Росприроднадзора 21 апреля 2019 года. В указанное время данную должность занимал Тимофеев М.Е., а Конобеев О.И. был принят на работу 2 сентября 2019 года, соответственно, он не является субъектом вмененного административного правонарушения.

Также ссылается на то, что в рассматриваемом случае действия Конобеева О.И. следовало квалифицировать по ст. 8.5 КоАП РФ.

По мнению заявителя, для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух производился в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводов жалобы, поддержанные в судебном заседании заявителем, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы; о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

В силу ч. 3 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.

Частью 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В силу ч. 1.2 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, изменение природоохранного законодательства в части того, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, не требуется получать разрешение на выброс в атмосферный воздух, не устраняет нормативное требование об обязанности разработать и представить декларацию о воздействии на окружающую среду в случае осуществления выбросов в атмосферный воздух, которая (декларация о воздействии на окружающую среду) фактически является разрешительным документом на осуществление вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AO4HQ9N2 от 30 декабря 2016 года, ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» является объектом II категории, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем обязано разрабатывать и представлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия полученного ранее разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» имело разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 62 со сроком действия с 28.11.2016 г. по 21.04.2019 г., однако по истечении указанного периода в нарушение вышеназванных требований законодательства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном объекте II категории осуществлялись в отсутствие декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как усматривается из материалов дела, ответственным должностным лицом за соблюдение вышеназванных требований природоохранного законодательства в части представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды декларации о воздействии на окружающую среду является инженер по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» Конобеев О.И., что следует из его должностной инструкции.

Доводы жалобы о том, что Конобеев О.И. не является субъектом вмененного административного правонарушения ввиду того, что он работает на предприятии со 2 сентября 2019 года, а разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух имело срок действия до 21 апреля 2019 года, соответственно, обязанность по подаче декларации лежала на ином должностном лице, были предметом проверки судьи районного и обоснованно признаны несостоятельными.

Так, судья районного суда правильно исходил из того, что нарушения природоохранного законодательства в части непредставления декларации о воздействии на окружающую среду были выявлены в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 5 ноября 2019 года по 2 декабря 2019 года, в связи с чем должностное лицо Конобеев О.И. располагал необходимым и достаточным после принятия его на занимаемую должность периодом времени для проведения необходимых действий и работ в соответствии с должностной инструкцией, между тем должностные обязанности в указанной части им исполнены не были.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 30-31), актом проверки (л.д. 32-50), распоряжением о проведении плановой выездной проверки (л.д. 51-56), протоколами результатов исследования (испытаний) и измерений промышленных выбросов, результатами замеров на источниках выбросов (л.д. 58-71), приказом о приеме Конобеева О.И. на работу (л.д. 92), должностной инструкцией инженера по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» (л.д. 93-95) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в бездействии должностного лица Конобеева О.И. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Существенных нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве допущено не было.

Порядок и срок привлечения должностного лица Конобеева О.И. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Конобееву О.И. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ для должностных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

решил:

постановление ведущего специалиста-эксперта, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области № 04-233/2019 от 9 декабря 2019 года и решение судьи Никифоровского районного суда Тамбовской области от 25 августа 2020 года, вынесенные в отношении инженера по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды ООО «Русагро-Тамбов» - филиал «Никифоровский» Конобеева О.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Селезневой О.Л. в интересах Конобеева О.И. - без удовлетворения.

Судья В.В. Баранов